СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Осеева «Волшебное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В. Осеева «Волшебное слово»»

Уроки 95–96. В. Осеева «Волшебное слово» (с. 87–92)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с рассказом В. Осеевой; способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умений анализировать прочитанное, подтверждать свои высказывания цитатами из текста

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественное произведение, составлять план рассказа, пересказывать по плану; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные: познавательные: самостоятельно находят алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу: применяют установленные правила, составляют план и определяют последовательность действий, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: проявляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. http://pedsovet.su/load/239-1-0-6974

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-v-oseeva-volshebnoe

3. http://podelise.ru/docs/index-31849159.html

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет В. А. Осеевой; кроссворды на листочках


организационная структура (сценарий) уроков

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

– Доброе утро солнцу и птицам!

– Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым,

доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера!

– Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Ю. Ермолаев «Два пирожных».



Урок 95: Пож-паж-пыж-пуж – пожалуйста.

Дебр-дибр-дюбр-добр – будьте добры.

Пряс-прус-прос-прас – простите.

– К подчёркнутым слогам добавить части слов так, чтобы получились «добрые, вежливые» слова.

Урок 96: Вставьте последнее слово в каждом из них в рифму.

Растает ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания)

Дети пересказывают рассказ кратко.


Договаривают слова.





Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, извлечение информации
из иллюстраций, текстов, выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по ком-муникации речевые высказывания, задавать вопросы

с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка темы, цели урока


– Почему эти слова называют волшебными?

– Как еще иначе называют эти слова?

– Что значит быть вежливым?

– Какие слова мы составили?

– С «вежливыми и волшебными словами» связана тема нашего сегодняшнего урока

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о

В. Осеевой. Обзор книг В. Осеевой.

2. Словарная работа.








3. Воспроизведение последовательности действий

См. Ресурсный материал.





Пробормотала – сказать быстро и невнятно.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.

Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу.

Читает рассказ с остановками.

– Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий (события записаны вразброс на доске).


1. Встреча со стариком.

2. Разговор с Леной.

3. Разговор с бабушкой.

4. Беседа за обедом.

5. Возвращение в сквер

Рассматривают книги, внимательно слушают.



Читают по слогам
и целым словом, объясняют значение слов.






Слушают учителя.

Выполняют задание

Фронтальная






Работа со словарной статьей.






Выполненные задания

Физкультминутка

См. Приложение

Выполняют упражнения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Инсценировка пьесы.

2. Работа
с текстом.



























3. Игра-соревнование «Спринт»

См. Ресурсный материал.


1. Чтение первого и последнего слогов на строке.

2. Двойной замер техники чтения. Многократное чтение.

3. Чтение в темпе скороговорки.

4. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

5. Упражнение «Буксир».

Громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников.

6. Упражнение «Молния».

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).

7. Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения «Бросок-засечка».

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздается команда учителя «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились, и продолжить чтение вслух.

8. Ответы на вопросы в конце текста.

Правила игры: найти в книге одинаковый отрывок и по команде учителя начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов







Отрабатывают четкое и правильное, быстрое чтение скороговорки.



Читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем.
















К доске выходят
несколько учеников (3–5)

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознают ответственность за общее дело

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке

сведений.

Заключительная

беседа.

Выставление оценок

– Почему слово «пожалуйста» автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить непростые человеческие отношения в семье.)

– Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили?

– С какой целью надо употреблять «волшебные слова»? Как они действуют на людей?

– Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?

За добро… добру и учит.

Добрый человек… добром и платят.

Добрый человек… век учись.

Век живи… в добре проживет век.

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Урок 95: подготовить выразительное чтение, с. 87–92.

Урок 96: подготовить чтение рассказа по ролям

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Выполненные задания


Ресурсный материал

Рассказ учителя о В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве.

Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом-воспитателем. В дальнейшем, уже став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Разнообразна тематика рассказов В. Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения из жизни детей военной поры.

Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Герои её живые, взяты из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

У В. Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в её коротких рассказах есть таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
(по рассказу В. Осеевой)

Действующие лица: Ведущий, Павлик, бабушка, старик, Лена, брат.

Ведущий. Сидел на скамейке старик с бородой

И зонтиком что-то чертил на песке.

А мальчик Павлуша, сердитый такой,

Сказал ему:

Павлик. Ну-ка, подвиньтесь скорей!

Ведущий. Взглянув на Павлушу, старик пересел.

