Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-школа №51 города Орла
Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
2 класс
Тип урока: «открытие» нового знания
УМК: Школа России
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания частицы НЕ с глаголами.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Знания (ученик будет знать): правило написания частицы НЕ с глаголами.
Умения (ученик будет уметь): писать раздельно частицу НЕ с глаголами.
Метапредметные:
Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;
использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.
Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.
Ресурсы: учебник Русский язык 2 класс (2 часть), Канакина В.П.; наглядный материал.
План урока
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-3 мин).
II. Актуализация и пробное учебное действие (2-4 мин).
III. Локация индивидуальных затруднений (1-2 мин).
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (1-3 мин).
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (5 мин).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).
VIII. Включение в систему знаний и повторения (3-5 мин).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-3 мин).
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-3 мин).
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Проверка готовности к уроку (Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение).
- Дети, прочитайте девиз нашего урока (на доске: «Грамоте учится – всегда пригодиться.»)
- Как вы понимаете его? ( На протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком)
II. Актуализация и пробное учебное действие (2-4 мин).
-Прежде чем приступить к записи даты сегодняшнего урока, давайте подготовим руку к письму. Разминка для рук «Замок».
На двери висит замок. Кто его открыть бы смогу? Потянули... Покрутили... Постучали... И открыли!
- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».
1. Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы будем писать гласную, которая есть в словах: яблоко, месяц. (Гласная я)
2. Словарная работа.
Игра “Гласные сбежали”
- Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. Запишите словарные слова, вставляя пропущенные гласные, подчеркните орфограммы.
лпт, джрнй, крндш, клсс, пнл, ттрдь, чтльнц.
А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе.
Фронтальный опрос
- Чтобы продолжить наше знакомство с глаголом, давайте вспомним всё, что вы узнали на прошлых уроках.
Глагол – это … Изменяется… В предложении является…
III. Локация индивидуальных затруднений (1-2 мин).
- Прочитаем пословицы и найдём в них глаголы.
Ссора до добра не доведёт.
Хорошие друзья в беде не оставят.
Друзей и водой не разольешь.
- Ребята, в пословицах что-то не так, как вы думаете, чего не хватает.
- Правильно, не хватает частицы НЕ. Но вот не задача! Как же написать частицу НЕ с глаголами: слитно или раздельно?
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (1-3 мин).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание частицы НЕ с глаголами)
- Какова цель нашего урока? (Цель: научиться правильно писать частицу НЕ с глаголами)
- Как вы думаете, что нам поможет в достижении нашей цели? (Учебник).
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).
- Откройте стр. 78 учебника и прочитайте правило, как писать частицу НЕ с глаголом.
- Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица НЕ – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Какаое правило мы можем с вами сформулировать?
- Теперь мы можем списать пословицы с доски. Подчеркните частицу не.
Фикультминутка
-Теперь попробуем с вами определить, какой смысл придает частица НЕ глаголу? Внимательно меня послушайте.
Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадёшь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Не, хочу!
Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
(Отрицательный, все отвергает)
- Выполним упр. 135 (1 ученик у доски).
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (5 мин).
- Какой вывод мы можем с вами сделать? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно).
- Какой смысл придает частица НЕ глаголу?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).
- Тест. Проверка по ключу.
VIII. Включение в систему знаний и повторения (3-5 мин).
Работа в парах. Соберите пословицу и запиши её в тетрадь.
1. Не спеши языком, торопись делом.
2. Не сиди сложа руки, не будет скуки.
3. Семеро одного не ждут.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-3 мин).
1. Вспоминаем, какая была тема урока?
2. Какие цели перед собой ставили?
3. Что такое НЕ? Как пишется частица НЕ с глаголами?
Фразы для рефлексии записаны на доске:
Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .
Я научился (-лась)…, потому что … .
Мне было интересно…, потому что… .
Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .
Зеленым – если вам на уроке сегодня все было понятно и вы научились писать НЕ с глаголами.
Желтым – если вы научились писать не с глаголами, однако допускали ошибки при выполнении заданий.
Красным – если вы не научились писать не с глаголами.
- Поднимите свои карточки вверх. Я вижу, что красных карточек ни у кого нет, значит все ребята нашего класса научились писать НЕ с глаголами.
Домашнее задание упр. 137, по желанию: найти 3 загадки с частицей НЕ и глаголами.
- Спасибо за урок!