СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Звук и буква л"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Звук и буква  «л». Животный мир нашего края» проводится в 1-ом классе с детьми, не владеющими родным языком, проживающими в семьях, где родители не говорят на родном языке. В классе  до 10 учеников. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Звук и буква л"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ДЖУЕН

АМУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ












Урок родного языка

по теме « Звук и буква «л»

(«Животный мир нашего края»)

1 класс










Гаер Ирина Васильевна -

учитель родного языка
















2009г.

Предмет: родной (нанайский) язык

Учитель: Гаер Ирина Васильевна.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: «Звук и буква «л». Животный мир нашего края»

Продолжительность 1 урок- 45 минут

Класс 2-4 (комплект)


Урок по теме «Звук и буква «л». Животный мир нашего края» проводится в 1-ом классе с детьми, не владеющими родным языком, проживающими в семьях, где родители не говорят на родном языке. В классе до 10 учеников.

Занятия по родному языку в школе проводятся по учебной программе А.С. Киле – доцента Хабаровского государственного педагогического университета1. Для обучения родному языку в программе отводится 3 недельных часа, в учебном плане школы обучению родному языку отводится 2 часа.

Учащиеся первого класса обучаются по учебно-методическому комплекту «Гармония» для четырёхлетней начальной школы. Изучение родного языка в школе основывается на лексических темах. Изучение темы «Звук и буква «л». Животные нашего края» по нанайскому языку проводится по лексической теме «Дикие и домашние животные» и на полученных знаниях по предмету «Окружающий мир» по теме «Разнообразие животного мира», а также осуществляется в тесном контакте с уроками предмета «Обучение грамоте». Период прохождения этой темы совпадает с букварным периодом обучения грамоте.

Букварный период обучения родному языку является важным этапом обучения языку и решает задачи практического изучения детьми основ фонетики, развития речи и культуры речевого поведения, как в русском языке, так и в родном.

На ранней стадии обучения учащихся на основе русского языка организуется коммуникативная деятельность, включающая в себя объяснение значения отдельных слов и выражений, характера тех или иных языковых явлений.

Цель разговорных уроков – подготовка детей к обучению грамоте на родном языке.

Задача букварного периода:

- сформировать положительную мотивацию к изучению родного языка через включение детей в ситуацию общения на повседневном бытовом уровне;

- овладение активным запасом слов;

- овладение навыками правильного произношения звуков нанайского языка;

- развитие фонематического слуха у детей;

- развитие связной речи;

- расширение представлений об окружающем мире.

В букварный период проводятся следующие основные виды занятий:

-составление простейших вопросов и ответов по картинке;

- составление простейших предложений по заданию учителя;

- заучивание коротких стихотворений и поговорок;

- отгадывание загадок.

На уроке проводится систематическая работа по анализу и синтезу слов слогов, звуков. Весь букварный период обучения грамоте пронизывает работа по развитию речи первоклассников: совершенствование звукопроизношения и развитие фонематического слуха, произносительной культуры и культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи, воспитание интереса к родному языку.

Доминирующей методической иде­ей в обучении языкам является коммуникативная направлен­ность, характеризующая все стороны образовательного про­цесса: способы организации деятельности учащихся, презентации ее результатов, тренировки речи, кон­троля усвоения учебного материала. Коммуникативность как катего­рия методики во взаимодействии с принципами общей дидакти­ки, лингвистики и психологии, преломляемыми через призму специфики учебного предмета, образует методологическую основу изучения языка.

В современной школе принципы коммуникативно-ориентированного обучения реализуются при опоре на русский язык. В отличие от установившейся в обучении языкам тради­ции, согласно которой в центре обучения оказываются гото­вые знания о языке, предъявляемые учащимся для запомина­ния в виде правил, схем, таблиц, образцов текстов и т.п., ком­муникативная направленность предполагает иной путь обу­чения: лексические, грамматические и фонетические навыки формируются параллельно с речевыми навы­ками и коммуникативными умениями в системе условно-ком­муникативных и реально-коммуникативных упражнений.

Коммуникативно-ориентированное обучение направлено на включение обучающихся в непосредственный акт обще­ния между собой и с преподавателем в ходе развития сюжета урока.

Одно из существенных применений категории коммуника­тивности – это ситуативно-тематическая организация учебно­го материала. Образование и автома­тизация речевых навыков и коммуникативных умений проис­ходит быстрее, легче и увереннее, если процесс овладения язы­ком максимально приближен к реальной коммуникации или протекает в естественном общении. При этом целью обучения становится формирование коммуникативной компетен­ции в определенных сферах, ситуациях и темах общения. Коммуникативный подход в обучении языку требует так­же использования аутентичного учебного материала.

Наиболее удачно сочетается коммуникативно-ориентированное обучение с игровыми технологиями. Использование игровой технологии является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Игровая технология позволяет максимально индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения на начальном этапе, когда закладываются основы речевой практики, происходит накопление в памяти учащихся единиц языка и речи.

