СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вечные человеческие ценности в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - семинар по роману И.С.Тургенева в 10 классе. Подвести итоги работы с романом: на примере героев романа показать, что вечные человеческие ценности это то, на чём держится мир.

Просмотр содержимого документа
«"Вечные человеческие ценности в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

ФИО педагога

Сапрыкина Галина Андреевна

Класс, дата

10 2016-2017 уч.г.

Тема

Вечные человеческие ценности в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Цель

Подвести итоги работы с романом: на примере героев романа показать: вечные ценности это то, на чём держится мир

Задачи

Умение делать выводы и анализ проведенной исследовательской работы;

умение проводить рефлексию собственной и коллективной деятельности.

Планируемые образова­тельные результаты

Познавательные: уметь строить рассуждения, делать выводы, самостоятельное выделение и формирование цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: интерес к решению проблем.

Тип урока

Урок - семинар

Применяемая технология

Исследование

Методические приёмы

Беседа, дискуссия, комментарии учителя и учащихся, анализ текста.

Оснащение

Компьютер, проектор, презентация, толковый словарь, энциклопедический словарь, портрет писателя.



Задача искусства - …вернуть подлинное


и единственное значение тем вещам и


понятиям, без которых ни человек, ни


общность людей не могут стоять на


твёрдых ногах


В. Распутин


Только любовью держится и движется


жизнь. И.С. Тургенев


Д.З. к семинару даётся на первом уроке по теме: «И.С. Тургенев. Жизнь и творчество».

Подготовить сообщения:

1. «История любви Евгения Базарова и Павла Петровича»

2. «Любовь в жизни Базарова».

3. «Отношение Е. Базарова к родителям».

(В своих выступлениях акцентировать внимание на человеческих ценностях, присущих героям).

4. Найти в различных словарях определение слова ценности .


Ценности – это нравственные и эстетические требования, выработанные людьми. (словарь-справочник , 1990 г.);

Ценности – философский термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности, которые оцениваются в плане добра зла истины и неистинны, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого ит.п. (универсальный энциклопедический словарь, 1999 г)

Смысл жизни

Идеалы

Честь и достоинство

Добро и зло

Творческий труд

Вечный поиск

Воля, ум, нравственные устои

Любовь к женщине

Любовь к родителям и родительская любовь









Ход урока

1.Организационный момент.


2. Определение темы урока, цели, задач.

Тема урока нам известна Какую цель поставим?

- На примере героев романа показать: вечные ценности это то, на чём держится мир.

Беседа:

1. Что такое ценности?

2. Какие бывают ценности? (культурные, духовные, материальные).

3. О каких ценностях мы с вами будем говорить на уроке? (О духовных).

4. Назовите духовные ценности.

Учитель:

Дочитаны последние страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Ник. Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман ...всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»? Всегдашними, вечными были и остаются природа, поэзия, любовь. Навечно в истории литературы остались и герои романа. Естественно, что самым противоречивым, основным объектом исследований и разногласий был и остается главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров. Сегодня мы продолжаем попытку раскрыть и понять образ главного героя - Е.Базарова

Беседа:


1.Каким был Базаров до встречи с А.С.Одинцовой? (отношение к искусству, природе, поэзии – подтверждение из текста).

Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.

Искусство:

- Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его» Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки.

Как же смотрит Базаров на природу?

- Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Итак, это взгляды его на искусство, природу.

А как он смотрит на любовь?

1.Сообщение учащегося: История любви Евгения Базарова и Павла Петровича. (Сходство и различие. Ценности: честь и достоинство).


Вывод: У Базарова упрощенный подход к любви. Говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви. Говорит, что нельзя раскисать от неудачи. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к Княгине Р.. Он положил свою жизнь на охи, вздохи и страдания по неразделенной любви. А Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории.

Учитель: В романе чувство любви является одним из основных средств раскрытия характера героя. Через это чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Не является исключением и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Известны слова Ивана Сергеевича о сущности любви: «Любовь - вовсе даже не чувство, она болезнь, известное состояние души и тела, она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое - властелин».

Согласны ли вы с этим мнением? Кто во взаимоотношениях героев раб, а кто - властелин? («Герцогиня» и «лекарь»)


2.Сообщение учащегося: Любовь в жизни Базарова.


Вывод:

В нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал – романтик (глава 17, прогулка Базарова ночью по росе). Любовь Базарова оказалась настолько могучей и неудержимой, что разрушила все плотины и дамбы надуманных запретов и теорий и грубо вырвалась наружу в виде прямолинейного признания. Гениально передано писателем развитие чувства героя, психологическое состояние его и ее, трепетная, загадочная атмосфера в комнате, сильная страсть Базарова. Вот где и романтика, и любовь, и темперамент, и характер.

Учитель: Прошёл ли герой испытание любовью?

Какие чувства испытывал Базаров по отношению к Одинцовой А.С.?

(Цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг - преувеличенная развязность - стремление понравиться – смущение – интерес - мучительное чувство любви)

Любовь заставила Базарова признать её силу. Любовь приносит ему страдание, так как она неразделённая. Базаров полюбил. Ему удалось испытать это чувство. Оно помогло взглянуть на мир другими глазами. Любовь поставила Базарова лицом к лицу с реальной жизнью.


3.Сообщение учащегося: Отношение Е. Базарова к родителям. (Ценности: любовь к родителям).


Вывод: Базаров любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, но отсутствует духовное родство между ними. Часто уезжает из дома

4. Эпилог романа

Зачитаем последний абзац романа.

Что хотел сказать автор последней сценой? Какие мысли и чувства вызывает эта сцена?

Вывод: Эти строки похожи на стихотворение в прозе. Мы слышим взволнованный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием.

Таким тоном можно говорить только об очень добром человеке. Тут и нравственное оправдание героя, и сожаление о нём. Тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы. И перед их лицом бессильна борьба «грешного, бунтующего сердца». Семья – главное в жизни человека. А в ней – любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной.


Вывод по теме урока:

Какие человеческие ценности являются вечными? Запишем их.


Базаров, который отвергал любовь, отрицал природу и искусство, оказывается перед лицом вечных ценностей истинно трагическим героем. Он вступает с ними в борьбу, считая их устаревшими. Проявляет в борьбе силу духа и остаётся несломленным.

И.С. Тургенев утверждает необходимость этих ценностей для человека. И вечный поиск, критическое отношение к жизни, творческий труд и силу духа, которые присущи Базарову.

Поэтому и звучит примиряюще эпилог: законы природы и творческие искания человека, его «бунтующее сердце» равно необходимы для жизни, но они действуют, по мысли автора, в разных сферах. Примирить их может только смерть.

Взгляд писателя на человека трагичен, человеческие идеалы чаще всего не осуществляются, подвиг не находит награды, но вечные ценности - это то, на чём держится мир.


Чем современен взгляд И.С. Тургенева на вечные человеческие ценности?

Автор утверждает, что вечные ценности – это основа не только нравственности, но и самой жизни на земле. Опасно забвение этих истин. И литература конца 19 – начала 20 веков напоминает об этом. (В. Распутин «Пожар», В. Астафьев «Печальный детектив», Ч. Айтматов «Плаха», В. Быков «Знак беды» и др.)


Итоги урока:

Рефлексия:

1.Что мне больше всего понравилось на уроке?

2. В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?

3. Что мне не удалось выполнить, почему?

4. Добился лия своей цели?

5. Оцените свою работу на уроке.

Оценки за урок, дом. задание.

Приложение:

Материал, расположенный ниже, можно использовать на этом же уроке, а можно и на отдельном.

Анализ эпизода: «Смерть Е.Базарова».

1. В чём И.С. Тургенев видит величие человека:

а) Анализ сцены смерти Базарова;

б) Писарев: «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг».

2. Сопоставление эпизода «Смерть Базарова» с картиной Репина «Отказ от исповеди».

Учитель:

Художественная литература уже создала образ нового человека, революционера. (Нигилист Базаров у И.С.Тургенева, Рахметов – у Чернышевского). В русской живописи в 60-ые годы новый общественный тип ещё не нашёл своего воплощения. Литература опередила живопись. и только в 1879 году Репин написал картину «Отказ от исповеди».

Беседа:

1.Что мы видим на картине?

(Холодная, мрачная, полутёмная камера. Фигуры слабо освещены. Перед нами приговорённый к смерти, которого пришёл исповедать священник.)

2. Поза смертника.

(Полна пренебрежения, его голова гордо поднята. Он даже не встал с приходом священника, как требовал обычай. Герой картины сохраняет мужество, силу протеста. Страха смерти не видно. Примириться с религией – невозможно.)

3. Фигура священника:

(Как бы сливается с фоном картины.)


Осуждённый в этом поединке одерживает моральную победу. Он знает, что его ждёт смерть, но не отказывается от своих принципов.

Вывод: В чём сходство и различие в положении осуждённого на картине Репина и Базарова в романе И.С.Тургенева?

- Сравнивая положение Базарова с положением осуждённого, отмечаем, что Тургенев усиливает тяжесть испытания для своего героя.

И Базаров, и осуждённый знают, что их ждёт неизбежная смерть. Но если заключённый сохраняет свои физические силы, то у Базарова тяжесть ожидания смерти усиливается, так как он борется с физической немощью, затуманивающей сознание, расслабляющее волю и мысль.

Если осуждённый у Репина противопоставлен своим врагам, то Базарова зовут к примирению с религией любящие, любимые им, отец и мать, что делает отказ более трудным.

Тургенев делает проверку силы духа и убеждений Базарова особенно мучительной как в физическом, так и в моральном плане.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!