СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вебинар - лекция "Нейрофизиологические основы логопедии"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный семинар для учителей- логопедов: «Мастерская логопедических технологий в системе дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи»

Просмотр содержимого документа
«Вебинар - лекция "Нейрофизиологические основы логопедии"»

НЕЙРОпсихо-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛОГОПЕДИИ Учитель-логопед высшей квалификационной категории Савиткина И.В.

НЕЙРОпсихо-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Савиткина И.В.

Что такое логопедия Логопедия- это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалиста. Логопедия – «логос» - слово, «пайдео» - воспитываю. Логопсихология - «логос» - слово, «психология» – знания о душе Предмет логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии Логопедия Ранняя дошкольная школьная взрослая  (подростковая, детская) Нарушение речи (дефект) –отклонения от нормального формирования языковых средств общения, от нормального формирования и развития речи. Характеристики: Несоответствие нормативам речевого развития; Несоответствие возрасту; Несоответствие языковой среде; Обязательное коррекционное воздействие

Что такое логопедия

  • Логопедия- это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалиста.
  • Логопедия – «логос» - слово, «пайдео» - воспитываю.
  • Логопсихология - «логос» - слово, «психология» – знания о душе
  • Предмет логопедии – изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии
  • Логопедия

Ранняя дошкольная школьная взрослая

(подростковая, детская)

Нарушение речи (дефект) –отклонения от нормального формирования языковых средств общения, от нормального формирования и развития речи.

Характеристики:

  • Несоответствие нормативам речевого развития;
  • Несоответствие возрасту;
  • Несоответствие языковой среде;
  • Обязательное коррекционное воздействие
Что такое речь Речь  – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями, информацией и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Подбор необходимых для выражения мысли слов, умение связывать их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Функции речи: Коммуникативная; Обобщающая; Регулирующая.

Что такое речь

  • Речь  – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями, информацией и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.
  • Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Подбор необходимых для выражения мысли слов, умение связывать их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Функции речи:

  • Коммуникативная;
  • Обобщающая;
  • Регулирующая.

Речь - высшая интегративная функция, нарушения которой чаще всего ведет к различным расстройствам личности

Речь - высшая интегративная функция, нарушения которой чаще всего ведет к различным расстройствам личности

РЕЧЬ И ЯЗЫК Лингвист: Оценивает речь по степени владения средствами языка Язык Фонемы Слова Предложения, фразы Тексты, рассказы Фонемы Слова Предложения, фразы Тексты, рассказы Логоспециалист: Оценивает речь оценивает не только степениь владения средствами языка, но и состояние качества звукопроизношения и просодическу сторону речи Звуки, фонемы Артикуляция Звуковые образы слов Просодия (темп, ритм, интонация) Звуки, фонемы Артикуляция Звуковые образы слов Просодия (темп, ритм, интонация) Речь

РЕЧЬ И ЯЗЫК

Лингвист:

Оценивает речь по степени владения средствами языка

Язык

  • Фонемы Слова Предложения, фразы Тексты, рассказы
  • Фонемы
  • Слова
  • Предложения, фразы
  • Тексты, рассказы

Логоспециалист:

Оценивает речь оценивает не только степениь владения средствами языка, но и состояние качества звукопроизношения и просодическу сторону речи

  • Звуки, фонемы Артикуляция Звуковые образы слов Просодия (темп, ритм, интонация)
  • Звуки, фонемы
  • Артикуляция
  • Звуковые образы слов
  • Просодия (темп, ритм, интонация)

Речь

КОДЫ ЯЗЫКА Фонологическиий, фонематический (звуковой) Лексический (слово) Морфологический Синтаксический

КОДЫ ЯЗЫКА

Фонологическиий, фонематический (звуковой)

Лексический (слово)

Морфологический

Синтаксический

Формы и виды речи :

  • Внешняя

- устная (диалогическая и монологическая);

- письменная

  • Внутренняя - речь про себя, оформление и формулирование мысли
  • Экспрессивная - внешняя моторная реализация в устной или письменной форме
  • Импрессивная – понимание и восприятие речи

Диалогическая речь – при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Характеристики диалога : эмоциональный контакт; воздействие друг на друга собеседников мимикой, жестами, интонацией, тембром голоса; ситуативность. Целенаправленный диалог – беседа.

Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Характеристики монолога : последовательность и доказательность, связность мысли; грамматически правильное оформление, выразительность изложения. (повествование, рассказ, сообщение, описание, рассуждение)

Письменная речь – графически оформленная речь, организованная на основе символов – букв.

Характеристики : обращена к широкому кругу; лишена ситуативности, возможна при сформированных навыках звуко-буквенного анализа, формируется на основе устной речи.

Механизмы речевой деятельности  2 блок 1 блок: Семантико-грамматическое структурирование Мотив; Речевая интенция (намерение) (все компоненты речи)   4 блок Восприятие речи (обратная связь) 3 блок  ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ (КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП)

Механизмы речевой деятельности

2 блок

1 блок:

Семантико-грамматическое структурирование

  • Мотив;
  • Речевая интенция (намерение)

(все компоненты речи)

 

4 блок

Восприятие речи

(обратная связь)

3 блок

ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ

(КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП)

Речевая функциональная система:    - Центральный отдел речевого аппарата   - Периферический отдел речевого аппарата

Речевая функциональная система: - Центральный отдел речевого аппарата - Периферический отдел речевого аппарата

И.П.Павлов И.М.Сеченов

И.П.Павлов И.М.Сеченов

Ядро языкоглоточного нерва (IX) обеспечивает глотание.  Блуждающий нерв (Х) имеет вегетативные волокна, оказывающие влияние на работу сердца, пищеварительной системы.  Равновесие обеспечивается связью с мозжечком.
  • Ядро языкоглоточного нерва (IX) обеспечивает глотание.
  • Блуждающий нерв (Х) имеет вегетативные волокна, оказывающие влияние на работу сердца, пищеварительной системы.
  • Равновесие обеспечивается связью с мозжечком.
В мосте Варолия находятся ядра – центры черепных нервов, которые отвечают за жевательные движения. Он обеспечивает также чувствительность кожи лица, слизистой глаз и носа за счет нахождения в нем тройничного нерва .

В мосте Варолия находятся ядра – центры черепных нервов, которые отвечают за жевательные движения. Он обеспечивает также чувствительность кожи лица, слизистой глаз и носа за счет нахождения в нем тройничного нерва .

Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. По-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Он ответственен за координацию движения и равновесие.

Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. По-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Он ответственен за координацию движения и равновесие.

Большие полушария Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.

Большие полушария

Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.

Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.

Черепно-мозговые нервы К речи имеют непосредственное отношение:  5- тройничный (ветка – язычный) 7 – лицевой 9 – языкоглоточный 10 – блуждающий 12 - подъязычный

Черепно-мозговые нервы

К речи имеют непосредственное отношение:

  • 5- тройничный (ветка – язычный)
  • 7 – лицевой
  • 9 – языкоглоточный
  • 10 – блуждающий
  • 12 - подъязычный
   А. Р. Лурия  1902 - 1977

А. Р. Лурия 1902 - 1977

ТРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКА

ТРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКА

Корковый уровень Первичные поля: Физиологический уровень Вторичные поля: Гностико-праксический уровень Третичные поля: Символичекий уровень

Корковый уровень

Первичные поля:

Физиологический уровень

Вторичные поля:

Гностико-праксический

уровень

Третичные поля:

Символичекий уровень

Кора больших полушарий мозга Лобная доля - генеральная регуляция психических процессов Височные доли – слуховая модальность (неречевой и речевой слух)  Теменные доли – тактильная модальность (количество, пространство, время) Затылочные доли – зрительная модальность

