СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Весенние изменения в природе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Весенние изменения в природе".

Просмотр содержимого документа
«"Весенние изменения в природе".»

Тема: Весенние изменения в природе.

Цель: Создать условия для достижения целостного восприятия изменений в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные

  • Обобщить, систематизировать знания детей о весенних изменениях в неживой природе.

  • Установить взаимосвязи между объектами неживой природы.

  • Дать представление о природных явлениях: ледоход, половодье.

Развивающие

  • Развивать мышление на основе анализа, синтеза, обобщения.

  • Развивать речь, наблюдательность, внимание, восприятие.

Воспитательные

  • Формировать мировоззрение на основе научных знаний и взаимосвязей элементов в природе.

  • Воспитывать уважение и интерес к народным традициям.

  • Воспитывать межличностные отношения, умение работать в парах.


Ход урока

1. Организационный момент. Звучит фонограмма с пением птиц.

- Ребята, мы с вами сегодня встретимся с волшебницей. А кто она, узнаете, когда выполните первое задание: Выложите числа в порядке возрастания. Прочитайте слово, которое у вас получилось.

1

2

3

4

5

в

е

с

н

а

4

Н

таяние снега

3

С

половодье

2

Е

ледоход

5

А

подснежники

1

В

потепление








Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет.


2. Сообщение темы и цели урока

- Мы не случайно заговорили о весне. Этому времени года будет посвящен наш урок. Это будет не просто урок, а урок-путешествие в весеннюю природу.

- Прочитайте тему путешествия и предположите, какими словами уместно её закончить.

"Весна! В природе ... !" (изменения, оживления)

- Цель нашего путешествия: повторить и привести в систему знания о весне. А именно, ответить на вопрос: какие изменения или оживления происходят в природе весной и почему?

А "Красавица Весна" откроет нам свое лицо, если мы преодолеем все препятствия в пути.


3. Изучение нового материала

1. 1 станция «Весенний календарь».

- Собери картинки. (Приложение №1)

- Для начала вы отгадайте загадки, ответы впишите в тетрадь. Постарайтесь запомнить признаки весны, которые описываются в этих загадках.

Яростно река ревет

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц кто узнает? март


И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Это к нам пришёл ... апрель




Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый дом оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет

Угадай, это будет месяц… май


В марте день с ночью меряется, ровняется.

Март – не весна, а предвесенье.

Апрель водою славен.

Апрельские ручьи землю будят.

Май: не холоден, так голоден.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.


Подчеркните правильный ответ.


Март – протальник, водолей, травник.

Апрель – протальник, водолей, травник.

Май - протальник, водолей, травник.


2. 2 станция "Неживая природа".

- Расскажите с помощью плана, какие изменения происходят в неживой природе весной?


Состояние водоемов

Рассказать, что пруд почти оттаял, вскрываются ото льда, ледоход, половодье.

Состояние почвы

Рассмотреть на смарте глубину оттаивания

Тип погоды

Холодно, тепло

Осадки

снег с дождем, дождь, первые грозы.

Долгота дня

длиннее, чем зимой.

Температура воздуха

повышается.

Положение Солнца

выше, чем зимой.













Взаимосвязь неживой природы и живой

- Какое, по вашему мнению, из перечисленных изменений самое важное и почему? (или: Ответьте, почему произошли вот такие изменения в живой природе, что на это повлияло?)

3 станция "Мир растений".

- Изменения в неживой природе влекут за собой и изменения в живой природе. А именно в мире растений.

- Назовите растения, изображенные на картинках.

- Что их объединяет?

- Где раньше всего появляются цветы мать-и-мачехи?

- Кто из вас знает, почему это растение так назвали?

- Что изменяется в жизни растений? Назовите. (Набухание почек, распускание листьев, цветение)

4 станция "Мир животных".

- Изменяется весной и жизнь животных.

- Какие группы животных вам известны. Перечислите.

- Назовите, как изменяется их жизнь с приходом весны.


Птицы - прилетают домой, строят гнезда, высиживают птенцов, кормят их.

Насекомые - выходят из зимней спячки, размножаются.

Звери - рождают детенышей, вскармливают их молоком, линька.

Рыбы - размножаются, поднимаются в верхний слой воды.

Земноводные - выходят из зимней спячки, размножение.

Пресмыкающиеся - выходят из спячки, размножаются.


- Что общего в поведении животных?

Вывод: становятся активны, размножаются.


5 станция "Мир людей".

