СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь учителям: " Самоанализ профессиональной деятельности за межаттестационный период", учитель немецкого языка УВК "Гармония" г. Донецка Бабцева Нина Вадимовна ( из опыта работы)

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ профессиональной деятельности, достижения цели и

                                                            выполнение задач межаттестационного периода

                                                                                         ( из опыта работы )  

          Современная парадигма образования и воспитания ставит новые задачи перед общеобразовательными организациями, в частности, на первый план выходит задача обучения и воспитания компетентных выпускников, способных сознательно и активно определять свой образ жизни, нести ответственность за результаты действий и поступков, чётко определиться в направлениях самореализации и самосовершенствования, максимально реализовывать свой потенциал в конкретной сфере профессиональной деятельности, быть конкурентно способными

Просмотр содержимого документа
«В помощь учителям: " Самоанализ профессиональной деятельности за межаттестационный период", учитель немецкого языка УВК "Гармония" г. Донецка Бабцева Нина Вадимовна ( из опыта работы)»

Бабцева Нина Вадимовна, учитель немецкого языка УВК «Гармония» г. Донецка

Самоанализ профессиональной деятельности, достижения цели и

выполнение задач межаттестационного периода

( из опыта работы )

Современная парадигма образования и воспитания ставит новые задачи перед общеобразовательными организациями, в частности, на первый план выходит задача обучения и воспитания компетентных выпускников, способных сознательно и активно определять свой образ жизни, нести ответственность за результаты действий и поступков, чётко определиться в направлениях самореализации и самосовершенствования, максимально реализовывать свой потенциал в конкретной сфере профессиональной деятельности, быть конкурентно способными.

Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли в нашей республике, повлекли за собой преобразования в различных сферах, в том числе в системе школьного образования и, в частности, в области преподавания и изучения иностранных языков. Возросла образовательная значимость иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда, что привело к усилению мотивизации изучения языков международного общения. Идея плюрилингвального подхода к обучению выходит на первый план.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек», - сказал в своё время выдающийся деятель Генрих IV, что на современном этапе очень актуально. Во многих общеобразовательных организациях обучающиеся овладевают двумя и даже тремя иностранными языками. Знание иностранного языка способствует преодолению трудностей в профессиональном, личностном, образовательном (интеллектуальном) росте выпускника школы.

«Главная цель обучения иностранному языку в школе состоит в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Развитие коммуникативных компетенций зависит от социокультурных и социолингвистических знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вход личности в другой социум и способствуют её социализации в новом для неё обществе» (Программа основного общего образования. Немецкий язык 5-9 кл.; Программа для общеобразовательных организаций, МОН ДНР, 2015 г.; Программы полного общего образования по предмету «Иностранный язык. Второй иностранный язык» (немецкий, французский, испанский) для 5-11 классов общеобразовательной и специализированной школы (классов с углублённым изучением предмета, МОН ДНР, 2015 г..)

Уровень и развитие коммуникативной компетентности зависит от уровня формирования и развития других компетентностей, которые определены в материалах Совета Европы в области изучения иностранного языка: общие компетенции и коммуникативная языковая компетенция, которая имеет свои компоненты:

- лингвистическая компетенция;

- социолингвистическая компетенция;

- речевая компетенция;

- социокультурная компетенция;

- стратегическая компетенция (общеобразовательная).

Кроме этого, ранее принятая Региональная программа внедрения компетентностно-ориентированного подхода, личностно-ориентированного подходов в учебно-воспитательный процесс и другие государственные нормативные документы по образованию заложили в основу обновлённого содержания образования ключевые компетентности, которые призваны помочь учащимся в овладении технологиями жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала саморегуляции, самореализации, самоконтроля, саморазвития, самопознания, интеграции в социокультурный простор:

- гражданская компетентность;

- здоровье сохраняющая компетентность;

- информационно-коммуникативная компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- общекультурная компетентность;

- социальная компетентность;

- предметная компетентность;

а также познавательная, самообразовательная компетентности.

Поэтому считаю, что поставленные перед образовательной организацией задачи, объясняют актуальность выбранной проблемы «Создание условий для формирования и развития личности школьника, формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках немецкого языка (как второго иностранного) и во внеклассной работе».

Опыт работы по избранной проблеме основывается на научно-методических рекомендациях выдающихся учёных-лингвистов, педагогов-практиков Л. Щербы, А. В. Хуторского, И. В. Родыгиной, О. Коваленко, С. Николаевой, О. И. Пометун, И. Я. Зимней, Г. Китайгородской, Е. И. Пассова, А. В. Чеботаря, Н. А. Серебряковой, В. И. Чобитько, Н. Н. Налётовой, В. М. Егоровой и др..

