ТЕМА УРОКА. Обобщающий урок-викторина по теме «Литературные сказки»
Цель: - развивать речь, внимание, творческое мышление;
- формировать умение работать в группе, умение слушать ; формировать навык беглого осознанного чтения;
- воспитывать интерес к чтению книг; доброту, отзывчивость.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, карточки с заданием, литературная раскраска, книжная выставка.
ХОД УРОКА
Организационное начало урока.
Навострите, дети, ушки, мы начнём издалека.
Мы не будим бить баклуши на уроке чтения.
- Что означает выражение «бить баклуши»? (дети дают пояснение)
Вот и я вам предлагаю активно работать на уроке, быть внимательными. За активную работу вы будете получать смайлик. От количества смайликов будет зависеть ваша оценка за урок. Получив смайлик, выкладывайте его в ряд.
II. Мотивация учебной деятельности. Определение целей.
( Видеоролик «В гостях у сказки»)
Сегодня у нас итоговый урок по теме «Литературные сказки». Мы ещё раз встретимся с любимыми героями прочитанных сказок. Вас ждёт много интересных познавательных заданий. На уроке вы будете работать в группах. Поэтому вспомним правила работы в группе: не перебивать рассказчика, дать возможность высказывать своё мнение всем участникам группы, не кричать.
Подготовка к чтению. Речевая разминка
IV. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились во время изучения темы «Литературные сказки»
( за ответ давать смайлик, если обучающийся назовет все сказки)
( Городок в табакерке, Сказка о жабе и розе, Серебряное копытце, Аленький цветочек. )
- Поскольку сказки, которые мы читали – литературные, то они имеют авторов. И, конечно же мы не можем их не назвать. Ведь начиная читать любое произведение, мы должны всегда обратить внимание, кто его автор. Назовите писателей сказок в той последовательности, в которой мы их изучали.
Одоевский Владимир Фёдорович – сказка «Городок в табакерке»
Гаршин Всеволод Михайлович- «Сказка о жабе и розе»
Бажов Павел Петрович - сказка «Серебряное копытце»
Аксаков Сергей Тимофеевич – сказка «Аленький цветочек»
Молодцы, ребята.
Теперь вспомним содержание сказок и узнаем героя. Вытаскиваю из коробочки и зачитываю.
Девчоночка маленькая, любопытная, трудолюбивая. Носик пуговкой. По шестому годку девочка. Сироткой была. Имела кошку, худую правда, но звонкую. ( Дарёнка из сказки Серебряное копытце)
Послушный мальчик, вежливый. Любил рисовать. Однажды попал в необычную музыкальную страну. ( Мальчик Миша, Городок в табакерке)
Это богатый, именитый человек. Имел трёх дочерей. И любил он их больше всего богатства. ( Купец, Аленький цветочек)
Он был мальчик лет семи, с большими глазами. Он очень любил цветник. Там он читал книги или забирался в самую гущу цветника. ( Маленький мальчик, Сказка о жабе и розе)
Семьи у него не осталось. Сам большой, бородатый. С утра на работу уходил, был мастером сказки рассказывать. ( Старик Кокованя, Серебряное копытце)
Она была любимой дочерью у отца. Чтобы спасти отца, не плакала, не охала ,а в дальний путь собираться стала. ( Меньшая дочь купца, Аленький цветочек)
Когда она в первый раз увидела цветок своим злыми глазами, что – то страшное зашевелилось в её сердце. (Жаба, Сказка о жабе и розе)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжьи. ( Чудище, Аленький цветочек)
Выборочное чтение. Обратите внимание на доску. Там вы видите рисунки к разным сказкам. Найдите к рисунку соответствующий отрывок сказки. Будьте внимательны. Отрывок должен быть максимально точным.
Литературная раскраска. Каждый ученик получает рисунок, отгадывает название сказки и раскрашивает его. (Можно взять как вариант домашнего задания, чтобы сэкономить вемя)
(Можно скачать отдельным файлом по адресу https://multiurok.ru/files/literaturnaia-raskraska-4-klass.html)
V Обобщение материала
Работа в группах. Восстановите правильный порядок событий сказки «Аленький цветочек». У каждой группы задание одинаковое.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у зверя лесного.
Зависть сестёр
Купец встретился со зверем лесным
Превращение зверя в принца.
После выполнения задания группам предлагается взаимопроверка. (капитаны обмениваются заданием. По 1 ребёнку от команды по очереди читают ответ. Капитан ставит + или - . После проверки задание возвращается в команду.) Посмотрите, у кого нет ошибок. Молодцы. Правильные варианты ответов ( 1. Жил купец… 2. Три дня и …. 3. Отправился купец…. 4. Купец встретился…. 5 Младшая дочь у…. 6. Зависть сестёр…. 7. Превращение зверя…)
Физминутка для глаз.
Задание на внимание. (Слайд) Найдите ошибку в названии сказки и исправьте её.
« Малахитовое копытце» ( «Серебряное копытце»)
«Сказка о жабе и тюльпане» ( «Сказка о жабе и розе»)
« Розовый цветочек» ( «Аленький цветочек»)
«Городок в сундучке» ( «Городок в табакерке»)
Мы с вами сегодня вспомнили содержание сказок, авторов этих сказок. Соедините названии сказки и её автора. ( по1 к доске)
В.М.Гаршин Аленький цветочек
С.Т.Аксаков Сказка о жабе и розе
В.В.Одоевский Серебряное копытце
П.П.Бажов Городок в табакерке
Работа с книжной выставкой. Кроме этих литературных сказок, есть много других. Обратите внимание на книжную выставку. Возможно, вы знакомы с данными авторами. Это и Андерсен, и Пушкин, И Чуковский и много других уже известных вам авторов. Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке, в классной мини библиотеке , а также у своих товарищей.
VI Итог урока. Ребята, чему нас учат все эти сказки? (доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)
Народная мудрость гласит: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Поэтому, всё, о чём мы сегодня говорили – запомните, сделайте вывод. И мне очень бы хотелось верить, что все вы будете добрыми, честными, справедливыми людьми.
Что вам запомнилось с нашего урока?
Кому понравился урок, похлопайте в ладоши и скажите: что за прелесть эти сказки.
Оценивание работы учащихся.
VII Домашнее задание.
Скажите, есть ли среди этих сказок та, концовку которой вы бы хотели изменить? Домашнее задание вы выберете себе сами: написать письмо герою одной из данных сказок или сочинить новую концовку сказки.