МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ДЖУЕН
АМУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
Урок родного языка
по теме « Звук и буква «л»
(«Животный мир нашего края»)
1 класс
Гаер Ирина Васильевна -
учитель родного языка
2009г.
Предмет: родной (нанайский) язык
Учитель: Гаер Ирина Васильевна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: «Звук и буква «л». Животный мир нашего края»
Продолжительность 1 урок- 45 минут
Класс 2-4 (комплект)
Урок по теме «Звук и буква «л». Животный мир нашего края» проводится в 1-ом классе с детьми, не владеющими родным языком, проживающими в семьях, где родители не говорят на родном языке. В классе до 10 учеников.
Занятия по родному языку в школе проводятся по учебной программе А.С. Киле – доцента Хабаровского государственного педагогического университета1. Для обучения родному языку в программе отводится 3 недельных часа, в учебном плане школы обучению родному языку отводится 2 часа.
Учащиеся первого класса обучаются по учебно-методическому комплекту «Гармония» для четырёхлетней начальной школы. Изучение родного языка в школе основывается на лексических темах. Изучение темы «Звук и буква «л». Животные нашего края» по нанайскому языку проводится по лексической теме «Дикие и домашние животные» и на полученных знаниях по предмету «Окружающий мир» по теме «Разнообразие животного мира», а также осуществляется в тесном контакте с уроками предмета «Обучение грамоте». Период прохождения этой темы совпадает с букварным периодом обучения грамоте.
Букварный период обучения родному языку является важным этапом обучения языку и решает задачи практического изучения детьми основ фонетики, развития речи и культуры речевого поведения, как в русском языке, так и в родном.
На ранней стадии обучения учащихся на основе русского языка организуется коммуникативная деятельность, включающая в себя объяснение значения отдельных слов и выражений, характера тех или иных языковых явлений.
Цель разговорных уроков – подготовка детей к обучению грамоте на родном языке.
Задача букварного периода:
- сформировать положительную мотивацию к изучению родного языка через включение детей в ситуацию общения на повседневном бытовом уровне;
- овладение активным запасом слов;
- овладение навыками правильного произношения звуков нанайского языка;
- развитие фонематического слуха у детей;
- развитие связной речи;
- расширение представлений об окружающем мире.
В букварный период проводятся следующие основные виды занятий:
-составление простейших вопросов и ответов по картинке;
- составление простейших предложений по заданию учителя;
- заучивание коротких стихотворений и поговорок;
- отгадывание загадок.
На уроке проводится систематическая работа по анализу и синтезу слов слогов, звуков. Весь букварный период обучения грамоте пронизывает работа по развитию речи первоклассников: совершенствование звукопроизношения и развитие фонематического слуха, произносительной культуры и культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи, воспитание интереса к родному языку.
Доминирующей методической идеей в обучении языкам является коммуникативная направленность, характеризующая все стороны образовательного процесса: способы организации деятельности учащихся, презентации ее результатов, тренировки речи, контроля усвоения учебного материала. Коммуникативность как категория методики во взаимодействии с принципами общей дидактики, лингвистики и психологии, преломляемыми через призму специфики учебного предмета, образует методологическую основу изучения языка.
В современной школе принципы коммуникативно-ориентированного обучения реализуются при опоре на русский язык. В отличие от установившейся в обучении языкам традиции, согласно которой в центре обучения оказываются готовые знания о языке, предъявляемые учащимся для запоминания в виде правил, схем, таблиц, образцов текстов и т.п., коммуникативная направленность предполагает иной путь обучения: лексические, грамматические и фонетические навыки формируются параллельно с речевыми навыками и коммуникативными умениями в системе условно-коммуникативных и реально-коммуникативных упражнений.
Коммуникативно-ориентированное обучение направлено на включение обучающихся в непосредственный акт общения между собой и с преподавателем в ходе развития сюжета урока.
Одно из существенных применений категории коммуникативности – это ситуативно-тематическая организация учебного материала. Образование и автоматизация речевых навыков и коммуникативных умений происходит быстрее, легче и увереннее, если процесс овладения языком максимально приближен к реальной коммуникации или протекает в естественном общении. При этом целью обучения становится формирование коммуникативной компетенции в определенных сферах, ситуациях и темах общения. Коммуникативный подход в обучении языку требует также использования аутентичного учебного материала.
Наиболее удачно сочетается коммуникативно-ориентированное обучение с игровыми технологиями. Использование игровой технологии является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Игровая технология позволяет максимально индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения на начальном этапе, когда закладываются основы речевой практики, происходит накопление в памяти учащихся единиц языка и речи.
