СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина «Угадай профессию» по предмету «Выбор профиля обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Угадай профессию»                   Урок-викторина  по предмету «Выбор профиля обучения»,

Тема: Мир профессий.

Цель: Обобщение полученных знаний и закрепление  их в игровой форме.

Задачи:

1.Проверить  уровень  усвоения  теоретических  знаний и умений по теме «Мир профессий».

2.Развивать у учащихся навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия.

3. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина «Угадай профессию» по предмету «Выбор профиля обучения»»

«Угадай профессию»

Урок-викторина по предмету «Выбор профиля обучения»,

Тема: Мир профессий.

Цель: Обобщение полученных знаний и закрепление их в игровой форме.

Задачи:

1.Проверить уровень усвоения теоретических знаний и умений по теме «Мир профессий».

2.Развивать у учащихся навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия.

3. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Участники: учащиеся 10 классов.

Оборудование:

ПК, интерактивная доска, проектор;

Презентация, музыкальные файлы;

Набор картинок о профессиях;

Сигнальные знаки - «рука» (2 шт);

Сигнальные карточки красного и зелёного цвета;

Раздаточный материал: карточки с буквами Ч,П,Т,Х,З;

Задания для конкурсов;

Бланки для жюри.

Продолжительность: 40 мин





Ход игры.

Участники игры рассаживаются по периметру класса, затем, всем предлагаются 2 варианта распределения: цветные жетоны (красный /синий)или по желанию. Так учащиеся разделяются и образуют две команды. Название и эмблемы готовы заранее «Мастера» и «Профессионалы». Участники рассаживаются за столы для работы в командах. Затем ведущий представляет гостей урока и жюри.

ВЕДУЩИЙ: (вступление 2 мин)

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Приветствуем вас на викторине «Узнай профессию»!

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас наверняка уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. И не только по тому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, появляются новые, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией, а что специальностью.

Море профессий необозримо. Об этом наш урок-викторина.

Сегодня мы и обобщим знания о профессиях и узнаем нечто новое и интересное и о мире профессий и о себе.

У нас в гостях сегодня учителя школ города Арамиль. А осуществлять функции жюри будут учащиеся 11 «б» класса ( 3 чел, называю имена, они привстают)

Команды мы назвали «Профессионалы» и «Мастера». Прошу вас наколоть эмблемы.

На столах лежат ручки, листы бумаги, а также карточки для работы, но главный предмет на сегодня – рука – символ знания правильного ответа. Её поднимает после совещания с командой капитан. Прошу вас выбрать капитанов.(1 мин)

Прошу представиться капитанов команд……………….(1 мин)

Командам поочередно задаются вопросы . За правильный ответ присваивается - 1 балл.

(В конкурсе может быть несколько вопросов- за каждый правильный ответ- 1 балл).

Разрешите напомнить, что на ответ команде даётся определённое время и ответ может быть только один!

Соперникам выкрикивать и подсказывать запрещается!!!



I конкурс: «РАЗМИНКА» 2 мин

ВЕДУЩИЙ: все профессии, в отечественной классификации, принято подразделять на пять типов в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: (Назовите эти типы…) «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», и «человек – знаковая система».

Задание разминки состоит в следующем. Названную профессию необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.

Ведущий произносит те профессии из разных типов, которые выделены шрифтом. Команде «Профессионалы» - жирным шрифтом, команде «Мастера» - курсивом.

Обращается к командам по очереди. Участники должны отгадать, к какому типу относится названная профессия. И поднять нужную карточку. Набор карточек размером А4(Ч,П,Т,З,Х) лежит на столе у той и другой команды. На правильный ответ ведущий поднимает зелёный круг, за неправильный – красный.



Задание: Группы профессий по типу взаимоотношений человека и объекта действия.

  1. «Человек – художественный образ»: (карточка Ч)

скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.



  1. «человек – природа»: (карточка П)

инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.



  1. «человек – техника»: (карточка Т)

электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник – путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.



  1. «человек – человек»: (карточка Ч)

секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контроллер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач – эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.



  1. «человек – знаковая система»: (карточка З)

оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.



II конкурс «ВИДЕОСЮЖЕТ» 2 мин

Демонстрируется короткий видеосюжет. Необходимо внимательно посмотреть, запомнить и записать увиденные профессии – листочки с написанными профессиями передаются в жюри.



(токарь, газоэлектросварщик, каменщик,часовщик,кассир-контролёр,флорист, повар)

III конкурс «ПРОФСЛОВАРЬ» 5 мин

ВЕДУЩИЙ: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые написаны на карточках «Профсловарь» .

Вместо пробела напишите название профессии. Удачи!



КАРТОЧКА 1 команде

1. рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.(______________)(архитектор)

2.ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.(________)(портной)

3.верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.(________)(столяр)

4. театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (_________)(артист)

5 ясли, детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие.(___________)(воспитатель детского сада)

6.белый халат, больной, поликлиника, диагноз.(___________) (врач)

7.правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность.(___________) (милиционер)

8. книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели – пользователи.(____________)(библиотекарь)

9.газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (_____________)(корреспондент, журналист)



КАРТОЧКА 2 команде

1.красота, волосы, ножницы, прическа, стиль, шампунь, краска, клиент. (____________)(парикмахер)

2.деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет.(__________) (контролер в банке)

3.телефон, кабель, станция АТС, абоненты, аппаратура, коммуникации.(___________)(инженер электросвязи)

4. ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент.(__________) (слесарь – сантехник)

5.стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка.(______________)(каменщик – строитель)

6.платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность.(___________) (машинист локомотива)

7.земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.(___________) (агроном)

8.тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло.(__________)(пекарь)

9. изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, чертежная доска, съемка, экспедиции, глазомер.(__________) (техник – топограф)



ПАНТОМИМА или ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 3 мин

Необходимо придумать и показать вид трудовой деятельности (дворник, спортсмен, хореограф, маляр и т.д.)

