СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативный подход в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются возможности применения вариативного подхода в процессе организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе. Автор анализирует положительные аспекты данного подхода, способствующего повышению эффективности вокально-хоровой деятельности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Вариативный подход в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальной школе»

УДК 372.878


ВАРИАТИВНЫЙ ПОДХОД В ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЕ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Андриясова А.Г.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения вариативного подхода в процессе организации вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе. Автор анализирует положительные аспекты данного подхода, способствующего повышению эффективности вокально-хоровой деятельности младших школьников.

Ключевые слова: урок музыки; начальная школа; вариативный подход; вокально-хоровая работа; младшие школьники.

Annotation. The article discusses the possibilities of using a variable approach in the process of organizing vocal and choral work in music lessons in elementary school. The author analyzes the positive aspects of this approach, which contributes to improving the effectiveness of vocal and choral activities of younger schoolchildren.

Key words: music lesson; elementary school; variable approach; vocal and choral work; junior schoolchildren.



Актуальность темы данной статьи обусловливается, на наш взгляд, очень существенным фактором: эмоциональная сфера младших школьников находится в стадии активного развития, что предоставляет педагогу-музыканту возможность преобразующе воздействовать на нее посредством музыкального искусства не только процессе восприятия произведений, но и в ходе разучивания и исполнения различных образцов вокально-хоровой музыки. При этом важно отметить, что у младших школьников, обучающихся в одном классе, присутствуют разные музыкальные предпочтения и интересы к осваиваемому ими вокально-хоровому репертуару. Не секрет, что многие современные дети отличаются пристрастием к современным певческим музыкальным жанрам, таким как поп, рэп, хип-хоп и т. д., а народная, духовная и классическая музыка, как правило, не входит в круг их интересов. Именно поэтому важно искать эффективные подходы к организации вокально-хоровой работы с младшими школьниками на уроках музыки. Одним из них, на наш взгляд, может стать вариативный подход.

Определяя сущность вариативного подхода к вокально-хоровой работе с детьми на уроках музыки в начальной школе, мы, прежде всего, рассматривали возможности его применения с учетом специфики названной музыкально-исполнительской деятельности.

«Вокально-хоровая работа на уроках музыки – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования не только музыкальной культуры обучающихся, но и лучших человеческих качеств. Следует подчеркнуть, что межпредметные связи, присутствующие в вокально-хоровой деятельности, целенаправленно воспитывают музыкальную культуру школьника и гармонично развитую личность» [Лукина, с. 112]. Целью вокально-хоровой деятельности на уроках музыки является творческая самореализация школьника посредством хорового пения.

В Концепции художественного образования, разработанной в Российской академии образования, указывается на то, что учебные предметы художественного цикла должны стать более значимыми в процессе школьного образования. Соответственно, различные формы музыкального творчества, включая вокально-хоровое исполнительство, необходимо признать важными компонентами воспитательно-образовательного процесса.

Согласно действующей Федеральной рабочей программе по музыке для начальной школы, преследующей цели полноценного и разностороннего развития и воспитания личности обучающихся, преподавание музыки должно быть таким, чтобы ученики воспринимали ее, как живое образное искусство. «Живое» звучание музыки на уроках ассоциируется, прежде всего, с исполнительской музыкальной деятельностью участников образовательного процесса. При этом среди множества форм исполнительской деятельности выделяется певческая деятельность – самая доступная, активная и любимая форма музицирования в младшем школьном возрасте. Д. Б. Кабалевский в свое время писал: «Хоровое пение представляет собой в большей степени духовное накопление личности, развитие исполнительского мастерства и общей культуры школьников, что дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению подлинного искусства» [Цит. по: Лукина, с. 114].

Тем не менее, практика показывает, что у каждого ученика имеются свои певческие предпочтения и потребности, а также различные вокальные данные и возможности. Именно в данном контексте целесообразно рассматривать вариативный подход как эффективный фактор успешной организации вокально-хоровой деятельности.

В педагогике вариативный подход принято рассматривать в двух аспектах: как один из основополагающих принципов и как направление развития современной системы образования в России. «Отличительная черта вариативного подхода заключается в отходе от традиционной системы образовательно-воспитательной деятельности, которая была характерна для советской системы образования, предусматривающей унификацию и единообразие образования по отношению ко всем учащимся» [Шарипова]. Сегодня же на первый план выходит личностно-ориентированный характер школьного образования, предполагающего учет индивидуальных качеств, способностей и потребностей обучающихся. «Именно вариативность должна стать тем условием, которое позволит системе образования предоставлять ученикам достаточное многообразие образовательных траекторий, спектр индивидуальных и адекватных возможностей» [Педагогический словарь, с. 30].

Реализация вариативного подхода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальной школе подразумевает, что педагог будет осуществлять различные способы организации ученической деятельности с опорой на программный материал. Однако, следует обратить внимание на то, что успешность этой работы на уроках музыки в начальных классах будет зависеть от различных причин. Во-первых, на ней сказывается «разный уровень общей и музыкальной культуры обучающихся класса, влияющий на первоначальном этапе обучения на развитие таких психофизических процессов, как восприятие, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные действия на уроке» [Созанский].