Названные методические подходы к обучению детей разговорной речи стали основой разработки этого урока. Этой теме по программе отводится 2часа. Урок "Звук и буква л. Животный мир нашего края" изучение нового материала. К этому уроку дети должны:

- владеть словарным запасом по теме в количестве 50 слов;

- уметь 2-3 словами описать животных

- кратко выразить осведомленность или неосведомленность по теме разговора;

- односложными словами выразить согласие или несогласие с информацией.

Учащиеся должны оперировать следующим морфологическим и синтаксическим материалом, определяемым темой:

- существительными простого склонения (около 10 названий животных- качественными прилагательными: большой, маленький, высокий, низкий; зеленый, желтый, красный, черный, белый; красивый, хороший, плохой.

- личные местоимения, вопросительные местоимения: я, ты, мы, он, они;

- глаголами в неопределенной форме: расти, заготавливать, беречь, собирать, помогать, жить.

Метод: игровой, так как ведущей деятельностью учащихся в адаптационный период подготовки к школе является игра.

Форма проведения: урок-путешествие.

Цель данного урока:

- обеспечить способность участвовать в общении по теме «Животный мир»

Задача урока:

- углубить коммуникативные навыки учащихся: дать внешнее описание животных, знать названия животных, уметь различать их по внешнему виду;

- закрепить умение учащихся делить слова на слоги, обосновывать деление; делать звукобуквенный анализ слова;

- воспитать в учащихся умение делать выбор и отвечать за него.

Структурно урок можно разделить на три этапа:

1 этап – организационный: решаются организационные моменты урока. происходит актуализация знаний учащихся, выясняются цели урока, постановка задач, определяются виды деятельности. Учитель создает ситуацию, в которой задачи этого этапа решаются самостоятельно детьми с помощью учителя.

2 этап - основной этап: на этом этапе происходит обобщение и закрепление материала, углубление коммуникативных навыков учащихся. Лексические, грамматические и фонетические навыки формируются параллельно с речевыми навы­ками и коммуникативными умениями в системе условно-ком­муникативных упражнений.

3 этап – заключительно - рефлексивный. Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, дают эмоциональную оценку свое деятельности

Это урок-путешествие. Учащиеся направляются в «Мир звуков и букв»и по дороге попадают в ситуации, где они вынуждены проявить свои коммуникативные навыки, то есть учителем моделируется условно-коммуникативная среда. Персонажи игры ставят перед детьми задачи, в ходе которых происходит обобщение, систематизация и актуализация знаний. К концу урока они достигают своей цели, и поставлены в такие условия, что самостоятельно анализируют свои действия.

Роли исполняют дети, по ходу урока надевая маски очередного встретившегося на пути учащихся персонажа действия.






1.

Учебная дисциплина

Урок родного языка.

1.1.

Тема урока

Звук и буква «л». Лексический материал по теме «Животные».

1.2.

Организационная работа.

Сочетание коллективной, парной и индивидуальной работы.


Необходимые знания, умения


2

Цель урока


2.1.

Учебная цель:

Использование в речевой ситуации новых слов по теме «Животные».

- знать букву «Л»; слова «соли» (лиса), «лэлэ» (передник);

- знать характеристику звуков: согласный, звонкий, сонорный, твердый, мягкий.


2.2.

Развивающая цель:

Развитие творческой стороны мышления; совершенствование интеллектуальных способностей

  • умение составлять и читать предложения с новыми словами, включение их в свою речь,

  • уметь выделять звук и букву л в письменной и устной речи,

  • умение наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки предметов.

2.3.

Воспитательная цель:

  • умение находить рациональные пути выполнения работы,

  • умение обосновать свой выбор

3

Описание ожидаемого результата:


3.1.

Знания

  • знать основные единицы языка и законы их употребления

  • освоить графическую систему языка и каллиграфические навыки


3.2.

Умения

  • уметь выделять звук и букву «л» в письменной и устной речи,

  • уметь составлять предложения с изученными словами

  • уметь составлять связный текст по теме «Животные».

4.

План урока:

  1. Рефлексия настроения.

  2. Актуализация знаний, умений и навыков. Создание речевой ситуации.

  3. Этап комплексного усвоения новых знаний.

  4. Первичная проверка усвоения знаний.

  5. Контроль и самопроверка знаний.

  6. Итог урока.




Ход урока:


  1. Организационный момент. Рефлексия настроения.


Бачигоапу, нучикэндюэн! Здравствуйте, дети!

Сегодня, дети, мы совершим увлекательное путешествие «В мир звуков и букв». В эту страну ведут нелегкие пути-дороги. Но мы преодолеем их.

II. Актуализация знаний, умений и навыков. Создание речевой ситуации.

Учитель: Посмотрите, дети на экран. Перед нами красивый лес. Мы сейчас будем проходить по нему. Кого вы здесь видите, кто там спрятался между деревьев?