Или показать движения для разгрузки мышц спины, плечевого пояса.



V конкурс «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?» 5 мин

Команды должны отгадать профессии по описанию.

ВЕДУЩ ИЙ: Сейчас на экране будут демонстрироваться не сами профессии, а их описание. Команды отгадывают название профессии. Отвечаем поочерёдно, если команда не знает ответ или ответила неправильно, право ответа переходит к другой команде. Напоминаю, за каждый правильный ответ 1 балл.

Текст на слайды:

  1. В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное – электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных ремонтов на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтер).

  2. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.А.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Горняк, шахтер).

  3. Везде где ведется строительство жилых домов, промышленных зданий и различного рода сооружений, высятся ажурные стрелы грузоподъемных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъемность несколько десятков тонн. Вот что говорит о своей работе один из профессионалов: «Настоящий ас нашего дела может опустить многотонную деталь на спичечный коробок с такой точностью, что он даже не сомнется. Надо одинаково уметь подать и груз, и банку с водой – напиться монтажникам. Я ставлю груз с отклонением плюс – минус 5 см… конечно такая точность приходит не сразу, нужны большая практика и желание добиться высокого уровня мастерства. (Крановщик).

  4. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер).

  5. В четвертом сне Веры Павловны из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» предстала жизнь людей в светлом и счастливом будущем. Жили эти люди во дворцах из металла и стекла. Веру Павловну поразили эти дворцы и огромные широкие окна, обилие стекла и хрусталя. Во времена Чернышевского о таких дворцах можно было только мечтать. А сейчас многие общественные здания кажутся нам, пришедшим из сна Веры Павловны, так как в их конструкции большую долю занимают стекла. Большие окна создают ощущение простора, праздника , радости. И эту работу для нас делают люди «хрупкой и праздничной» профессии. (Стекольщик).

  6. «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат. Квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз (как, например, у лилии), их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантемы) - размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются, а синие, фиолетовые – только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод).

  7. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек с планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания . (Доярка).

  8. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 65-90 см. а у женщин и стариков 50-70, а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)



VI - «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС» 13 мин

По отрывкам из песен участники конкурса должны отгадать профессии, которым посвящены песни.

1. Актриса (Меладзе)

2.Бухгалтер (Апина)

3.Дальнобойщик (Овсиенко)

4.Каскадёры (Земляне)

5.Лётчики (Пьеха)

6.Монтажники –высотники (Рыбников)

7. Музыкант(Никольский)

8. Стюардесса (Пресняков)

9. Художник (Пугачёва)





VII конкурс «АССОЦИАЦИИ» 3 мин

На экране (интерактивной доске) демонстрируются картинки, а учащиеся должны определить по ним название профессии. Каждой команде по 6 картинок (отобрать из папки в приложении)







VIII конкурс « ПОСЛОВИЦЫ и поговорки о профессиях». 2 мин

На стол команде кладутся карточки с пословицами, в наборе по 1 пословице из каждой группы. Выполнив задание, команда зачитывает пословицу и правильный ответ.



ВЕДУЩИЙ: О каких профессиях говорится в пословицах и поговорках?



МАТЕРИАЛЫ для формирования карточек.

Военнослужащий.

  • береги землю родную, как мать любимую.

  • жить – Родине служить.

  • . для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.



Кузнец.

  • . тяжело молоту, тяжело и наковальне.

  • . куй, железо пока горячо.

  • . не огонь железо калит, а мех.



Рыбак.

  • . худой сетью рыбы не наловишь.

  • . чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

  • . худая снасть и отдохнуть не даст.

  • . сеть да весло – тоже ремесло.



Хлебороб.

  • . коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

  • . зерно в косу – торопись жать полосу.

  • . кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

  • . жать – не дремать.



Повар.

  • . что в котел положишь, то и вынешь.

  • . недосол на столе, пересол - на спине.

  • . не котел варит , а стряпуха.

  • . кашу маслом не испортишь.



Портной.

  • . не игла шьет, а руки.

  • . как скроишь, так и тачать станешь.

  • . как шьется, так и носится.

  • . где шьют, там и порют.



Врач.

  • . от здоровья не лечатся.

  • . не больной привередлив – боль.

  • . застарелую болезнь лечить трудно.

  • . болен – лечись, здоров – берегись.



Шофер.

  • . обратная дорога всегда короче.

  • . умный товарищ – половина дороги.





ВЕДУЩИЙ: Это был последний конкурс нашей викторины. Вы все хорошо работали, но всё же необходимо узнать, чьи знания и умения были лучше. Предоставим слово жюри.

Жюри подводит итоги. (3 минуты)

Вручает школьные грамоты за подписью директора и учителя технологии: команде-победительнице («за отличные знания профессий, проявленные на обобщающем уроке - викторине «Угадай профессию») и команде участнице («за хорошие знания профессий, проявленные на обобщающем уроке - викторине «Угадай профессию» .

ВЕДУЩИЙ: Я благодарю всех за работу. Команда-победительница заслуженно получает за знания по теме «Мир профессий» оценку «отлично», а вторая команда - «хорошо». Также я прошу вас оценить мою работу-этот урок, с помощью смайликов: если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое – нарисуйте на доске ˅ около смайлика -





,если вам было не интересно- .



А в заключение, хочу каждому из вас пожелать…

«Найди профессию, которая тебе по душе, и твой выигрыш составит пять дней в неделю» (Джексон Браун-младший). Спасибо за работу!

Благодарю за внимание!



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!