- Мы пролетаем над полем и видим, как тракторами пашут землю, а птицы важно расхаживают по свежей пашне.

- Как изменились жизнь и труд людей? (Люди поменяли одежду, начинается посевная, начинаются садово-огородные работы).


Подумай и ответь на вопросы.


1. Как ты поступишь, если увидишь дерево, из которого вытекает сок?

а) Пройду мимо.

б) Закрою ранку глиной или пластилином.

в) Попью соку и пойду дальше.


2. Вы увидели выпавших из гнезда птенцов. Как вы поступите?

а) Попробую положить птенцов в гнездо.

б) Пройду мимо, и не буду мешать птицам.

в) Заберу птенцов домой и буду ухаживать за ними.


3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу и разжигать костры?

а) Вас оштрафуют за неправильное поведение.

б) Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, животных искать укромные места.

Закрепление

Весной природа просыпается от зимнего сна.

Солнце поднимается выше над горизонтом, и день становится длиннее.

Уже реже идет снег, чаще идёт дождь.

Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится теплее.

Солнце греет сильнее, лёд на реках тает.

По весеннему льду ходить опасно!

От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется половодье.

Подведение итогов урока:

- Что является главной причиной этих изменений?

Домашнее задание:

Прочитайте народные приметы, любые пять выучите наизусть.

  1. Если лёд весенний тонет - к плохому лету.

  2. Если весной снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя - засуха.

  3. Дружный прилёт птиц весной - к доброму урожаю.

  4. Если весной из берёзы течёт много сока - это к дождливому лету.

  5. Сеять можно до тех пор, пока цветёт черёмуха.

  6. Кукушка станет куковать - мороза больше не видать.

  7. Грач прилетел - через месяц снег сойдёт.

  8. Ранний излёт пчёл из ульев - к ранней весне.

  9. Гром ранней весной перед холодом.

  10. До первого грома змея не жалит.

  11. Если первый гром слышится глухими раскатами - жди сырое лето.

  12. Каков день 1 апреля, такой и 1 октября.

  13. 21 апреля - ясный день - хорошее будет лето, ненастный - плохое.



Викторина

  1. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)

  2. Какое время года предшествует весне, назовите его последний месяц. (Зима, февраль)

  3. Какое время года наступает после весны, назовите его первый месяц. (Лето, июнь)

  4. Какие виды осадков бывают весной? (Дождь, снег)

  5. Что происходит весной на реке? (Ледоход, половодье)

  6. Что происходит с растениями весной? (На деревьях набухают почки, появляется листва, прорастают семена, появляются цветы и т.д.)

  7. В каком направлении летят весной перелетные птицы? (На север, в родные края)

  8. Какие перелетные птицы прилетают весной? (Грачи, ласточки, гуси и т.д.)

  9. Какие животные пробуждаются весной от спячки? (Медведь, барсук, еж, сурок и т.д.)

  10. Какие насекомые появляются весной? (Бабочки, комары, мухи, жуки и т.д.)

  11. Что люди делают весной в саду и в поле? (Вскапывают землю, садят семена и саженцы и т.д.)

  12. Какие праздники отмечают весной? (Пасха, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая и др.)


Дополнительные вопросы


  1. Как изменяется длина светового дня весной? (Увеличивается)

  2. В каком весеннем месяце день становится равным ночи? Как называется это событие? (В апреле, равноденствие)

  3. Почему весной текут ручьи, а реки выходят из берегов? (Воды становится много из-за растаявшего снега)

  4. Какие цветы цветут весной? (одуванчики, тюльпаны, нарциссы и др.)

  5. Какие деревья зацветают весной? (Яблоня, вишня, черемуха, акация и др.)

  6. Почему весну называют межсезоньем? (Весной погода переходит от зимней к летней)

  7. Какие порядковые номера в году имеют весенние месяцы? (Март - третий, апрель - четвертый, май - пятый)

  8. Сколько дней в весенних месяцах? (В марте и мае - по 31, в апреле - 30, всего 92)

  9. Почему в старые времена год начинался с весны? (Весна - начало природного цикла. Весной начинается работа в поле. Солнце пробуждается. Другие варианты ответа)

  10. Вспомните поговорки и пословицы о весне. (Апрель с водой, май с травой.

Вода потекла, весну принесла. Весенний день год кормит. Одна ласточка весны не делает. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. И др.)

  1. Почему весну называют красной? (За красоту. Красная - значит «красивая»)

  2. Вспомните стихи и песни о весне.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!