Названные методические подходы к обучению детей разговорной речи стали основой разработки этого урока. Этой теме по программе отводится 2часа. Урок "Звук и буква л. Животный мир нашего края" изучение нового материала. К этому уроку дети должны:
- владеть словарным запасом по теме в количестве 50 слов;
- уметь 2-3 словами описать животных
- кратко выразить осведомленность или неосведомленность по теме разговора;
- односложными словами выразить согласие или несогласие с информацией.
Учащиеся должны оперировать следующим морфологическим и синтаксическим материалом, определяемым темой:
- существительными простого склонения (около 10 названий животных- качественными прилагательными: большой, маленький, высокий, низкий; зеленый, желтый, красный, черный, белый; красивый, хороший, плохой.
- личные местоимения, вопросительные местоимения: я, ты, мы, он, они;
- глаголами в неопределенной форме: расти, заготавливать, беречь, собирать, помогать, жить.
Метод: игровой, так как ведущей деятельностью учащихся в адаптационный период подготовки к школе является игра.
Форма проведения: урок-путешествие.
Цель данного урока:
- обеспечить способность участвовать в общении по теме «Животный мир»
Задача урока:
- углубить коммуникативные навыки учащихся: дать внешнее описание животных, знать названия животных, уметь различать их по внешнему виду;
- закрепить умение учащихся делить слова на слоги, обосновывать деление; делать звукобуквенный анализ слова;
- воспитать в учащихся умение делать выбор и отвечать за него.
Структурно урок можно разделить на три этапа:
1 этап – организационный: решаются организационные моменты урока. происходит актуализация знаний учащихся, выясняются цели урока, постановка задач, определяются виды деятельности. Учитель создает ситуацию, в которой задачи этого этапа решаются самостоятельно детьми с помощью учителя.
2 этап - основной этап: на этом этапе происходит обобщение и закрепление материала, углубление коммуникативных навыков учащихся. Лексические, грамматические и фонетические навыки формируются параллельно с речевыми навыками и коммуникативными умениями в системе условно-коммуникативных упражнений.
3 этап – заключительно - рефлексивный. Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, дают эмоциональную оценку свое деятельности
Это урок-путешествие. Учащиеся направляются в «Мир звуков и букв»и по дороге попадают в ситуации, где они вынуждены проявить свои коммуникативные навыки, то есть учителем моделируется условно-коммуникативная среда. Персонажи игры ставят перед детьми задачи, в ходе которых происходит обобщение, систематизация и актуализация знаний. К концу урока они достигают своей цели, и поставлены в такие условия, что самостоятельно анализируют свои действия.
Роли исполняют дети, по ходу урока надевая маски очередного встретившегося на пути учащихся персонажа действия.
1. | Учебная дисциплина | Урок родного языка. |
1.1. | Тема урока | Звук и буква «л». Лексический материал по теме «Животные». |
1.2. | Организационная работа. | Сочетание коллективной, парной и индивидуальной работы. |
| Необходимые знания, умения | |
2 | Цель урока | |
2.1. | Учебная цель: Использование в речевой ситуации новых слов по теме «Животные». | - знать букву «Л»; слова «соли» (лиса), «лэлэ» (передник); - знать характеристику звуков: согласный, звонкий, сонорный, твердый, мягкий. |
2.2. | Развивающая цель: Развитие творческой стороны мышления; совершенствование интеллектуальных способностей | умение составлять и читать предложения с новыми словами, включение их в свою речь, уметь выделять звук и букву л в письменной и устной речи, умение наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки предметов. |
2.3. | Воспитательная цель: | |
3 | Описание ожидаемого результата: | |
3.1. | Знания | |
3.2. | Умения | уметь выделять звук и букву «л» в письменной и устной речи, уметь составлять предложения с изученными словами уметь составлять связный текст по теме «Животные». |
4. | План урока: | Рефлексия настроения. Актуализация знаний, умений и навыков. Создание речевой ситуации. Этап комплексного усвоения новых знаний. Первичная проверка усвоения знаний. Контроль и самопроверка знаний. Итог урока. |
Ход урока:
Организационный момент. Рефлексия настроения.
Бачигоапу, нучикэндюэн! Здравствуйте, дети!
Сегодня, дети, мы совершим увлекательное путешествие «В мир звуков и букв». В эту страну ведут нелегкие пути-дороги. Но мы преодолеем их.
II. Актуализация знаний, умений и навыков. Создание речевой ситуации.
Учитель: Посмотрите, дети на экран. Перед нами красивый лес. Мы сейчас будем проходить по нему. Кого вы здесь видите, кто там спрятался между деревьев?
Инсценирование. Дети в костюмах животных. Первым выходит медведь, он рычит.
Учитель: Дети, кто это?
