Готовность к инновационной деятельности в современных условиях введения и реализации стандартов второго поколения - одно из важнейших качеств педагога, без наличия которого достичь высокого уровня педагогического мастерства просто невозможно. Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры»
(Стандарт основного общего образования по искусству).
Актуальные задачи современного школьного музыкального образования:
- развитие сознания, музыкального мышления детей;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различ ных видов музыкальной деятельности.
Основные положения ФГОС «второго поколения» -диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены:
базовые национальные ценности, а это изучение фольклора, музыки религи озных традиций, шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных), современная (академическая и популярная) музыка.
основные элементы научного знания, к ним следует отнести теорию интона ционной природы музыки, музыковедческие категории – образ, жанр, стиль, язык; композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиона льная; социальные функции музыки и др., а также основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
универсальные учебные действия-означают умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Но выполнение проекта Государственного стандарта, содержание которого дополнено и изменено, представляется весьма проблематичным в рамках одного часа в неделю. Введение некоторых разделов в педагогическую практи ку учителей музыки происходит пока с большим трудом, а именно таких как:
-духовная музыка и синтез храмового искусства;
-особенности современного музыкального искусства;
-стилистические особенности разных художественных направлений;
-выдающиеся исполнители.
Не всегда могут быть реализованы и некоторые виды музыкально-творческой деятельности учащихся, такие как: вокализация основных тем классических произведений; пластическое интонирование; сценическая импровизация.
Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности. Причем объем времени на этот компонент составляет в среднем 10 часов в неделю в каждом классе, но не факт, что эти часы будут отданы учителю музыки, скорее всего дополнительные факультативы уйдут на курс «Начало экономики», «Математический анализ» и т.д.
Но, тем не менее, Новые образовательные стандарты внесли в уроки музыки много нового, чего до этого никогда на наших уроках не было:
Внедрение новых образовательных технологий: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, сберегающей здоровье техноло гии, интернет-технологий.
Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информацию о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.
Так же Инновационной формой работы является использование сотовой связи.
У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разно образные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, опреде лить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполня ют его.
Сейчас многие учителя музыки сталкиваются с тем, что традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса не отвечают требованиям сегодняшнего времени, поэтому пора от них отказываться и использовать на уроках музыки современные методы такие как:
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод сравнительного анализа;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод перспективы и ретроспективы;
- проблемно поисковый метод.
Так же процесс модернизации музыкального образования направлен на внед рение в практику новых форм работы, пластическое интонирование, графичес кую звукозапись, импровизацию, показ и анализ видеофрагментов, пение в сопровождении караоке, знакомство учащихся со стилями и жанрами современной музыки.
Всё это связано с потребностью и интересами школьников, для которых современная популярная музыка является важным компонентом в досуговой деятельности. Основными задачами этой формы работы являются:
- помочь школьникам сориентироваться в многообразии стилей и жанров рок-музыки;
- научить понимать и оценивать рок музыку с духовно-нравственных позиций;
- приобщить к лучшим образцам рок-музыки;
- развить умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.
Кафедрой методологии и методики преподавания музыки МГПУ под руководством доктора педагогических наук Э.Б. Абдуллина был разработан перечень учебного оборудования по музыке для общеобразовательных школ, который включает в себя: различные музыкальные инструменты, музыкальный центр, комплект шумовых инструментов, синтезатор, персональный компьютер и т. д.; фонотеку, состоящую из 65 CD-дисков с различной музыкой; 33 видео фильма о композиторах, музыкальных инструментах, юных исполнителях; слайды, музыкальные компьютерные программы. В пояснительной записке перечня содержится четкое, конкретное обоснование того, что необходимость внесения принципиальных изменений в материально-техническое оснащение кабинета музыки вызвана глобальными процессами в совершенствовании системы образования, обновлением содержания музыкального образования, бурным ростом технических средств обучения. А кто из нас может похвастаться таким оборудование? К сожалению, кабинеты музыки лишь в некоторых школах оснащены всем необходимым, а в большинстве школ учитель музыки довольствуется лишь старым расстроенным инструментом да постоянно ломающимся персональным компьютером.
Ещё один минус. Непрерывная система образования предполагает преемствен ность образовательных концепций в цепочке «дошкольное образовательное учреждение - школа» и «основная – профильная школа». В 2000 году норматив ными программно-методическими документами была введена в 1 классе программа И.В. Кадобновой, В.О.Усачевой «Искусство слышать»; соответствен но программа по музыке Д.Б. Кабалевского сместилась с 1-7 класса на 2-8 класс. К, сожалению, в части школ в-восьмых классах музыку заменяют другими предметами, тем самым не выполняя программу по музыке и оставляя без внимания такие важные обобщающие темы как «Наши великие современники» и «Взаимодействие легкой и серьезной музыки».
Пройден первый этап введения ФГОС, вспоминаю, как учителя начальных классов волновались, переживали некоторые в плоть до увольнения, но тем не менее выжили, выстояли, приноровились. Научились писать рабочие программы, вести внеурочную деятельность.
Я уже четвертый год работаю по ФГОС, уверена, что музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Уроки музыки в школе – одно из средств познания. Задача учителя музыки - воспитание души. Человека, который смотрит на мир широко открытыми глазами, человек, который верит, что мир прекрасен – вот «портрет» души маленького человека.
Сейчас учителям музыки предлагается целый ряд альтернативных программ по музыке, разных авторов. Но к пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания теплоты человеческих отношений в современном педагогическом процессе можно отнести программу для 1-4 классов под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Эта программа основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения своим истокам.
Программа имеет семь тем, одним из основных, по моему мнению, является раздел названный поэтической строкой Игоря Северянина, его стихотворения «Запевка» «О России петь- что стремиться в храм». Данный раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IV классов в художественные образы духовной музыки.
На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме о храмовых песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений-тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. К данной программе прилагается красочный учебник, на страницах которого помещено огромное количество иллюстраций.
Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. В программах внеурочной деятельности поставила задачи расширения знаний о музыке, музыкантах, культурных центрах региона, его композиторах, исполнителях, просветительский работе деятелей культуры и искусства. Всегда помнила и о том, что «умение учиться» формируется в процессе включения школьников в активную музыкально-исполнительскую деятельность, пропаганду музыкально-эстетических знаний среди родителей, жителей района, города. На протяжении всех лет веду внеурочную деятельность во всех параллелях начальной школы, за это время мои ученики стали постоян ными участниками школьных концертов, в этом году хор третьего класса стал участником заочного областного конкурса хоров, в планах участие в городском конкурсе «Серебряная капелька».