УРОК
внеурочная деятельность по курсу «Решение экспериментальных задач»
Тема: Решение задач. Интеллектуальная игра «Кто самый сильный»
Цель: сформировать умение решать экспериментальные задачи на нахождение массы тела и сил гравитационного происхождения.
Задача: научить решать задачи на нахождение решать задачи на нахождение массы тела и сил гравитационного происхождения, развить экспериментаторские умения и навыки.
Задачи:
Образовательная: проконтролировать знания учащихся, полученные на предыдущем уроке, сформировать представления о структуре и содержании изучаемой физической теории, организовать усвоение основных определений по данной теме, сформировать практические навыки измерения массы при помощи весов и сил с помощью динамометра.
Развивающая: сформировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, сформировать умение анализировать факты при наблюдении или объяснении явлений, развивать внимание, память, логическое и творческое мышления; научить формулировать вопросы и добывать недостающую информацию, делать выводы из полученной информации, обрабатывать данные полученные в результате эксперимента
Воспитательная: формирование интереса к физике при анализе физических явлений, при демонстрации опытов, при решении задач, стимуляция работы учащихся, формирование научного мировоззрения учащихся, научить применять полученные знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Тип урока: урок формирования практических навыков
Форма урока: Урок формирования навыков решения задач.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Метод обучения: игровой.
Основные виды учебной деятельности:
Предметные: Знают смысл понятий «масса» «сила», единица измерения массы и силы. Умеют измерять массу и силы..
Метапредметные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Учатся эффективно сотрудничать в группе, распределяют функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.
Личностные: Применяют полученные знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Методическое пособие: учебник О.Ф. Кабардин «Физика-7 класс» - М., Просвещение, 2014, с. 173.
Оборудование: весы с разновесами, муляж конфеты, пружина, полоска белой бумаги, груз массой 100г, штатив с муфтой и лапкой, линейка, деревянный брусок, карточки с надписями «сила тяжести» «вес», карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация опорных знаний (3 мин)
Постановка целей и задач урока.(слайд №1)
Правила техники безопасности
Формирование 3 команд, выбор командира и названия каждой команды.
3. Проверка знаний и умений учащихся. (30-35 мин)
1. Конкурс «Разминка» (5 мин)
Каждой команде дается 8 вопросов с вариантами ответов (слайд №2)
На бланке необходимо написать название команды.
Отметьте галочкой правильный ответ.
Билет №1
Физика – это слово: 1) русское; 2) латинское; 3) греческое; 4) английское
Билет №2
Инерция – это слово: 1) итальянское; 2) греческое; 3) латинское; 4) французское.
Билет №3
Динамометр – это прибор:1) для измерения пути; 2) измерения силы; 3) определение плотности; 4) измерение скорости.
Билет №4
Единицы измерения силы:1) м; 2) кг/м; 3) м/с; 4) Н.
Билет №5
Сила тяжести всегда направленна:1) в любую сторону; 2) вертикально вверх; 3) вертикально вниз; 4) в сторону противоположную деформации .
Билет №6
Сила упругости всегда направленна:1) в любую сторону; 2) вертикально вверх; 3) вертикально вниз; 4) в сторону противоположную деформации .
Билет №7
Сила – физическая величина, характеризующая:1) движение тела; 2) состояние покоя; 3) результат действия одного тела на другое; 4) беспорядочное движение молекул.
Билет №8
Сила – физическая величина, действие которой зависит: 1) только от модуля; 2) только от направления; 3) только от точки приложения; 4) от модуля, точки приложения и направления.
Ответ: 3, 3, 2, 4, 3, 4, 3, 4.
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
2. Конкурс «Шифровка» (5 мин) (слайд №3)
Разгадать слово:
1) Это слово состоит из 9 букв, означает величину, которая характеризуется не только числом, но и направлением **К**Р**Я; (Векторная)
2) Это слово состоит из 6 букв и означает взаимодействие, которое возникает в месте соприкосновения тел и препятствует их относительному движению **Е*** (Трение);
3) Это слово состоит из 10 букв и означает одну из причин возникновения силы трения **И**Ж***Е (Притяжение);
4) Это слово состоит из 10 букв и означает прибор для измерения силы ***А***Е** (Динамометр);
5) Это слово состоит из 10 букв и означает причину падения все тел на Землю **И**Ж***Е (Притяжение).
