СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по произведению З. Прилепина "Белый квадрат"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание на уроке литературы эвристической образовательной ситуации учит видеть и понимать процесс становления образа героя, смысл его поступков, а, кроме того, позволяет учащимся высказывать личностное суждение и, в конечном итоге, развивает умение анализировать текст. В связи с тем, что современная литература пополняется новыми произведениями авторов XI века, становится необходимым знакомство учащихся с лучшими произведениями авторов-современников, к которым, без сомнения, относятся произведения З. Прилепина.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по произведению З. Прилепина "Белый квадрат"»



Нравственные проблемы в произведении З. Прилепина «Белый квадрат»

(Урок внеклассного чтения в 7 классе)



Цели:

1) создать на уроке внеклассного чтения эвристической образовательной ситуации по произведению З. Прилепина «Белый квадрат»

2)организовать читательскую деятельность учащихся для постижения смысла рассказа;

3) учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя, уметь высказывать своё личностное суждение и развивать умение анализировать текст;

3) показать, какие нравственные проблемы подняты в произведении, вызвать сочувствие, сопереживание по отношению к трагическому случаю с героем.

Задачи:

1) создание условий для усвоения темы;

2) создание ситуаций успеха;

3) развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

4) обучение индивидуальной рефлексии цели;



Методы и приёмы обучения:

эвристический, устный опрос, рассказ учителя, сообщения учащихся, работа с текстом по группам, задания на установление соответствия, на ассоциации, беседа по вопросам.

Оборудование: текст рассказа, презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, вопросы для 3-х групп, иллюстрации к рассказу.

Этапы урока:

  1. Орг. Момент.

2. Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально.

Ребята, посмотрите друг на друга. Вы знаете друг друга уже много лет. Уже есть общие хорошие воспоминания. А грустные? Какие чаще вспоминаются? Почему? Какие слова у вас ассоциируются с темой «Детство»? Дети записывают (мама, папа, счастье, семья, улыбка, радость, игры, общение воспоминание и т.д.)

Именно о детстве нам повествует Захар Прилепин в рассказе “Белый квадрат”, который мы с вами будем сегодня обсуждать. В произведении говорится о воспоминаниях, которые герой не в силах забыть. Что порождают его воспоминания о детстве? (Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно.) Какие проблемы поднимает З. Прилепин в рассказе “Белый квадрат”? (Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей ценности человеческой жизни).

Давайте обратимся к иллюстрациям, которые наши «художники» принесли на сегодняшнее занятие, и обсудим ситуации, изображенные на них.

(Дети рассматривают иллюстрации и обсуждают их, отвечают на вопросы одноклассников)

3.Работа в группах.

Вопросы для 1-й группы:

1. Во что играли несколько деревенских пацанов на пустыре за магазином?

2. Что должны были сделать все за это время, когда тот, кому выпало водить, стоял к двери лицом и громко считал до ста?

3. Где и как таились темнолицые, щербатые, остроплечие пацаны, а потом мчались наперегонки с тем, кто водил, к двери сельмага, чтобы коснуться нарисованного на ней кирпичом квадрата, крикнув: “Чур меня!”

4. Если не чур – то ….?

5. Я был самый маленький, как я старательно прятался и следил за водящим из травы, зоркий как суслик?

6. Когда водящий уходил в противоположную сторону, я … И семенил короткими ножками двери сельмага до … и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал: “…..”?



Вопросы для 2-й группы:

1. Сколько примерно лет было главному герою рассказа – Захарке? А Сашке?

2. Как Сашка удивлял деревенских ребятишек?

3. Каким качества характера Сашки завидовал Захарка, даже став взрослым?

4. Честно ли исполнял обязанности “водящего” Захарка?

5. Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.

6. Виноват ли Захарка в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.



Вопросы для 3-й группы:

1. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?

2. Почему рассказ называется “Белый квадрат”?

3. Сколько временных пластов в рассказе? Почему?

4. Какова авторская позиция в рассказе?

5. Какие проблемы поднимает автор в рассказе?

6.Дополните. Выкрикнув это, я услышал…. за спиной, но это не я, голопузый, вызвал восхищение. Это… опять учудил.

4. Этап решения частных задач. Попробуем сформулировать собственное мнение и позицию.

- Обратимся к заглавию произведения «Белый квадрат» Белый цвет может ассоциироваться с чистотой, юностью, а также со старостью, сединой. Это цвет светлого утра, чистого листа, снега, смерти. Квадрат – один из распространенных геометрических символов- часто сопоставляется с крестом. Каждый их героев «Белого квадрата» «несет свой крест»- один погибает в мучениях, другого до конца жизни преследуют муки совести.

-Какие нравственные уроки мы извлекли из этого рассказа?

- Как научиться быть добрыми и отзывчивыми?

- Как вовремя понять, что придется всю жизнь жить с тем, что он совершил в жизни?

У каждого из нас есть свой крест и его надо пронести до конца достойно, даже если тебе очень больно и горько.

5.Рефлексия. Продолжите предложения:

-Самым интересным для меня….

-Сегодня я познакомился (узнал) …

-Я ещё хотел бы узнать …

6.Домашнее задание. (Цель: организация самостоятельной, творческой работы учащихся) Напишите отзыв на рассказ “Белый квадрат” З. Прилепина, ответив на вопрос, какие чувства и мысли он у вас вызвал?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!