Инсценирование. Дети в костюмах животных. Первым выходит медведь, он рычит.

Учитель: Дети, кто это?

Дети на родном языке говорят, что это медведь (мапа).

Ученик 1: Я медведь. Я большой, сильный.

Ученик 2: А я хулу.

Дети говорят: Ты маленький, у тебя пушистый хвост.

Ученик 3: Я ёжик. Я люблю грибы.


  1. Этап комплексного усвоения новых знаний.


Учитель: Посмотрите, дети, кто это?

Дети: Лиса.

Ученик 4: Да, я лиса, но только не знаю, как это сказать по-нанайски.

Учитель: Лиса – соли. Проговариваем слово соли .

Проводится словарная работа. На доске вывешивается карточка с этим названием.

Посмотрите на нашу лису, скажите какая она.

Работа над сочетанием слов.Составить два словосочетания.

Учитель: Какая лиса?

Лиса хитрая.

Учитель: А ещё какая она?

Лиса рыжая.

Учитель: Давайте составим предложение при помощи этих словосочетаний.

Хитрая лиса живет в лесу. Проговорим все вместе.

Учитель: Кого мы с вами взяли с собой в увлекательное путешествие?

Лису.

Учитель: Давайте пропоем про нее песенку (Физминутка):

Хитрая лисичка по полю рыщет,

Мышей и курочек ищет.

Дети поют и показывают движения лисы.

После лисы появляется ещ1 один персонаж.

Звери спрашивают: А ты кто?

Ученик 5: Я кот (кэксэ).

- А что ты здесь делаешь? Ты же не живешь в лесу.

- Ну, я же ведь тоже животное, хотя и домашнее .

Учитель: Дети, мы же с вами знаем, что животные бывают дикие и домашние. Назовите каких домашних животных вы знаете.

Дети называют домашних животных на родном языке .

Звери спрашивают у кота: А что это у тебя на груди?

Кот: Лэлэ – нагрудник. Посмотрите какой он у меня красивый –гучкули. На доске вывешивается карточка со словом лэлэ.

Учитель (рассказывает и ведет показ различных нагрудников): дети, а куда мы сегодня с вами идем?

Дети: В увлекательное путешествие в «Мир звуков и букв».

Учитель: Ребята, а неужели мы придем в гости с пустыми руками. Давайте разрисуем наши переднички.

Практическая работа по оформлению передников.

На экране возникает дворец, на нем написаны буквы.

Учитель: Вот и пришли мы в «Мир звуков и букв». Назовите буквы, которые вы видите на экране.

Дети называют.

Учитель: Дети, сегодня мы узнали два новых слова – соли и лэлэ. Давайте прочитаем их. Чем они близки по звучанию. Какие согласные звуки повторяются в этих словах?

Дети отвечают: Звук и буква «Л».

Учитель: Ребята, давайте вместе с нашими зверями разделимся на две группы и проведем характеристику этих звуков.

1 группа работает над словом «соли» - лиса.

2 группа работает над словом «лэлэ»-нагрудник.

Учитель: Составьте схему этих слов. А теперь проведем взаимопроверку. Каждая группа рассказывает о своем звуке.

1 группа: В слове «соли» звук [л] согласный, звонкий, снорный, мягкий.

2 группа: В слове «лэлэ» звук [л] согласный, звонкий, сонорный, твердый.

Учитель: Объясните - почему.

Дети, основываясь на знаниях, полученных на уроках «Обучения грамоте» обосновывают свое решение.

Учитель: А теперь, дети, мы потренируемся в правильном написании буквы «л».

Учитель пишет на доске букву «Л», обращая внимание детей на правильное графическое изображение буквы. Дети вместе с учителем повторяют последовательность написания буквы.

Буква «ЭЛЬ» такая больная,

Ножка левая у нее болит.

Дети записывают в тетради 2 строчки буквы «л».

  1. Первичная проверка усвоения знаний.


На экране опять высвечиваются изображения животных.

Учитель: У каких животных в названиях есть звук [л]?

Дети перечисляют.

Учитель: А теперь наконец-то мы выйдем из леса, вернемся домой. Каких животных мы возьмем с собой? (Домашних). Давайте попрощаемся с нашими лесными жителями.


V. Итог урока:


Учитель: Что мы узнали сегодня на уроке? С кем познакомились? Послушайте мои загадки про зверей:

Рыжая плутовка ловит мышей ловко. Кто это? Лиса.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Волк.

Рыжая огневка, скачет с ветки на ветку ловко. Белка.

Домашнее задание: прочитать слоги и слова. Найти слова с буквой «л», разделить их на слоги и определить с какими гласными сочетается в этих словах буква «л».








1 Нанайский язык. Программа для 1-4 классов средней школы с изучением родного языка / авт. – сост. А.С.Киле. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!