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
3. Конкурс- эксперимент «Конфета» (10 мин) (слайд №4)
Капитан выбирает оборудование к данному эксперименту, подходить к столу с оборудованием можно только один раз, команда поводит эксперимент по измерению и вычисляет необходимые данные.
Вам в магазине на сдачу вместо 4 рублей выдали 4 конфеты по цене 180руб за килограмм. Проведите эксперимент и проверьте, обманули вас или нет.
Решение:
1. Измеряем массу 4-ех конфет m и переводим ее в килограммы.
2. Составляем пропорцию m кг – 4 руб, 1 кг – Х руб, находим стоимость 1кг выданных нам конфет.
3. Сравниваем полученный результат с фактической ценой и делаем вывод об обмане или отсутствии его.
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
4. Конкурс- эксперимент «Удивительный фрукт» (10 мин) (слайд №5)
Капитан выбирает оборудование к данному эксперименту, подходить к столу с оборудованием можно только один раз, команда поводит эксперимент по измерению и вычисляет необходимые данные.
Вы селекционер и на своем участке вырастили «Удивительный фрукт». Вам захотелось узнать массу этого фрукта, но весов под рукой не оказалось. Определите вес тела при помощи пружины, линейки и гири с известной массой.
Решение:
Пружину совместите с листом бумаги, и на нем отметьте положение стрелки не деформированной пружины. Вывесите груз известной массы (100гр) и отметьте новое положение стрелки пружины. Измерьте расстояние между отметками разделите его на 10 одинаковых частей и проградуируйте шкалу. У вас получились весы-кантер с пределом измерения от 0гр до100гр. С помощью этого прибора узнайте массу фрукта.
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
5. Конкурс «Конкурс капитанов» (5 мин) (слайд №6)
Капитанам команд выдается две таблички с надписью «Сила тяжести» «Вес».
Ведущий читает информацию, а капитан поднимает таблички: одну, две или ни одной. Выигрывает тот, кто поднимет правильно большее количество табличек.
Уменьшается при увеличении расстояния до Земли. (Сила тяжести)
Векторная величина (Сила тяжести. Вес.)
Приложена к опоре или подвесу (Вес.)
Измеряется в ньютонах. (Сила тяжести. Вес.)
Сила, с которой Земля притягивает все тела, находящиеся на ней или вблизи ее. (Сила тяжести.)
Равна mg, если тело относительно Земли покоится или движется равномерно и прямолинейно. (Сила тяжести. Вес.)
Под действием этой силы, мяч, брошенный в горизонтальном направлении, через некоторое время оказывается на земле. (Сила тяжести.)
Измеряют динамометром (Сила тяжести. Вес.)
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
6. Конкурс «Интеллектуалов» (слайд №7)
Каждой команде дается 2 мин на выполнение задания, отвечает капитан команды.
Прочитайте изречение И. Ньютона, двигаясь по часовой стрелке, пропуская определенное количество кружков.
(Гипотез не сочиняю.)
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
4. Физкульт-минутка (2 минуты)
Задание ученикам.
1. Сидя на стуле, выпрямить спину, ноги поставить под углом 90о. Не наклоняя корпус вперед, и не двигая ноги под стул, попробуйте встать.
2. Попробуйте встать со стула, наклоняясь вперед.
3. Широко расставив ноги.
4. Сделайте соответствующие выводы.
Ответ. Учащиеся делают выводы о том, что для того чтобы встать необходимо, чтобы отвесная линия пересекала площадь опоры человека.
Центр тяжести тела человека находится примерно на 20 - 23 сантиметра ниже пупка. Воображаемая линия, проведённая отвесно из центра тяжести, проходит ровно между ступнями. Площадь опоры при вертикальном положении человека ограничена тем пространством, которое находится под подошвами и между стопами. Центральная точка отвесной линии центра тяжести на стопе находится на 5 см впереди от пяточного бугра.
5. Подведение итогов (2 мин)
Ведущий подводит итоги и объявляет победителя
6. Рефлексия ( 2 мин) (слайд №8)
Учитель подводит итоги урока:
Добились ли мы сегодня выполнения цели урока?
Что вам понравилось сегодня на уроке?
Что вызвало наибольшее затруднение?
Награждение победителей. Все команды награждаются грамотами в виде звезды.
7. Разбор домашнего задания (1 мин) Придумать экспериментальную задачу на определение плотности тела.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Раздаточный материал
Карточка для конкурса «Конкурс капитанов»