Кроме того, важными факторами становятся состояние слуха и голосового аппарата каждого ученика класса, а также сформированность первичных вокально-хоровых навыков до поступления в школу. Как правило, ни один класс не отличается «общим знаменателем», как в музыкальном развитии в целом, так и в певческом развитии учащихся. Кроме того, зачастую у младших школьников наблюдается отсутствие координации между слухом и голосом. Все это отражается на отсутствии чистоты интонирования вокальных мелодий; ограниченности диапазона голоса (смещенный либо вниз, либо вверх от звуков так называемой примарной зоны звучания); форсированном звучании или открытом, «белом» звуке; отсутствии легкости звука, сипе, поверхностном дыхании; вялой артикуляции и др. недостатках. Они в свою очередь сказываются на отставании в развитии вокально-хоровых навыков у младших школьников.

В данном ключе учителю музыки необходимо использовать вариативный подход к организации певческой деятельности детей. В первую очередь, он может проявляться в выборе репертуара с учетом особенностей музыкального развития и певческого опыта каждого конкретного начального класса. Традиционно в практической работе учителя музыки на школьном уроке реализуются несколько взаимосвязанных между собой видов вокально-хоровой работы. К ним относятся: распевание, освоение музыкальной грамоты при разучивании одно и двухголосных песен, исполнение главных тем классических произведений, предлагаемых для прослушивания в записи, разучивание и исполнение народных и современных песен и др.

Распевание подготавливает голосовой аппарат ребенка к вокально-хоровой работе. «В данном контексте можно отметить, что малоэффективно и нецелесообразно проводить распевание на таких технических упражнениях, которые заимствованны из практики подготовки специалистов-вокалистов. Данные упражнения оказывают негативное влияние на эмоциональный настрой поющих, на последующую исполнительскую деятельность, как правило, утомляют детей и превращают процесс обучения хоровому пению в формальный процесс» [Созанский].

Применяя вариативный подход, педагог может остановить свой выбор на небольших народных песнях-попевках, мелодиях из классических произведений, а также различных фрагментах из детских и хорошо знакомых младшим школьникам песен. Главная задача учителя на этом этапе вокально-хоровой работы – определить последовательность формирования певческих навыков в процессе распевания для каждого конкретного класса и соответствующим образом подобрать музыкальный материал для распевания.

В ходе вокально-хоровой работы в начальной школе можно использовать несколько вариативных подходов к распеванию. В частности, «развитию слуховых навыков, а также формированию унисона, кантилены, правильного звукообразования, дыхания, дикционных навыков, а также формированию различных видов ансамбля (ритмического, динамического, темпового, тембрового и др.) способствуют распевания, построенные на одном-двух звуках примарного диапазона (соль–ля первой октавы). Также существует возможность укрепления примарной зоны голосов детей и формирования вышеназванных навыков при использовании для распевания более развернутых в мелодическом отношении построений, в диапазоне кварты-квинты, с повторяющимися звуками и поступенным движением вверх – вниз» [Лукина, с. 116].

Вариативный подход может быть применен также в процессе развития слуха и певческого голоса при сопровождении зрительной наглядностью – это могут быть таблицы, рисунки, нотные записи. Кроме того, певческий процесс может подкрепляться двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью в процессе вокально-хоровой работы на уроках применяются различные методы, подготавливающие к изучению музыкальной грамоты, например, метод графического изображения мелодий. Постепенно графическая запись обретает черты нотной записи. От занятия к занятию расширяется объем сведений из области музыкальной грамоты, что способствует осмысленному восприятию и усвоению музыки. Детям объясняют значение таких элементов нотного письма, как нотный стан, скрипичный ключ, ноты и их длительности, такт, лига, динамика, реприза и др.

На разных этапах вокально-хоровой работы на уроках в начальной школе можно сочетать хоровое пение с игровой деятельностью и различными видами детского музицирования, например, предложить младшим школьникам сочинить и исполнить ритмический аккомпанемент, группой инсценировать попевку или песню, составить композицию, в которой будут сочетаться пение, танцевальные эпизоды, инструментальное музицирование; можно также исполнить песню с учащимися-дирижерами. В этой связи подчеркнем, что игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.

Чтобы успешно применять вариативный подход в вокально-хоровой работе с младшими школьниками педагогу необходимо обладать навыками творческого моделирования учебного процесса, хорошо владеть музыкальным материалом, прогнозировать эмоциональную реакцию школьников на предлагаемое к изучению произведение.

Необходимо также отметить, что принцип вариативности касается и структуры урока, и педагогических средств, используемых на уроке, и способов подачи материала. Кроме того, принцип вариативности подчинен главной идее, а именно – через восприятие высокохудожественных музыкальных произведений способствовать духовному развитию учеников.

Таким образом, мы можем констатировать, что на уроках музыки в начальной школе в ходе вокально-хоровой работы может успешно применяться вариативный подход, который позволит педагогу сделать процесс приобщения к музыкальному искусству более интересным и результативным. Вариативный подход не ограничивается какими-то определенными рамками, а полностью зависит от учительского мастерства и желания сделать уроки музыки продуктивными и увлекательными для младших школьников.

Литература

  1. Лукина Е. В. Об особенностях вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе // Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства: коллективная монография / Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, кафедра вокала и хорового дирижирования. М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 111-116.

  2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая росс. энцикл., 2002. 527 с.

  3. Созанский Я. А. Использование вариативности и взаимодействия искусств на уроке музыки. URL: https://infourok.ru/princip-variativnosti-na-urokah-muzyki-5698515.html (дата обращения: 22.11.2023).

  4. Шарипова Д. Я., Атаева М. Дж. Понятие «вариативное образование» как педагогическая проблема // Вестник Педагогического университета. 2018. №3 (75). С. 11-19.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!