НЕЙРОпсихо-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Савиткина И.В.
Что такое логопедия
- Логопедия- это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалиста.
- Логопедия – «логос» - слово, «пайдео» - воспитываю.
- Логопсихология - «логос» - слово, «психология» – знания о душе
- Предмет логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии
Ранняя дошкольная школьная взрослая
(подростковая, детская)
Нарушение речи (дефект) –отклонения от нормального формирования языковых средств общения, от нормального формирования и развития речи.
Характеристики:
- Несоответствие нормативам речевого развития;
- Несоответствие возрасту;
- Несоответствие языковой среде;
- Обязательное коррекционное воздействие
Что такое речь
- Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями, информацией и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.
- Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Подбор необходимых для выражения мысли слов, умение связывать их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Функции речи:
- Коммуникативная;
- Обобщающая;
- Регулирующая.
Речь - высшая интегративная функция, нарушения которой чаще всего ведет к различным расстройствам личности
РЕЧЬ И ЯЗЫК
Лингвист:
Оценивает речь по степени владения средствами языка
Язык
- Фонемы Слова Предложения, фразы Тексты, рассказы
- Фонемы
- Слова
- Предложения, фразы
- Тексты, рассказы
Логоспециалист:
Оценивает речь оценивает не только степениь владения средствами языка, но и состояние качества звукопроизношения и просодическу сторону речи
- Звуки, фонемы Артикуляция Звуковые образы слов Просодия (темп, ритм, интонация)
- Звуки, фонемы
- Артикуляция
- Звуковые образы слов
- Просодия (темп, ритм, интонация)
Речь
КОДЫ ЯЗЫКА
Фонологическиий, фонематический (звуковой)
Лексический (слово)
Морфологический
Синтаксический
Формы и виды речи :
- устная (диалогическая и монологическая);
- письменная
- Внутренняя - речь про себя, оформление и формулирование мысли
- Экспрессивная - внешняя моторная реализация в устной или письменной форме
- Импрессивная – понимание и восприятие речи
Диалогическая речь – при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Характеристики диалога : эмоциональный контакт; воздействие друг на друга собеседников мимикой, жестами, интонацией, тембром голоса; ситуативность. Целенаправленный диалог – беседа.
Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Характеристики монолога : последовательность и доказательность, связность мысли; грамматически правильное оформление, выразительность изложения. (повествование, рассказ, сообщение, описание, рассуждение)
Письменная речь – графически оформленная речь, организованная на основе символов – букв.
Характеристики : обращена к широкому кругу; лишена ситуативности, возможна при сформированных навыках звуко-буквенного анализа, формируется на основе устной речи.
Механизмы речевой деятельности
2 блок
1 блок:
Семантико-грамматическое структурирование
- Мотив;
- Речевая интенция (намерение)
(все компоненты речи)
4 блок
Восприятие речи
(обратная связь)
3 блок
ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ
(КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП)
Речевая функциональная система: - Центральный отдел речевого аппарата - Периферический отдел речевого аппарата
И.П.Павлов И.М.Сеченов
- Ядро языкоглоточного нерва (IX) обеспечивает глотание.
- Блуждающий нерв (Х) имеет вегетативные волокна, оказывающие влияние на работу сердца, пищеварительной системы.
- Равновесие обеспечивается связью с мозжечком.
В мосте Варолия находятся ядра – центры черепных нервов, которые отвечают за жевательные движения. Он обеспечивает также чувствительность кожи лица, слизистой глаз и носа за счет нахождения в нем тройничного нерва .
Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. По-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Он ответственен за координацию движения и равновесие.
Большие полушария
Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.
Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.