Кора больших полушарий мозга

  • Лобная доля - генеральная регуляция психических процессов
  • Височные доли – слуховая модальность (неречевой и речевой слух)
  • Теменные доли – тактильная модальность (количество, пространство, время)
  • Затылочные доли – зрительная модальность
Основные физиологические уровни  формирования речи СТВОЛОВО-ПОДКОРКОВЫЙ БАЗИС РЕЧИ – подкорковые структуры мозга(бодрствование, координация, регуляция, эмоции, темп, ритм, так же комплекс оживления, первые проявления когнитивного развития) Подкорка мозга - скопление нервных клеток – двигательных и чувствительных – под корой больших полушарий головного мозга Восходящая активация подкорковых структур на кору мозга КОРКОВЫЙ УРОВЕНЬ РЕЧИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ КОРА МОЗГА Все виды гнозиса, праксиса, виды и формы психических процессов, когнитивная сфера Коннективность – это разного рода связи, осуществляемые пучками белых волокон, которые соединяют друг с другом нейроны любых участков мозга. Миелинизация – это процесс покрытия аксонов особым веществом миелином. Состояние миелинизации белых волокон мозга отражает степень зрелости структур мозга.

Основные физиологические уровни формирования речи

  • СТВОЛОВО-ПОДКОРКОВЫЙ БАЗИС РЕЧИ – подкорковые структуры мозга(бодрствование, координация, регуляция, эмоции, темп, ритм, так же комплекс оживления, первые проявления когнитивного развития)

Подкорка мозга - скопление нервных клеток – двигательных и чувствительных – под корой больших полушарий головного мозга Восходящая активация подкорковых структур на кору мозга

  • КОРКОВЫЙ УРОВЕНЬ РЕЧИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ КОРА МОЗГА

Все виды гнозиса, праксиса, виды и формы психических процессов, когнитивная сфера

  • Коннективность – это разного рода связи, осуществляемые пучками белых волокон, которые соединяют друг с другом нейроны любых участков мозга.
  • Миелинизация – это процесс покрытия аксонов особым веществом миелином. Состояние миелинизации белых волокон мозга отражает степень зрелости структур мозга.
Значение нейронауки в современном мире В 21 веке получила развитие нейронаука, поскольку существенно обогатилась новыми знаниями о ЦНС. Этому способствовали новые средства для исследования: магнитно-резонансная томография (МРТ ), позитронноэмиссионная томография (ПЭТ ) и другие. Произошла конвергенция нейронауки с другими науками. Теперь нейронаука состоит из основных (ОНН) и многих прикладных нейронаук (ПНН). Число ПНН непрерывно увеличивается: Нейропсихология, Нейропсихотерапия, Нейропедагогика , Нейролингвистка, Нейродефектология, Нейрологопедия. Таким образом, когнитивная революция вступила в стадию практического применения.

Значение нейронауки в современном мире

В 21 веке получила развитие нейронаука, поскольку существенно обогатилась новыми знаниями о ЦНС. Этому способствовали новые средства для исследования: магнитно-резонансная томография (МРТ ), позитронноэмиссионная томография (ПЭТ ) и другие. Произошла конвергенция нейронауки с другими науками. Теперь нейронаука состоит из основных (ОНН) и многих прикладных нейронаук (ПНН).

Число ПНН непрерывно увеличивается:

Нейропсихология, Нейропсихотерапия, Нейропедагогика , Нейролингвистка, Нейродефектология, Нейрологопедия.

Таким образом, когнитивная революция вступила в стадию практического применения.

Нейропедагогические принципы оптимизации обучения Учение и познание как естественные функции мозга. Создание благоприятной среды для обучения и реализации потенциала. Оптимизация мозговой деятельности возможна лишь при стимулировании образования новых нейронных связей. Необходим учет высокой энерго-затратности обучения. Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Сенсорная интеграция в обучении. Обучение многомодальным «погружением» –вовлечением в говорение, слушание, чтение, наблюдение, оценивание, моделирование, игру.