Дети на родном языке говорят, что это медведь (мапа).
Ученик 1: Я медведь. Я большой, сильный.
Ученик 2: А я хулу.
Дети говорят: Ты маленький, у тебя пушистый хвост.
Ученик 3: Я ёжик. Я люблю грибы.
Этап комплексного усвоения новых знаний.
Учитель: Посмотрите, дети, кто это?
Дети: Лиса.
Ученик 4: Да, я лиса, но только не знаю, как это сказать по-нанайски.
Учитель: Лиса – соли. Проговариваем слово соли .
Проводится словарная работа. На доске вывешивается карточка с этим названием.
Посмотрите на нашу лису, скажите какая она.
Работа над сочетанием слов.Составить два словосочетания.
Учитель: Какая лиса?
Лиса хитрая.
Учитель: А ещё какая она?
Лиса рыжая.
Учитель: Давайте составим предложение при помощи этих словосочетаний.
Хитрая лиса живет в лесу. Проговорим все вместе.
Учитель: Кого мы с вами взяли с собой в увлекательное путешествие?
Лису.
Учитель: Давайте пропоем про нее песенку (Физминутка):
Хитрая лисичка по полю рыщет,
Мышей и курочек ищет.
Дети поют и показывают движения лисы.
После лисы появляется ещ1 один персонаж.
Звери спрашивают: А ты кто?
Ученик 5: Я кот (кэксэ).
- А что ты здесь делаешь? Ты же не живешь в лесу.
- Ну, я же ведь тоже животное, хотя и домашнее .
Учитель: Дети, мы же с вами знаем, что животные бывают дикие и домашние. Назовите каких домашних животных вы знаете.
Дети называют домашних животных на родном языке .
Звери спрашивают у кота: А что это у тебя на груди?
Кот: Лэлэ – нагрудник. Посмотрите какой он у меня красивый –гучкули. На доске вывешивается карточка со словом лэлэ.
Учитель (рассказывает и ведет показ различных нагрудников): дети, а куда мы сегодня с вами идем?
Дети: В увлекательное путешествие в «Мир звуков и букв».
Учитель: Ребята, а неужели мы придем в гости с пустыми руками. Давайте разрисуем наши переднички.
Практическая работа по оформлению передников.
На экране возникает дворец, на нем написаны буквы.
Учитель: Вот и пришли мы в «Мир звуков и букв». Назовите буквы, которые вы видите на экране.
Дети называют.
Учитель: Дети, сегодня мы узнали два новых слова – соли и лэлэ. Давайте прочитаем их. Чем они близки по звучанию. Какие согласные звуки повторяются в этих словах?
Дети отвечают: Звук и буква «Л».
Учитель: Ребята, давайте вместе с нашими зверями разделимся на две группы и проведем характеристику этих звуков.
1 группа работает над словом «соли» - лиса.
2 группа работает над словом «лэлэ»-нагрудник.
Учитель: Составьте схему этих слов. А теперь проведем взаимопроверку. Каждая группа рассказывает о своем звуке.
1 группа: В слове «соли» звук [л] согласный, звонкий, снорный, мягкий.
2 группа: В слове «лэлэ» звук [л] согласный, звонкий, сонорный, твердый.
Учитель: Объясните - почему.
Дети, основываясь на знаниях, полученных на уроках «Обучения грамоте» обосновывают свое решение.
Учитель: А теперь, дети, мы потренируемся в правильном написании буквы «л».
Учитель пишет на доске букву «Л», обращая внимание детей на правильное графическое изображение буквы. Дети вместе с учителем повторяют последовательность написания буквы.
Буква «ЭЛЬ» такая больная,
Ножка левая у нее болит.
Дети записывают в тетради 2 строчки буквы «л».
Первичная проверка усвоения знаний.
На экране опять высвечиваются изображения животных.
Учитель: У каких животных в названиях есть звук [л]?
Дети перечисляют.
Учитель: А теперь наконец-то мы выйдем из леса, вернемся домой. Каких животных мы возьмем с собой? (Домашних). Давайте попрощаемся с нашими лесными жителями.
V. Итог урока:
Учитель: Что мы узнали сегодня на уроке? С кем познакомились? Послушайте мои загадки про зверей:
Рыжая плутовка ловит мышей ловко. Кто это? Лиса.
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Волк.
Рыжая огневка, скачет с ветки на ветку ловко. Белка.
Домашнее задание: прочитать слоги и слова. Найти слова с буквой «л», разделить их на слоги и определить с какими гласными сочетается в этих словах буква «л».
1 Нанайский язык. Программа для 1-4 классов средней школы с изучением родного языка / авт. – сост. А.С.Киле. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.