Целью педагогической деятельности является – создание системы в работе с обучающимися основной и старшей школы по формированию ключевых компетентностей, направленных на развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, природных способностей и задатков, создать условия для развития способностей, использовать язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, в условиях многонационального и поликультурного мирового пространства.

Суть опыта состоит в реализации модели стимуляции умственного, личностного и духовного роста обучающихся путём активизации творческой познавательной деятельности, достижения уровня владения вторым иностранным языком в соответствии с требованиями государственного образовательного Стандарта среднего общего образования на 2015-2017 г. г. (с.43)МОН Донецкой Народной Республики, Общеевропейских Рекомендаций в языковом образовании: изучение, преподавание, оценивание и в преодолении разрыва между образованием и жизнью посредством формирования ключевых компетентностей.

В повседневной профессиональной деятельности использую алгоритм педагогического сопровождения формирования ключевых компетентностей по немецкому языку:

- постановка цели на учебный год (углубить знания по предмету, усовершенствовать умения и навыки языковой деятельности, обобщать речевой, языковый (коммуникативный) опыт обучающихся, организовывать их продуктивную творческую деятельность);

- мониторинг уровня всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, письма, говорения) с целью выявления уровня учебных достижений и организации помощи по преодолению трудностей и пробелов в знаниях;

- количественный и качественный анализ учебных достижений обучающихся с целью оказания индивидуальной помощи и ликвидации пробелов в знаниях;

- знакомство учащихся с методами самообразовательной деятельности (систематизация памяток);

- создание индивидуальных программ развития и саморазвития для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению немецкого языка;

- разработка программы по улучшению ЗУН учащихся;

- проведение консультаций для обучающихся с целью оказания методической помощи;

- организация и проведение внеклассных мероприятий по немецкому языку с целью повышения мотивации к изучению избранного предмета;

- ознакомление обучающихся с Европейским языковым Портфолио как инновационным учебным средством, который реализует новую общеобразовательную технологию оценки и самооценки своих знаний, возможностей, уровня речевой компетентности в процессе изучения любого иностранного языка.

Описание наиболее эффективных сторон педагогического опыта.

Чтобы достигнуть весомых результатов в преподавании немецкого языка как второго иностранного языка, необходимо применять такие методы и технологии, которые способствуют повышению эффективности урока, интересны обучающимся и проводятся в равноправном творческом сотрудничестве, активном поиске новых решений, в создании ситуации успеха личности.

За годы педагогической деятельности мною были апробированы многие технологии и методы обучения обучающихся немецкому языку, выработано личное отношение к тому, что предлагает дидактика, психология, педагогика.

Наибольшего внимания заслуживают технологии, построенные на компетентностно-ориентированном, личностно-ориентированном, деятельностном и коммуникативно-когнитивном обучении:

- технология интерактивного обучения;

- проектная технология;

- технология интенсификации обучения на основе схематических и знаковых моделей учебного материала;

- использование компьютерных технологий ;

- технология продуктивной творческой деятельности А. Ф. Хуторского;

- игровые технологии ( ситуативно-ролевые, дидактические и др.);

- технологии проведения внеклассных мероприятий.

Реализация на практике данных технологий невозможна без профессиональной компетентности и культуры педагога, поэтому овладение педагогическим дизайном считаю очень важным в своей профессиональной деятельности. Выбраны оптимальные формы, методы и приёмы для интегрированного формирования коммуникативных, предметных, жизнетворческих компетентностей и компетенций.


Формы, методы, приёмы

Умения и навыки, которые формируются

Название компетентностей и компетенций

Работа в парах

Навыки общения, критическое мышление, умение выражаться и убеждать, вести дискуссию по ситуации.

Информационная, логическая. Культура сотрудничества. Коммуникативная, социальная.

Работа в малых группах.

Навыки работы в коллективе, способность взять на себя ответственность, аргументировать собственное мнение.

Информационная, логическа\, речевая, творческая, коммуникативная, социальная.

«Микрофон»

«Круг идей»

Умение свободно выражать свои мысли, выражаться лаконично, формулировать новые идеи, выявлять воображение и творчество.

Коммуникативная, информационная, творческая, поведенческая, прогностическая, культура сотрудничества.

Метод проектов

Умение проектировать и воплощать в жизнь разработку определённой темы, работать с различными источниками информации, умение представить и защитить продукт индивидуального или коллективного

Информационная, самообразовательная, творческая, культура общения. Аналитическая, социальная.

Незаконченное предложение «Сенкан», «Mind Map», « Wort Jgel», «Wortsonne», «Письмо к самому себе» и др.

Умение строить устные и письменные высказывания (характеризовать, описывать, давать определение понятий, умение говорить кратко, но убедительно, чётко определять необходимый лексико-грамматический материал и т. д.).