Черепно-мозговые нервы
К речи имеют непосредственное отношение:
- 5- тройничный (ветка – язычный)
- 7 – лицевой
- 9 – языкоглоточный
- 10 – блуждающий
- 12 - подъязычный
А. Р. Лурия 1902 - 1977
ТРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКА
Корковый уровень
Первичные поля:
Физиологический уровень
Вторичные поля:
Гностико-праксический
уровень
Третичные поля:
Символичекий уровень
Кора больших полушарий мозга
- Лобная доля - генеральная регуляция психических процессов
- Височные доли – слуховая модальность (неречевой и речевой слух)
- Теменные доли – тактильная модальность (количество, пространство, время)
- Затылочные доли – зрительная модальность
Основные физиологические уровни формирования речи
- СТВОЛОВО-ПОДКОРКОВЫЙ БАЗИС РЕЧИ – подкорковые структуры мозга(бодрствование, координация, регуляция, эмоции, темп, ритм, так же комплекс оживления, первые проявления когнитивного развития)
Подкорка мозга - скопление нервных клеток – двигательных и чувствительных – под корой больших полушарий головного мозга Восходящая активация подкорковых структур на кору мозга
- КОРКОВЫЙ УРОВЕНЬ РЕЧИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ КОРА МОЗГА
Все виды гнозиса, праксиса, виды и формы психических процессов, когнитивная сфера
- Коннективность – это разного рода связи, осуществляемые пучками белых волокон, которые соединяют друг с другом нейроны любых участков мозга.
- Миелинизация – это процесс покрытия аксонов особым веществом миелином. Состояние миелинизации белых волокон мозга отражает степень зрелости структур мозга.
Значение нейронауки в современном мире
В 21 веке получила развитие нейронаука, поскольку существенно обогатилась новыми знаниями о ЦНС. Этому способствовали новые средства для исследования: магнитно-резонансная томография (МРТ ), позитронноэмиссионная томография (ПЭТ ) и другие. Произошла конвергенция нейронауки с другими науками. Теперь нейронаука состоит из основных (ОНН) и многих прикладных нейронаук (ПНН).
Число ПНН непрерывно увеличивается:
Нейропсихология, Нейропсихотерапия, Нейропедагогика , Нейролингвистка, Нейродефектология, Нейрологопедия.
Таким образом, когнитивная революция вступила в стадию практического применения.
Нейропедагогические принципы оптимизации обучения
- Учение и познание как естественные функции мозга. Создание благоприятной среды для обучения и реализации потенциала. Оптимизация мозговой деятельности возможна лишь при стимулировании образования новых нейронных связей. Необходим учет высокой энерго-затратности обучения.
- Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией.
- Сенсорная интеграция в обучении. Обучение многомодальным «погружением» –вовлечением в говорение, слушание, чтение, наблюдение, оценивание, моделирование, игру.
- Эмоциональный фактор, мотивация стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы.
- Активная неопределенность при обучении, стимулирование поиска, проблемное обучение. Повышение эффективности обучения в условиях решения интеллектуальных задач через установление закономерностей.
- Оперирование целым и частью. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза поступающей информации.
Скрининг- Нейродиагностика . - Методики О.Н.Усановой. И.Ф.Марковской - Модификация Волковской ТН.
- 1. Цветовой и предметный гнозис
- 2.Исследование слухового гнозиса
- 3.Иследование пространственного воспричятия
- 4.Исследование временного восприятия
- 5. Конструктивный праксис
- 6. Исследование движений и действий
- 7.Исследование памяти
- 8. Исследование экспрессивной речи и импрессивной речи
- 9.1 и 9.2 Исследование мышления.
Исследование наглядно-действенных форм мышления
9.3- 9.6 Исследование вербально-логических форм мышления
- 10. Исследование графических навыков.
Нейрокоррекция и нейростимуляция
- 1. Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции, функциональная активация подкорковых образований мозга; стабилизация межполушарного взаимодействия – 1 блок;
- 2. Обеспечение приемов и тонкого анализа модальноспецифической полисенсорной информации (тактильной, двигательной, кинестетической, динамической), зрительной, слуховой; развитие высших психических функций – 2 блок;
- 3. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности – 3 блок.
7 Основных принципов нейрокоррекции:
1.Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики. Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы . (Сформулирован П. Я. Гальпериным).
2.Принцип системности. Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности в целом.
3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
4.Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности человека, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
5. Принцип вовлечения. Нужно создать ситуацию эмоционального включения пациента в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.
6. Принцип комплексности. Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.
7. Принцип « от простого к сложному » Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы
Аспекты реабилитации, абилитации и коррекции
- 1. Медицинский
- 2. Нейропсихологический
- 3. Психологический
- 4. Педагогический
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
Формируется от внутриутробного периода до1- 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.
