-Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, родным, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы , добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Сейчас мы с вами посмотрим короткую басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» (видеоролик) «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним» Как обидели деда в семье? Почему заплакали отец с матерью? Как надо относиться к старым и слабым? В чем особенно нуждаются пожилые люди? -Как вы понимаете значение слова милосердие? -Как написано в словаре С.И.Ожегова. ( 4 слайд)«Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь. или простить кого-то». Речь сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям. -Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость? -Посмотрим в словарь С.И..Ожегова ( 5 слайд)Старость- период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма. Старость, характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма. (6 слайд) У стариков уже силы не те, Дней непрожитых мал запас. Берегите старых людей. Без которых бы не было нас! -Вы часто видитесь со своими бабушками, дедушками. А много ли вы о них знаете? - -Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты. Если знаете ответы, то пишите их на карточках. Если не знаете, то ставите прочерк. У кого нет дедушки или бабушки, то называете того взрослого человека, кто вам дорог. 1.У кого есть бабушка? Назовите ее фамилию, имя. 2.Сколько ей лет? 3.Кем работала бабушка? 4.У кого есть дедушка? Назовите фамилию, имя. 5.Сколько ему лет? 6.Кем работал дедушка? 7.Какие подарки подарили вам на день рождения или праздники? 8.Как поздравили вы бабушку или дедушку с днем пожилого человека? И когда это было? -А вы знайте какого числа отмечается «День пожилых людей»?(7 слайд) Отмечается этот праздник 1 октября . -Этот праздник – дань вековой традиции уважения и почитания людей старшего поколения. В этот день каждый из нас, имеет возможность не только поздравить людей старшего поколения и выразить им свою признательность, но и сделать так, чтобы они почувствовали нашу заботу и внимание. -Отмечая день пожилых людей в школе, мы, прежде всего вспоминаем о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. С них начинается приобщение детей к истории семьи. -Мы каждый день сталкиваемся с людьми старшего возраста, это не только ваши близкие- бабушки и дедушки, но и ваши соседи, прохожие. -А теперь посмотрите, на все ли вопросы вы смогли ответить? -А это говорит о вашем внимательном или невнимательном отношении к своим близким, об интересе к их жизни. Не всегда вы внимательны к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили вас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в трудных ситуациях. Физ-минутка 1. Кивните мне головой. 2. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте. 3. Покажите, где находится ваша шея. 4. Погладьте себя по животу. 5. Поднимите правую руку вверх. 6. Спрячьте левую руку за спину. 7.Согните правую ногу в коленке. 8.Топните левой ногой. Решение проблемных ситуаций в группах -С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи. Давайте мы с вами решим как вам поступить в проблемных ситуациях. Ситуация 1: У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил: -Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой. -А как бы поступили вы? Ситуация 2:Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила: - Возьми сама, я смотрю мультфильм. Как бы вы поступили? Ситуация 3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает! А как бы вы поступили? (в презентации, я больше не буду) Я знаю: вы любите своих бабушек и дедушек. Но бывает , Что позволяете себе неуважительно относиться к ним Можете перебить в разговоре,не дослушать и уйти Забываете поблагодарить , Позволяете себе кричать на них, капризничать. Быть равнодушным (в презентации ,я всегда буду) Любить и ценить своих бабушек Буду добрыми, Чутким Не причиню боль своими словами и поступками! Буду уважать и ценить Буду убираться и мыть полы Говорить и пить чаек Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям, вынесли на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них. Хочу вам прочитать замечательное стихотворение С. Михалкова «Лапуся», послушайте его . Я не знаю, как мне быть — Начал старшим я грубить. Скажет папа: — Дверь открыта! Притвори ее, герой! — Я ему в ответ сердито Отвечаю: — Сам закрой! За обедом скажет мама: — Хлеб, лапуся, передай! — Я в ответ шепчу упрямо: — Не могу. Сама подай! — Очень бабушку люблю, Все равно — и ей грублю. Очень деда обожаю, Но и деду возражаю… Я не знаю, как мне быть — Начал старшим я грубить. А они ко мне: — Голубчик, Ешь скорее! Стынет супчик!.. — А они ко мне: — Сыночек, Положить еще кусочек? — А они ко мне: — Внучок, Ляг, лапуся, на бочок!.. Я такое обращенье Ненавижу, не терплю, Я киплю от возмущенья И поэтому грублю. Я не знаю, как мне быть — Начал старшим я грубить. До того я распустился, Что грублю я всем вокруг. Говорят, от рук отбился. От каких, скажите, рук?! -Как вы думаете, о чем это стихотворение? -Правильно ли вел себя мальчик? -Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом. -Ребята, а теперь я вам предлагаю заполнить радугу «Знаний» |