Нейропедагогические принципы оптимизации обучения

  • Учение и познание как естественные функции мозга. Создание благоприятной среды для обучения и реализации потенциала. Оптимизация мозговой деятельности возможна лишь при стимулировании образования новых нейронных связей. Необходим учет высокой энерго-затратности обучения.
  • Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией.
  • Сенсорная интеграция в обучении. Обучение многомодальным «погружением» –вовлечением в говорение, слушание, чтение, наблюдение, оценивание, моделирование, игру.
Эмоциональный фактор, мотивация стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы.  Активная неопределенность при обучении, стимулирование поиска, проблемное обучение. Повышение эффективности обучения в условиях решения интеллектуальных задач через установление закономерностей.  Оперирование целым и частью. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза поступающей информации.
  • Эмоциональный фактор, мотивация стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы.
  • Активная неопределенность при обучении, стимулирование поиска, проблемное обучение. Повышение эффективности обучения в условиях решения интеллектуальных задач через установление закономерностей.
  • Оперирование целым и частью. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза поступающей информации.
Скрининг- Нейродиагностика .  - Методики О.Н.Усановой. И.Ф.Марковской  - Модификация Волковской ТН.   1. Цветовой и предметный гнозис 2.Исследование слухового гнозиса 3.Иследование пространственного воспричятия 4.Исследование временного восприятия 5. Конструктивный праксис 6. Исследование движений и действий 7.Исследование памяти 8. Исследование экспрессивной речи и импрессивной речи 9.1 и 9.2 Исследование мышления. Исследование наглядно-действенных форм мышления 9.3- 9.6 Исследование вербально-логических форм мышления 10. Исследование графических навыков.

Скрининг- Нейродиагностика . - Методики О.Н.Усановой. И.Ф.Марковской - Модификация Волковской ТН.

  • 1. Цветовой и предметный гнозис
  • 2.Исследование слухового гнозиса
  • 3.Иследование пространственного воспричятия
  • 4.Исследование временного восприятия
  • 5. Конструктивный праксис
  • 6. Исследование движений и действий
  • 7.Исследование памяти
  • 8. Исследование экспрессивной речи и импрессивной речи
  • 9.1 и 9.2 Исследование мышления.

Исследование наглядно-действенных форм мышления

9.3- 9.6 Исследование вербально-логических форм мышления

  • 10. Исследование графических навыков.
Нейрокоррекция и нейростимуляция 1. Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции, функциональная активация подкорковых образований мозга; стабилизация межполушарного взаимодействия – 1 блок; 2. Обеспечение приемов и тонкого анализа модальноспецифической полисенсорной информации (тактильной, двигательной, кинестетической, динамической), зрительной, слуховой; развитие высших психических функций – 2 блок; 3. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности – 3 блок.

Нейрокоррекция и нейростимуляция

  • 1. Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции, функциональная активация подкорковых образований мозга; стабилизация межполушарного взаимодействия – 1 блок;
  • 2. Обеспечение приемов и тонкого анализа модальноспецифической полисенсорной информации (тактильной, двигательной, кинестетической, динамической), зрительной, слуховой; развитие высших психических функций – 2 блок;
  • 3. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности – 3 блок.
7 Основных принципов нейрокоррекции: 1.Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики. Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы . (Сформулирован П. Я. Гальпериным). 2.Принцип системности. Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности в целом. 3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.

7 Основных принципов нейрокоррекции:

1.Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики. Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы . (Сформулирован П. Я. Гальпериным).

2.Принцип системности. Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности в целом.

3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.

4.Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности человека, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций. 5. Принцип вовлечения. Нужно создать ситуацию эмоционального включения пациента в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.  6. Принцип комплексности. Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. 7. Принцип « от простого к сложному » Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы

4.Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности человека, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.

