СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечные темы искусства и жизни

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку можно использовать в различных классах , в блоках уроков: симфоническая музыка, образы в симфонической музыке. 

Просмотр содержимого документа
«Вечные темы искусства и жизни»

Ибадлаев Э.М. Музыка Дата: 21.03

Класс: 6-б

Художественное название урока.

Вечные темы искусства и жизни

«Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».



Тема: «Симфоническое развитие музыкальных образов».

Цель: познакомиться с симфонической музыкой композиторов, развитием в ней музыкальных образов, уметь проводить ассоциативно –образные сравнения, размышлять о музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО, учебник «Музыка 6 класс» - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, компьютер, презентация к уроку, , CD - диски в формате МРЗ , фортепиано, минус-плюс МР3, раздаточные карточки, словарь эмоций.

УУД. Личностные результаты:

• формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;

• развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• развитие вокально-хоровых навыков;

• воспитание любви к музыкальной культуре;

 Метапредметные результаты обучения:

• освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

Предметные результаты обучения:

• осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;

• знание выразительных возможностей музыки;

• умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Ход урока.


Экспозиция. Организационный момент.(Нестандартное начало)

Видеоролик.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, как вы думаете, почему в начале урока мы просмотрели ролик с прекрасным музыкальным произведением? О чём сегодня пойдёт речь?

-О музыке.

-Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

Д. Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила!

У. С какой красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились?

Д. Приводят примеры.

У. Мы часто говорим: «Музыка красива!» Почему?

Д. Музыка красива именно потому, что она рассказывает о красоте природы, а следовательно о красоте жизни!

У. Да. Только тогда она может преобразовывать самого человека и его жизнь! 

Актуализация знаний.
Недавно я прочитал рассказ писателя - фантаста Фреда Хойла, в котором повествуется о столкновении Земли с Чёрным Облаком, которое является разумным существом. Погибнет ли человечество? – Это зависит от того, возникнет ли понимание между людьми и неземным разумом. Перед человеком стоит, казалось бы, простая задача: объяснить Чёрному Облаку, «что есть человек». Собравшиеся для решения этой задачи интеллектуалы передают Облаку информацию по теории относительности, квантовой механике, молекулярной биологии и т.д. В ответ слышат одно и тоже: «Это элементарно. Общие законы вселенной». Среди собравшихся землян была одна женщина. В минуту отчаяния она села и стала играть. Канал связи в этот момент не был отключён и с Облака пришёл ответ: «Ещё, ещё! Наконец я начинаю понимать, что есть человек». Произведение, которое сыграла женщина - это симфония №40 В.А. Моцарта. Что же так привлекло неземное существо в музыке этого произведения?

В жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения. В природе прорастает зерно , растет , изменяется и становиться растением. Человек- малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.

Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни. Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, должно быть и в музыке. Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.

Какие средства музыкальной выразительности вам известны?

Слайд. Темп. Динамика. Тембр. Ритм. Мелодия. Молодцы. Вы хорошо знаете все определения. Ну а теперь попробуйте сформулировать тему урока?

Карточка. ( музыка, симфония, развитие, образы). Тема урока.

И так, тема нашего урока. «Симфоническое развитие музыкальных образов».
(Запишите в тетрадь).

Смотрим на монитор. (Маленький Моцарт при императорском дворе (отрывок из фильма «Amadeus» 1984 г).

О чьей музыке пойдёт речь?

Сегодня  на  уроке  вновь  прозвучит  музыка  Моцарта:   знакомые  про-изведения  композитора, погрузимся в мир большой музыки гениального австрийского композитора XVIII века В. А. Моцарт и великого русского композитора XIXвека П. И. Чайковский.

В рамках сегодняшней темы, о чем мы можем поговорить? Какова цель нашего урока?

Д. а) Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать
б) проникнуть в мир музыкальных образов композиторов.
У. Чтобы решить 2-ую цель, что для этого нужно сделать?

Д. Послушать музыку.
У. Cейчас мы послушаем интересные факты из жизни В. Моцарта и его гениальную музыку.





 Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.

Видеофрагменты. artVlog _ 5 ФАКТОВ. Детство Моцарта .

Маленький Моцарт у Зальцбургского архиепископа.

(Мини-викторина).

1. фрагмент «Симфонии№40»

У. Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному: какая симфония, какая в ней мелодия?

Радостная, счастливая… красивая


2. «Рондо» из сюиты «Маленькая ночная серенада»

У. Назовем произведение и снова прилагательное!

Игривая, солнечная, ясная.

Разные композиторы, поэты, писатели восторгались музыкой Моцарта! 
«Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете». Так сказал о музыке Моцарта П.И.Чайковский.

Вольфганг Амадей Моцарт подарил человечеству бесценные музыкальные сокровища. Они остались лучшим памятником его светлому, лучезарному гению.

Слайд.