А мальчик сердитый с ним рядом присел.

Старик. Почему ты, мальчик, так сердит?

Может быть, с тобой случилось что-то?

Павлик. Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?

Это моя личная забота.

Старик. Да, твоя. Но только слышал как-то раз,

Что кричал ты. Может, дрался со знакомым?

Павлик. На свою семью сердит я и сейчас,

Может, даже убегу из дома.

Старик. Убежишь?

Павлик. Конечно, убегу.

Ленку больше видеть не могу.

Столько красок у сестры родной!

Мне же дать не хочет ни одной.

Старик. Из-за этого не стоит убегать.

Павлик. Да не только из-за этого. Опять

Утром бабушка из кухни прогнала,

Даже маленькой морковки не дала.

Ведущий. От обиды громко Павлик засопел,

Опустил глаза, на землю посмотрел.

Старик. Пустяки, что один поругает,

А другой, может быть, приласкает.

Павлик. Совсем не к кому мне приласкаться,

Брат вон на лодке едет кататься,

Но не хочет с собой взять меня.

Я сказал: «Всё равно от тебя

Не отстану, весло утащу,

За тобой следом в лодку вскачу».

Ведущий. Павлик тут кулаком постучал

По скамейке. И вдруг замолчал.

Старик. Брат не хочет тебя с собой взять?

Павлик. Ну а вам для чего это знать?

Старик. Я помочь тебе, мальчик, сумею,

Так как словом волшебным владею.

Это слово тебе я скажу,

Как им пользоваться, подскажу.

Слово нужно негромко сказать,

Собеседнику глядя в глаза.

(Шепчет мальчику на ухо.) Пожалуйста.

(Говорит вслух.) Помни, как говорить по-особому.

Павлик. Я сейчас же, сейчас же попробую!

Ведущий. Со скамейки тотчас мальчик встал

И домой скорее побежал.

Он увидел, что Лена сидела

Тихо в комнате светлой своей,

Краски разные чудно блестели

На рабочем столе перед ней.

Увидала она брата тоже

И прикрыла их быстро рукой.

Павлик (бурчит себе под нос).

Обманул меня дедушка всё же,

Не поможет волшебное слово.

Ведущий. Подошёл к Лене Павлик тихонько,

За рукав её дёрнул легонько.

Заглянул осторожно в глаза,

Наклонился и тихо сказал:

Павлик. Дай, пожалуйста, краску одну.

Ведущий. Пододвинулась Лена к окну,

Свои руки сняла со стола.

Лена. Тебе краска какая нужна?

Павлик. Дай мне синюю.

Лена. Вот, можешь взять.

А не хватит, ещё могу дать.

Ведущий. Взял Павлуша краску синюю,

Подержал её в руке,

Походил с ней по квартире он,

А затем вернул сестре.

Павлик. Пойду я к бабушке сейчас,

Она в кухне стряпает как раз.

Ведущий. Отворил он на кухню дверь,

Прижался к бабушке своей,

Взглянул ей ласково в глаза

И тихим голосом сказал:

Павлик. С утра я, бабуля, не кушал пока,

Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.

Ведущий. Волшебное слово ей вмиг осветило

Улыбку, глаза и морщины.

Бабушка. Горяченького захотел, внучек милый?

Возьми-ка вот этот, с малиной.

Ведущий. Пирожок у бабушки он взял

И от радости её расцеловал.

Павлик вспомнил старика и прошептал.

Павлик (шепотом). Он волшебник! Как я сразу не узнал?!

Ведущий. За обедом ближе к брату сел Павлуша,

Всё, что брат говорил, он слушал.

Брат. Лодку свою я вчера починил,

Вёсла наладил, на воду спустил.

Покатаюсь на лодке на той.

Павлик. Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!

Лена. Ведь тебе не стоит это ничего.

Ну, пожалуйста, возьми с собой его.

Бабушка. Покатай его, будь чуточку добрей.

Брат. Собирайся, путешественник, скорей!

Павлик. Берёт меня брат! Как же мне повезло!

Волшебное слово опять помогло!

Ведущий. Из-за стола Павлуша встал

И в сквер к скамейке побежал.

Но он немного опоздал

И старика там не застал.

Лишь зонтиком начерченные знаки

На песке заметны чётко были

Для того, чтоб дети все случайно

Слов волшебных больше не забыли.

(Л. И. Терникова // Начальная школа. 2004. № 6.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!