5. Принцип вовлечения. Нужно создать ситуацию эмоционального включения пациента в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.

6. Принцип комплексности. Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.

7. Принцип « от простого к сложному » Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы

Аспекты реабилитации, абилитации и коррекции 1. Медицинский 2. Нейропсихологический 3. Психологический 4. Педагогический

Аспекты реабилитации, абилитации и коррекции

  • 1. Медицинский
  • 2. Нейропсихологический
  • 3. Психологический
  • 4. Педагогический
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга: Формируется от внутриутробного периода до1- 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%. - истощаемость, утомляемость, вялость; - эмоциональная неуравновешенность; - это дети невротики, реагируют на любой стимул окружающего мира , - аллергии в самых разнообразных проявлениях; - повышенная частота заболеваний, - гипотонус или гипертонус; - плохой почерк (дети пишут «как курица лапой»)  - долго не могут научиться завязывать шнурки; - двигательная неловкость; - синкинезии языка при движениях, - вычурные позы; - дизартрии, дисграфии; - сужение полей зрения; - слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

Формируется от внутриутробного периода до1- 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.

  • - истощаемость, утомляемость, вялость;
  • - эмоциональная неуравновешенность;
  • - это дети невротики, реагируют на любой стимул окружающего мира ,
  • - аллергии в самых разнообразных проявлениях;
  • - повышенная частота заболеваний,
  • - гипотонус или гипертонус;
  • - плохой почерк (дети пишут «как курица лапой»)
  • - долго не могут научиться завязывать шнурки;
  • - двигательная неловкость;
  • - синкинезии языка при движениях,
  • - вычурные позы;
  • - дизартрии, дисграфии;
  • - сужение полей зрения;
  • - слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 1  Телесные подвижные: развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии.  Глазодвигательные: способствуют активизации зрительных отделов мозга. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движения глаз активизируют процесс обучения.  Дыхательные: правильное дыхание и полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять сначала лежа, сидя, и стоя;  Четырехфазные дыхательные упражнения: вдох - задержка – выдох задержка  Растяжки: Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.  Массаж и самомассаж: Массаж языка, лица, пальцев рук, ушных раковин.  Релаксация – способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению. Нейропсихолог Рахимкулова А.С. к.п.н.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 1

 Телесные подвижные: развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии.

 Глазодвигательные: способствуют активизации зрительных отделов мозга. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движения глаз активизируют процесс обучения.

 Дыхательные: правильное дыхание и полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять сначала лежа, сидя, и стоя;

 Четырехфазные дыхательные упражнения: вдох - задержка – выдох задержка

 Растяжки: Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

 Массаж и самомассаж: Массаж языка, лица, пальцев рук, ушных раковин.

 Релаксация – способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.

Нейропсихолог Рахимкулова А.С. к.п.н.

II. Блок получения, переработки и хранения информации Формируется от 1-2-3 лет до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Признаки несформированности 2-го блока: бедность, однотипность движений тела в пространстве, нарушена координация, моторная неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений; зрительно-пространственное недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза; лексико-грамматические нарушения; общий запас сведений и знаний;

II. Блок получения, переработки и хранения информации

Формируется от 1-2-3 лет до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Признаки несформированности 2-го блока:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве,
  • нарушена координация,
  • моторная неловкость;
  • несформированность сенсомоторных координаций;
  • несформированность пространственных представлений;
  • зрительно-пространственное недоразвитие;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • общий запас сведений и знаний;
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 2 • Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы. • Зрительный гнозис. • Пространственные представления. • Пространственные схемы . • Конструирование и копирование. • Логико-грамматические речевые конструкции. • Словесно-логическое мышление (анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.) • Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. • Мнестические процессы ( меж-модальный перенос). • Номинативные процессы

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 2

  • • Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
  • • Зрительный гнозис.
  • • Пространственные представления.
  • • Пространственные схемы .
  • • Конструирование и копирование.
  • • Логико-грамматические речевые конструкции.
  • • Словесно-логическое мышление

(анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.)

  • • Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
  • • Мнестические процессы ( меж-модальный перенос).
  • • Номинативные процессы
Упр для 2 блока соматогностических, тактильных и кинестетических процессов 3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д. ) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее.  4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком , как можно изобразить пальцами рук , а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом.  5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.)  6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом – одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.

Упр для 2 блока соматогностических, тактильных и кинестетических процессов

  • 3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д. ) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее.
  • 4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком , как можно изобразить пальцами рук , а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом.
  • 5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.)
  • 6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом – одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.

Упр. для 2 блока память.

1.«Межмодальный перенос».

А. « Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные фигуры различной формы или вырезанные из наждачной или бархатной бумаги буквы . Нарисуйте такие же фигурки и буквы на бумаге. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой ) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе.

Б. « Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи).

В. « Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы

. Г. « Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему.

Д. «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.

Е. « Перевод из слуховой в тактильную модальность». Взрослый произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.

УПР.ДЛЯ 2 БЛОКА: ВНИМАНИЕ .

3. Задается условный сигнал: (хлопок, свисток, колокольчик и др.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования.

4. Упражнения на переключение. Детям даются 2-3 условных сигнала, на которые они быстро переключаются, должны ответить соответствующим действием. Дается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя), два действия (перекрестные и односторонние движения) или два упражнения («кошка» и «кобра»; название четных и нечетных чисел; существительных и глаголов и др.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен не останавливаясь, переключаться с первого упражнения на второе, затем по следующему сигналу – со второго на первое и т.д.

«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок педагога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два – сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три – встать с поднятым вверх прямыми руками (или произнести крендель).

УПР. ДЛЯ 2 БЛОКА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ . Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих пространственной организации: представление о пространстве в собственном теле; реальное пространство; пространственные представления  упорядоченность в системе знаков, символов, используемых в опыте ребенка общении, часы, логико-грамматические конструкции. В онтогенезе сначала происходит освоение пространства - в своем теле, -затем в реальном пространстве, -  затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.

УПР. ДЛЯ 2 БЛОКА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ .

Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих пространственной организации:

  • представление о пространстве в собственном теле;
  • реальное пространство; пространственные представления
  • упорядоченность в системе знаков, символов, используемых в опыте ребенка общении, часы, логико-грамматические конструкции.

В онтогенезе сначала происходит освоение пространства

- в своем теле,

-затем в реальном пространстве, -

затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.

III. Блок программирования, регуляции и контроля Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет. Их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности. - Они отвлекаются. На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым. - Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. - У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. - Они не могут решать смысловые задачи. - В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений. - У этих детей крайне бедная речь.

III. Блок программирования, регуляции и контроля

Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

  • Их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.
  • - Они отвлекаются. На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.
  • - Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
  • - У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.
  • - Они не могут решать смысловые задачи.
  • - В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.
  • - У этих детей крайне бедная речь.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 3  Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности.  В процессе выполнения программы действий важно контролировать их правильность.  В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции педагога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами.  Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т.е. рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 3

 Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности.

 В процессе выполнения программы действий важно контролировать их правильность.

 В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции педагога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами.

 Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т.е. рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого.

Мозжечковая стимуляция = «Ключ к обучению мозга». • Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. • Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом к обучению мозга». • Методика помогает улучшить навыки речи, письма рукой, математические навыки, память и понимание. • Этот тренинг подходит для детей с трудностями в обучении, а также детям со специфическими болезнями.

Мозжечковая стимуляция = «Ключ к обучению мозга».

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии.

Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом к обучению мозга».

Методика помогает улучшить навыки речи, письма рукой, математические навыки, память и понимание.

Этот тренинг подходит для детей с трудностями в обучении, а также детям со специфическими болезнями.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!