Работа над новым материалом.

Задание . Слушание, анализ Симфонии №40 В.А. Моцарта

Симфония №40 Моцарта относится к наиболее популярным, часто исполняемым произведением во всём мире. Напомните, ребята, что такое симфония?

Ответ ученика: симфония – сложное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоящее из 4х частей.

Учитель: и ещё мы с вами знаем, что одна из частей, обычно первая, пишется в сонатной форме. Что такое сонатная форма?

Слайд.



Ученик: сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх разделов: экспозиция. разработка, реприза.

Учитель: как называются темы, которые даются в экспозиции?

Учащийся: главная и побочная.

Учитель: откройте учебник и найдите в тексте, что говорят о музыке, симфонии Моцарта известные композиторы.

Учащиеся: зачитывают высказывания композиторов. «Каждая нота в ней – чистое золото, каждая часть в ней – клад», - писал о симфонии №40 немецкий композитор – романтик 19 века Р. Шуман. «Вся симфония – словно образ самого Моцарта, устремлённого в будущее», - так отзывался о ней современный отечественный композитор Д.Б. Кабалевский.

Слушание -интерпретация.

Учитель: познакомимся с мелодией каждой из тем, записанных в учебнике. Вопросы, на которые надо ответить, у вас напечатаны на листочках.

1. Подберите и запишите определения для характера каждой части. (Словарь терминов-настроений).

Характер главной партии – трепетная или властная, взволнованная или спокойная, грустная или весёлая.

2.За счёт каких средств музыкальной выразительности создаётся такой характер?

Ответ учащегося: за счёт минорного лада, быстрого темпа, сопоставления тембров струнных инструментов и духовых.

3.Характер побочной партии (светлая, нежная. изящная, игривая, танцевальная)

4. За счёт каких средств музыкальной выразительности создаётся характер побочной партии?

Ответ ученика: За счёт мажорного лада, более медленного темпа.

Учитель: поделитесь ребята своими впечатлениями. (Если учащиеся затрудняются в подборе определений настроения музыки, (словарь эмоций),чтобы они смогли правильно подобрать нужное определение в соответствии с характером музыки или чувств человека. Например: светлый или грустный, решительный или спокойный, уверенность или беспокойство.)

Ответы учащихся:

Учитель: Если сопоставить симфонию с литературным произведением, то её можно сравнить с большим произведением - романом, в котором писатель не только рассказывает о событиях, но и делится с читателями своими чувствами и переживаниями.

Как вы думаете, какие чувства выражены в музыке 1 части?

Ответ учащихся: главная партия – переживания, нежности, задушевности, грусти, беспокойства.

Побочная партия – чувства умиротворения, спокойствия, лёгкости, лукавства.

Учитель: какой музыкальный образ воплощён в музыке первой части?

Учащийся: лирический.

Учитель: на каком принципе развития музыкального материала строится первая часть?

Ученик: принцип контраста.

Учитель. Моцарт обладал удивительными способностями и талантом. Те самые композиторы, которые недавно восхищались чудо- ребёнком, теперь пустили в ход сложный механизм закулисной интриги. Они утверждали, что Моцарт пишет музыку не сам. Это его отец сочиняет вместо сына, выдавая свою работу за творчество сына. Ребята, как вы думаете, не отражалось ли это в музыке Моцарта?

Ответ ученика:

Учитель: послушаем фрагмент из второй части. Какую палитру чувств раскрывает музыка этой части. Какой характер музыки? Свои впечатления не забывайте записывать в тетрадях.

Ученик: характер музыки – светлый, спокойный чередуется с маршевым характером..

светлые чувства с каким –то напряжением.

Учитель: а музыкальный образ какой воплощается?

Учащаяся: лирический.

Учитель: переходим к музыкальной палитре чувств третьей части.

Слушание фрагмента из третьей части.

Ученик: характер решительный, маршевый, серьёзный.

Учитель: какие чувства выражает музыка этой части?

Ответ учащихся: чувство настойчивости, непреклонности, решительности.

Учитель: знакомимся с финалом симфонии, 4-ая часть.

Слушание фрагмента 4-ой части.

Что вы можете сказать о настроении этой части?

Ответ учащихся: страстное, взволнованное, стремительное, с оттенком грусти.

Учитель: какой музыкальный образ воплощён в музыке финала?

Учащийся: лирико- драматический.

Учитель: что объединяет все четыре части симфонии?

Учащиеся: все части симфонии воплощают какие-то человеческие чувства, их объединяет один музыкальный образ – лирический.

Учитель: совершенно правильно. Какой образ самого композитора возникает у нас, слушателей? Поделитесь своими впечатлениями.

Учащиеся: душевного, стремящегося сделать добро; солнечного, счастливого, открытого людям.

Работа с учебником.

У.В дневнике композитора читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о сюите из Моцарта. Моцарт есть высшая кульминационная точка, красоты в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга! В Моцарте я люблю всё».

У. Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке»

Лексико-морфологическая разминка.
У. Ребята, прочтите внимательно это необычное слово-МОЦАРТИАНА.

Что вы можете о нем сказать? Какова основа его?

Д. Корень – Моцарт! Что-то большое…

У. П.Чайковский взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал.  Как вы думаете, почему?

Д. Он хотел, чтобы человечество не забывало музыку Моцарта никогда

У:А вот так отвечал сам П. И. Чайковский: «Большое количество превосходнейших мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Мне кажется, что этой сюите предстоит большая будущность…».  Автор сюиты хотел дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества Моцарта.
Слайд. Сюита «Моцартиана» П.И.Чайковского является обработкой (интерпретацией) для симфонического оркестра трех фортепианных пьес и одного хора В.А.Моцарта. Жига, Менуэт, Католический хорал(молитва), Десять вариаций.
Запишите в тетрадь порядок пьес «Моцартианы».

Слайд. Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. (щ) В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
Слайд.  Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем.  Менуэт в России. В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I. 
Слайд. Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и  нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера.

А сейчас мы послушаем и проанализируем фрагменты сюиты «Моцартиана» 3 часть «Молитва».


План анализа музыкального произведения

  1. Какой жанр_________________________________________________

  2. Какие чувства передаются в музыке_____________________________

  3. Испытал ли ты их_____________________________________________

  4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) лад._______________________________________________

б)характер__________________________________________

в)темп__________________________________________________

г)динамика____________________________________________

5.какие музыкальные инструменты играли_____________________


Учитель. Каков характер этой музыки? О чем эта музыка?(Ответы учащихся)

Музыка Чайковского написана для симфонического оркестра, в котором ведущую роль играет струнная группа.

У: можно ли по музыке сюиты определить отношение Чайковского к Моцарту?

Д. Эта сюита стала музыкальным памятником.



Вспомогательная карточка.

Симфония соль минор – поэма скорби. Она приобрела большую популярность благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей. В мечтательной второй части голоса струнных тесно сплетаются – как в любовных дуэтах из итальянских опер того времени. Симфония № 40 тесно смыкается с эстетикой театра. Темы симфонии, словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают, а каждая из четырех частей подобна акту оперной постановки. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. В I части - завязка конфликта. Первый этап развития драмы. Показан сложный душевный мир героя, драматизм жизни.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Музыка погружается во внутренний мир человека. Показан напряженный поиск гармонии жизни. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки.

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Только в трио, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов. Развитие переходит в сферу размышления. Мир поэзии, прекрасного (природа, душа).

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Слышится возвращение драматических

образов I части. Готовность человеческого духа к борьбе. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение

Итак, основное содержание симфонии – это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии – безрезультатны.


Учитель: совершенно правильно. Какой образ самого композитора возникает у нас,

Учащиеся: душевного, стремящегося сделать добро; солнечного, счастливого, открытого людям.

Учитель: к этому нас призывает и песня «Я рисую этот мир» А. Ермолов, которую мы с вами разучиваем.

Исполнение песни (обратить внимание на правильное взятие дыхания, точность ритмического рисунка.)

Рефлексия.

Если кто-то думает, что гениальные дети-музыканты остались во временах Моцарта и Бетховена, то стоит послушать, как играет этот парень. Христиан Ли – 10-летний скрипач из Мельбурна. Он покорил мир своей игрой на Международном конкурсе молодых скрипачей в 2018 году в Женеве и получил первую премию этого высокого конкурса. Если закрыть глаза, то невозможно даже предположить, что ребёнок может ТАК исполнять музыку. 

Моцарт наших дней: 10-летний мальчик покорил мир игрой на скрипке. Он покорил мир своей игрой на Международном конкурсе молодых скрипачей в 2018 году в Женеве и получил первую премию этого высокого конкурса.

Если закрыть глаза, то невозможно даже предположить, что ребёнок может ТАК исполнять музыку Вивальди.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260518/39104/

Видеоролик. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260518/39104/
В заключении урока мне хотелось бы с вами раскрасить соответствующим цветом, все наши оттенки чувств, которые мы с вами подобрали для каждой части музыки Моцарта.

Ответы учащихся:1часть. Грусть, волнение . Любовь, нежность

2часть. Радость, теплота

3.Уверенность, решительность.

4.Смелость, радость.

Сообщение оценок и домашнего задания: нарисовать радугу цветов, соответствующих чувствам и эмоциям Симфонии № 40 Ф.А. Моцарта.

Учитель: Закончить урок мне бы хотелось словами нашего замечательного поэта, нашего земляка, Виктора Бокова:

«Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан.

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья» .

И не могу не вспомнить высказывание о музыке Моцарта современного отечественного композитора Д.Д. Шостаковича: «Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Д\з.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!