ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ»
(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов »)
«Весенняя композиция»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Новотельнова Татьяна Петровна
Новый Уренгой
Тема занятия: «Весенняя композиция»
Форма проведения: Комбинированный – изложение материала, проверка знаний пройденного материала, закрепление полученных знаний на практике.
Цель: создание условий для развития творческих способностей, фантазии, креативного мышления обучающихся в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить полученные знания и умения;
- техника безопасности при работе.
Развивающие:
- развивать у обучающихся творческий потенциал, сообразительность, находчивость, смекалку, внимание, умение сравнивать, анализировать.
Воспитательные:
- воспитать художественный и эстетический вкус;
- воспитывать культуру труда, чувство творчества, сплоченности.
- воспитать аккуратность и точность в работе, усидчивость и трудолюбие;
- использование на занятии здоровье сберегающих элементов (физкультминутки, смена деятельности);
- следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на занятии.
Методы и приемы:
Словесные: информация, беседа, объяснение педагога, вопрос-ответ, инструктаж.
Наглядные: образцы готовых работ, демонстрационный материал.
Практические: выполнение заданий обучающимися.
Оборудование: лобзики, наждачная бумага, клей, кисти.
Материал: заготовки, краски, береста, сизаль.
Предварительная работа: составление плана – конспекта, подготовка раздаточного материала.
Литература:
Рихвк.Э.В. «Мастерим из древесины»
Данкевич Е., Поляков В. Выпиливаем из фанеры., г.Санкт-Петербург – «Кристалл» 2018.
Дата проведения
Время:
Продолжительность: 40 минут
Группа –
Состав группы: 10 человек.
Возраст: 9 – 10 лет
Ход занятия.
Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Сообщение темы и цели задания.
Вступительное слово педагога
Добрый день ребята! Послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года мы с вами будем говорить:
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам тепло,
Волшебство- чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
-Петь все мастерицы
Догадались, кто она?
Эта девица -…. (весна)
Педагог: Почему вы так решили? Какие слова в загадке вам помогли понять, что это весна? (Диалог с детьми).
Любят, ждут весну и люди, и звери, и птицы. Каждая веточка в лесу, каждая травинка ее ласки просит. Ведь у нас в России зима суровая, морозная и долгая.
А вы знаете, ребята, что наступление весны начинается с 21 марта?
Кто-нибудь из вас слышал о дне весеннего равноденствия?
До этого дня зима с весной борются, а после 21 марта солнышко переходит в весеннее наступление – все дольше задерживается на небе, день растет, а ночь убывает. Все выше солнышко поднимается в небо и все жарче становятся его лучи, и вот уже появились первые проталины.
А кто знает, что такое «проталины»?
(Это первые освободившиеся от снега кусочки земли.)
Когда появляются проталинки, прилетают первые весенние птицы.
Черный, проворный,
кричит «крак» –
червякам враг. (Грач)
Тема нашего занятия: «Весенняя композиция»
На прошлом занятии мы с вами подготавливали заготовки птичек. Сегодня наша задача усложняется, мы с вами будем их раскрашивать, затем составим композицию.
«Композиция». Это слово происходит от латинского слова, которое обозначает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то композиция – это расположение изобразительных элементов по определенной схеме так, чтобы выразительность изделия была наибольшей. Когда создается какое-либо изделие, очень важно учитывать основные правила композиции.
К ним относятся:
· Передача движения или динамики, покоя или статики;
· Правило золотого сечения, то есть одной трети.
К приемам композиции относятся:
· Передача ритма;
· Симметрия и асимметрия,
· Равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
К средствам композиции можно отнести:
· Формат;
Пространство;
· Композиционный центр;
· Равновесие;
· Ритм;
· Контраст;
· Светотень;
· Цвет;
· Декоративность;
· Динамика и статика;
· Симметрия и асимметрия;
Целостность.
Статичная и динамичная композиция.
Статичная или замкнутая композиция передает состояние покоя или устойчивости. Для такой композиции характерны линии, которые направлены к центру, также характерно построение по форме квадрата, круга, четкие внешние контуры.
В отличии от статичной, динамичная композиция передает движение, ощущение простора. Основное направлений динамичной композиции – от центра.
Ритмическая и пластическая композиция.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм можно задавать линиями, пятнами цвета, света и тени. Еще его можно создавать чередованием отдельных элементов композиции, например, фигур людей, растений, геометрических фигур.
В русском народном искусстве простейшая форма ритма использовалась и используется очень широко. Примером может быть кайма, которая состоит из орнамента, на салфетке, скатерти, полотенце, узор в центре подноса, шкатулки.
Пластичная форма - это рельефная форма, с мягкими переходами основных элементов.
Симметрия и асимметрия.
Симметрия переводится с греческого как соразмерность. При таком принципе построения композиции элементы располагаются правильно относительно плоскости, оси или центра.
Асимметрия – это отсутствие симметрии.
Фактура, текстура и колорит в композиции.
Слово фактура происходит от латинского слова, которое обозначает обработка или строение. Это свойство, которое характеризует внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть гладкая, шероховатая, матовая, глянцевая и так далее.
Текстура, в свою очередь, это рисунок материала, который создала природа. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и так далее.
Для художественной выразительности текстура и фактура играют очень большую роль.
Колорит происходит от латинского слова краска или цвет. Это одно из важных средств эмоциональной выразительности, которое передает все цветовое богатство окружающего мира.
Стилизация – это средство композиции, которое связано с изменением реальной формы фигуры или предмета, ее объемных и цветовых отношений.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно открывая его новые стороны.
Перед практической работой повторим правила техники безопасности.
(Обучающиеся рассказывают правила поведения и технику безопасности при работе с клеем)
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой или палочкой, если это требуется.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
3. Практическая часть.
Фронтальная, индивидуальная работа с детьми.
Применение наглядных материалов и пособий, ТСО.
Соблюдение Т.Б.
Самостоятельная работа детей:
Физкультминутка:
Мы немного – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили.
Тихо сели, вновь за дело!
- оформление изделия.
4. Итог занятия.
Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Мини–выставка, демонстрация готовых изделий).
Красивые у вас получились работы! (рассматриваются и оценивают все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом). Молодцы! Вам самим понравились ваши работы? Вы хорошо потрудились. Думаю, что вашим близким понравится ваши небольшой подарок.
Вопросы на закрепление информации:
Вопросы к детям. Скажите, ребята, что вам понравилось на нашем занятии?
Что нового вы узнали? (Узнали об основах композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства).
Какие у вас возникли трудности в процессе работы?
(ответы детей).
Наше занятие окончено. Спасибо всем большое.
Мини – выставка готовых работ.
Ребята кому вы подарите свой сувенир?
5. Уборка рабочего места.