Речевая, логическая, культура учения. Информационная, коммуникативная.

Создание мультимедийной презентации.

Навыки работы с мультимедийными средствами, умение выделить главное, представить свои идеи и выводы в виде короткой текстовой и графической информации.

Информационная, информационно-коммуникативная, творческая, самообразовательная.

Ситуативно-ролевые, дидактические игры и т. д.

Навыки и умения работать с исходным лексико-грамматическим материалом, навыки общения, умения использовать знания, выполнять ситуативные роли, .проявлять творчество

Информационная, коммуникативная (речевая, языковая), самостоятельная. Культура учения.

Коммуникативные упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий

Умение строить устные и письменные высказывания, построенные на приобретённых и новых знаниях, развивают воображение, находчивость, внимательность, познавательный интерес.

Социокультурная, коммуникативная, лингвистическая, культура учения.



Систематизирован предметный арсенал формирования компетентностей обучающихся на уроках немецкого языка (приложение 1). Каждая конкретная тема курса немецкого языка позволяет проводить эффективную работу по формированию всех основных групп компетентностей обучающихся и развитие их способностей и задатков. В качестве примера можно рассмотреть сферу общения тему «Природа вокруг нас» (приложение 2).

В 2015-2016 учебном году в нашей образовательной организации проходит апробация Республиканской образовательной программы по немецкому языку (как второму иностранному) для учащихся 10- 11 класса.

С учетом требований данной программы мною разработан календарно- тематический план для УВП, составлено поурочное планирование, подобран учебно- дидактический материал по темам программы, созданы презентации с использованием ИКТ „Der Mensch und die Natur“, „Die Großstädte Deutschlands“, „Das Wetter und die Natur“ usw. Это позволяет эффективно использовать учебное время, успешно реализовывать личностно- ориентированный, компетентностно ориентированный, деятельстный подход к обучению немецкому языку как второму иностранному.

Системный подход к организации учебно-воспитательного процесса, формированию ключевых компетентностей обучающихся дал положительные результаты. Мониторинг качества языкового образования (см. диаграммы, графики) свидетельствует о том, что большинство обучающихся образовательной организации имеют достаточный и высокий уровень учебных достижений по немецкому языку. Прослеживается результативность участия учащихся в ученических олимпиадах и конкурсах по немецкому языку, несмотря на то, что это второй иностранный язык (см. аналитический материал). Ежегодно выпускники ДУВК «Гармония» продолжают изучение немецкого языка в ВУЗах г. Донецка и за его пределами, избирают немецкий язык в качестве своей профессиональной деятельности. Некоторые бывшие ученики проходили практику в стенах родной школы (Т. Музыка, О. Курышева).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что обучающиеся ДУВК «Гармония» имеют возможность получить качественное языковое образование в области «Немецкий язык».

За 2015- 2017 уч.г. проведено 7 открытых уроков и внеклассных мероприятий по немецкому языку. Проведены мастер - классы для учителей школы и района. Участвовала в профессиональных конкурсах в 2011, 2014 г., в научных конференциях, семинарах, практикумах, вебинарах на площадках по методике преподавания иностранного языка разного уровня. Имею ряд публикаций в СМИ и на методическом сайте. (сертификаты, дипломы, грамоты и др. прилагаются )

Трудности, которые приходилось преодолевать, лежат во временной плоскости, т.е. в ограничении количества часов на изучение второго языка. В качестве компенсаторной функции выступает инновационный подход к планированию, отбору и обработке учебного поурочного, тематического, модульного материала, потому что как сказал выдающийся философ Сенека: «Если человек не знает, к какой цели он двигается, ни один ветер не будет ему попутным». Современный учитель иностранного языка должен быть творцом, иметь всесторонние и глубокие знания, уметь их критически перерабатывать, осмысливать, импровизировать, основываясь на знаниях и интуиции; уметь видеть «веер вариантов», который имеет своей целью повысить у учащихся мотивацию к изучению второго или любого иностранного языка и создать каждому ребёнку «ситуацию успеха» для реализации своего «Я».

Технологический подход к обучению можно подать в виде схемы



Общие цели Учебные Обучение Отметка

и содержание цели Результат

обучения



На основе вышеизложенного можно утверждать, что одной из актуальных задач современной образовательной организации – это поиск оптимальных путей обучения и воспитания ребёнка, как жизненно и социально компетентной личности. УВП и внеклассные мероприятия направлены на решение этих целей.

Перспективная деятельность по данной проблеме будет состоять в усовершенствовании, дальнейшей систематизации инновационных образовательных технологий, в создании для обучающихся иноязычной среды, которая поможет им адаптироваться в дальнейшем в другом социуме, откроет перед ними перспективы развития личности, её жизненного потенциала и жизненной компетентности (ключевых компетенций).


