Вариант 1
1.Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:
температура, теплопередача, броуновское движение, интерференция, скорость, заряд.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий | Перечень понятий |
| |
| |
2. Мопед движется по прямой дороге. На графике представлена зависимость его координаты от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение мопеда, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 30 минут мопед движется равноускоренно, а в следующие 30 минут равномерно.
2) Первые 30 минут мопед движется равномерно, а следующие 30 минут стоит на месте.
3) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 15 м/с.
4) Через 90 минут мопед остановился, а затем поехал в том же направлении.
5) Первые 30 минут велосипедист двигался с постоянным ускорением 0,3 м/c2.
3. Катер при удалении от берега пытается увеличить скорость. Для этого он увеличивает обороты двигателя. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на катер, и направление его ускорения, если катер начинает увеличивать скорость.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.
Лыжник съезжает с горы. По мере его спуска кинетическая энергия лыжника __________, потенциальная энергия лыжника относительно поверхности Земли __________. Если пренебречь трением, то можно говорить о том, что полная механическая энергия лыжника __________.
Запишите в ответ цифры в соответствующем порядке.
5. Четыре металлических бруска (A, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 30 °C, 40 °C, 50 °C, 60 °C. Какой из брусков имеет температуру 50 °C?
6. Перед установкой на автомобиль механик подкачал колесо насосом. Геометрические размеры колеса при этом не изменились. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в колесе, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Давление воздуха в колесе увеличилось.
2) Давление воздуха в колесе осталось неизменным.
3) Объём воздуха в колесе увеличился.
4) Объём воздуха в колесе остался неизменным.
5) Масса воздуха в колесе увеличилась.
6) Масса воздуха в колесе уменьшилась.
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
Показания электрометра А | Показания электрометра Б |
| |
8. При подключении электрочайника к сети с напряжением 120 В через него течёт ток 6 A. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи электрочайника при подключении его к сети 220 В. (При расчётах считать, что сопротивление электрочайника остаётся неизменным).
Запишите формулы и сделайте расчёты.
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) ультрафиолетовое излучение
2) инфракрасное излучение
3) радиоволны
10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия 42Не и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа урана.
11. С помощью динамометра проводились измерения веса груза. Шкала динамометра проградуирована в кH (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы динамометра.
Запишите в ответ показания динамометра в кH с учётом погрешности измерений.
В ответе укажите погрешность через точку с запятой, например: 123;1.
12. Вам необходимо исследовать, как зависит величина растяжения пружины от приложенной силы. Имеется следующее оборудование:
— динамометр пружинный без шкалы;
— набор из двух пружин разной жёсткости;
— набор из пяти грузов по 100 г;
— линейка;
— штатив с муфтой и лапкой.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
А) при резкой остановке пассажир поезда наклоняется вперёд Б) вода в реке течёт | | 1) изменение направления движения под действием сил упругости 2) сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других сил 3) воздействие магнитного поля Земли на тело 4) воздействие гравитационного поля Земли на тело |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
14. Какое физическое явление лежит в основе принципа действия электродинамического громкоговорителя?
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Электродинамический громкоговоритель
Громкоговоритель — электроакустический преобразователь, предназначенный для преобразования электрического сигнала звуковой частоты в акустический (звуковой).
Самым распространённым типом громкоговорителя является электродинамический громкоговоритель (динамик). В нём преобразование электрического сигнала в звуковой происходит благодаря перемещению катушки с током в магнитном поле постоянного магнита с последующим преобразованием полученных механических колебаний в колебания окружающего воздуха при помощи диффузора.
При подаче электрического сигнала звуковой частоты катушка производит вынужденные колебания в поле постоянного магнита под действием силы Ампера, увлекая диффузор. Колеблющийся диффузор создаёт в воздухе звуковые волны, воспринимаемые ухом человека. Таким образом электрический сигнал преобразуется в звук.
Звуковая мощность, которую может развить электродинамический громкоговоритель без заметных искажений, значительно больше, чем у других типов громкоговорителей. Электродинамические громкоговорители обладают значительно лучшим качеством звучания, чем все остальные системы громкоговорителей. Они дают естественный, мало искажённый звук, позволяя передавать большую полосу частот. При этом не удаётся создать динамики, работающие во всём звуковом диапазоне, поэтому в акустических системах, как правило, ставят несколько разных динамиков.
Чтобы избежать повреждения слуха, необходимо следить за уровнем громкости динамиков, особенно в наушниках.
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Электродинамический громкоговоритель предназначен для преобразования звукового сигнала в электрический.
2) Электродинамический громкоговоритель предназначен для преобразования электрического сигнала в звуковой.
3) При помощи диффузора механические колебания преобразуются в колебания окружающего воздуха.
4) Звуковая мощность, которую может развить электродинамический громкоговоритель без заметных искажений, значительно меньше, чем у других типов громкоговорителей.
5) Повышенный уровень громкости при использовании динамиков не может вызвать повреждения слуха.
16.Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере удаления планет от Солнца?
Прочитайте текст и выполните задания 16—18.
Солнечная система
Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.
Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска — плоскости эклиптики. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.
В Солнечной системе астрономами зарегистрировано несколько десятков метеорных потоков. Метеорные рои занимают чётко определённые орбиты в космическом пространстве, и их потоки наблюдаются в строго определённое время года, когда Земля проходит точку пересечения орбит Земли и роя. Метеорный поток, как правило, получает своё название по созвездию, в котором расположен. Орбиты некоторых метеорных роёв очень близки к орбитам существующих или существовавших в прошлом комет и, по мнению учёных, образовались в результате их распада. Например, Ориониды и эта-Аквариды связаны с кометой Галлея.
Прохождение метеорных тел через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звёзды». Подлетая к Земле, метеор оказывается в атмосфере. От трения он сильно нагревается и начинает ярко светиться. Большая часть метеоров сгорает и гаснет, не долетев до Земли. Метеорный поток большой интенсивности называют звёздным или метеорным дождём.
17. Определите время обращения Венеры вокруг Солнца. Ответ округлите до целого числа.
18. Можно ли наблюдать такое явление, как звёздный дождь, находясь на Луне? Ответ поясните.