- - истощаемость, утомляемость, вялость;
- - эмоциональная неуравновешенность;
- - это дети невротики, реагируют на любой стимул окружающего мира ,
- - аллергии в самых разнообразных проявлениях;
- - повышенная частота заболеваний,
- - гипотонус или гипертонус;
- - плохой почерк (дети пишут «как курица лапой»)
- - долго не могут научиться завязывать шнурки;
- - двигательная неловкость;
- - синкинезии языка при движениях,
- - вычурные позы;
- - дизартрии, дисграфии;
- - сужение полей зрения;
- - слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 1
Телесные подвижные: развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии.
Глазодвигательные: способствуют активизации зрительных отделов мозга. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движения глаз активизируют процесс обучения.
Дыхательные: правильное дыхание и полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять сначала лежа, сидя, и стоя;
Четырехфазные дыхательные упражнения: вдох - задержка – выдох задержка
Растяжки: Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
Массаж и самомассаж: Массаж языка, лица, пальцев рук, ушных раковин.
Релаксация – способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.
Нейропсихолог Рахимкулова А.С. к.п.н.
II. Блок получения, переработки и хранения информации
Формируется от 1-2-3 лет до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
Признаки несформированности 2-го блока:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве,
- нарушена координация,
- моторная неловкость;
- несформированность сенсомоторных координаций;
- несформированность пространственных представлений;
- зрительно-пространственное недоразвитие;
- фонетико-фонематическое недоразвитие;
- нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза;
- лексико-грамматические нарушения;
- общий запас сведений и знаний;
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 2
- • Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
- • Зрительный гнозис.
- • Пространственные представления.
- • Пространственные схемы .
- • Конструирование и копирование.
- • Логико-грамматические речевые конструкции.
- • Словесно-логическое мышление
(анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.)
- • Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
- • Мнестические процессы ( меж-модальный перенос).
- • Номинативные процессы
Упр для 2 блока соматогностических, тактильных и кинестетических процессов
- 3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д. ) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее.
- 4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком , как можно изобразить пальцами рук , а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом.
- 5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.)
- 6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом – одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
Упр. для 2 блока память.
1.«Межмодальный перенос».
А. « Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные фигуры различной формы или вырезанные из наждачной или бархатной бумаги буквы . Нарисуйте такие же фигурки и буквы на бумаге. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой ) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе.
Б. « Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи).
В. « Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы
. Г. « Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему.
Д. «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
Е. « Перевод из слуховой в тактильную модальность». Взрослый произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.
УПР.ДЛЯ 2 БЛОКА: ВНИМАНИЕ .
3. Задается условный сигнал: (хлопок, свисток, колокольчик и др.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования.
4. Упражнения на переключение. Детям даются 2-3 условных сигнала, на которые они быстро переключаются, должны ответить соответствующим действием. Дается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя), два действия (перекрестные и односторонние движения) или два упражнения («кошка» и «кобра»; название четных и нечетных чисел; существительных и глаголов и др.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен не останавливаясь, переключаться с первого упражнения на второе, затем по следующему сигналу – со второго на первое и т.д.
«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок педагога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два – сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три – встать с поднятым вверх прямыми руками (или произнести крендель).
УПР. ДЛЯ 2 БЛОКА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ .
Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих пространственной организации:
- представление о пространстве в собственном теле;
- реальное пространство; пространственные представления
- упорядоченность в системе знаков, символов, используемых в опыте ребенка общении, часы, логико-грамматические конструкции.
В онтогенезе сначала происходит освоение пространства
- в своем теле,
-затем в реальном пространстве, -
затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.
III. Блок программирования, регуляции и контроля
Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
- Их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.
- - Они отвлекаются. На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.
- - Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
- - У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.
- - Они не могут решать смысловые задачи.
- - В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.
- - У этих детей крайне бедная речь.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 3
Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности.
В процессе выполнения программы действий важно контролировать их правильность.
В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции педагога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами.
Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т.е. рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого.
Мозжечковая стимуляция = «Ключ к обучению мозга».
• Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии.
• Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом к обучению мозга».
• Методика помогает улучшить навыки речи, письма рукой, математические навыки, память и понимание.
• Этот тренинг подходит для детей с трудностями в обучении, а также детям со специфическими болезнями.
Благодарю за внимание!