Учитель:_Бабцева Н. В.



















Приложение 1.

Предметный арсенал формирования компетентностей учащихся

средствами иностранного языка.

Гражданская компетентность

- Формирование средствами немецкого языка патриотических чувств, уважения к истории своего народа, родному языку, государственной символике, гражданского самосознания; уважение к стране изучаемого языка;

- Стимулирование диалогического и монологического общения по ситуации: “Ich und meine Heimat” , “ Meine Muttersprache”, “ Die Natur schützen das heißt die Heimat schützen“. “Aus der Geschichte

von Donezk” и др.

- Дискуссии на темы: “ Die Schule. Wenn ich Schulleiter wäre…

«Если бы я был директором школы…» , «Если бы я был президентом…»


Поликультурная компетентность

- Проведение интегрированных уроков;

- Нетрадиционные формы проведения урока, внеклассного мероприятия: литературная гостиная, урок-праздник, урок-экскурсия, урок-соревнование и др.;

-Способствовать духовному росту обучающихся.


Социокультурная компетентность

-Разработка и проведение мероприятий по истории, традициям и нравам страны изучаемого языка: викторины, праздники, выставки газет, др.;

- Написание творческих заданий по истории, культуре Германии.

Коммуникативная компетентность

- Подготовка дидактического материала для развития речи: репродукции, картинки, карточки, фрагменты видеофильмов, слайд-шоу;

- Создание на уроках нестандартных ситуаций, близких к жизненным;

- Подготовка тезисов для устной и письменной речи с целью соблюдения норм языкового этикета;

- Разработка заданий для развития творческих способностей учащихся, усовершенствования универсальных учебных действий в устной и письменной форме;

- Вовлечение детей во внеклассные мероприятия с целью усовершенствования языковых, речевых, познавательных способностей: конкурсы, олимпиады, праздники.


Информационно-коммуникативная компетентность

- Использование Медиа, Интернет-ресурсов как инструментария для поиска, отбора, обработки информации;

- Проведение уроков с элементами проектной технологии, с использованием аудио-видеоматериалов, проектора, ноутбука.



Здоровьесохраняющая компетентность

- Проведение физпауз на уроке;

- Дискуссии по теме «Здоровое питание», «Здоровый образ жизни», «Спорт в моей жизни, в моей семье», «Молодёжная культура: за и против», «Знаменитые спортсмены» и т. д.;

- Подбор тематических плакатов, СМИ, тестов, указывающих на здоровый образ жизни.


Приложение 2.

Тема: «Природа вокруг нас»


Компетентности

Виды учебной деятельности

Социальная

Дискуссии, работа в группе, интервью, устное сообщение, др.

Поликультурная

Чтение текстов о состоянии окружающей среды в Германии и в своём регионе, сообщение, самостоятельная работа, креативные работы, др..

Коммуникативная

Ролевая игра, диалог-интервью, беседа, поэзия, репортаж, конференция, работа в малых группах, проект, др..

ИКК

Использование ИКТ для поиска, отбора, анализа информаций, создание видеоролика, слайд-шоу, презентации, др..

Самообразовательная

Самостоятельная работа, тест, проектная работа, коллаж, др..

Компетентность продуктивной творческой деятельности

Создание конечной продукции: кроссворд, загадки, сочинение собственных стихов, сенкан, творческая работа, др..

Литература.

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». – Донецк, 2015.

  2. Государственный стандарт основного общего образования.- МОН Донецкой Народной Республики, 2015.

  3. Государственный стандарт среднего общего образования. Утверждён приказом Кабинета Министров ДНР от 17.07.2015 №325.

  4. Программы полного общего образования по предмету «Иностранный язык. Второй иностранный язык» (немецкий, французский, испанский) для 5-11 классов общеобразовательной и специализированной школы, классов с углублённым изучением предмета. - МОН Донецкой Народной Республики, 2015.

  5. Программы основного общего образования. Немецкий язык 5-9 классы: Программа для общеобразовательных организаций. – МОН Донецкой Народной Республики, 2015.

  6. Региональная программа внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. – Донецк : ГУ , ДонИППО, 200 .

  7. Коваленко О. Формирование компетентного подхода к изучению мностранных языков //Deutsch. – 2008, №22 (150).

  8. Родыгина И. Компетентностно-ориентированный подход к обучению. – Х: Основа, 2006.

  9. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. – К., 2004.

  10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  11. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991.

  12. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьника. – М.: Владос, 2000.

  13. Материалы по курсовому повышению квалификации // Конспект-2015.




11





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!