Организационная информация
Дата проведения | |
Тема занятия | Весна идёт в мои края. Первоцветы Удмуртии. |
Название программы | «Моя малая Родина- Удмуртия» |
Класс | 1 -В |
Воспитатель | Скобелева Ирина Николаевна, высшая категория |
Образовательное учреждение | МБОУ Лудорвайская СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Лушникова» |
Методическая информация
Тип занятия | Изучение нового материала. |
Цель занятия | Дать представление об изменениях в жизни растений весной и о первых весенних цветах в Удмуртии. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - узнать названия первоцветов, растущих в Удмуртии; правила поведения в лесу в весенний период; - определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; -развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Регулятивные: -умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -оценивать правильность действий на уровне адекватной самооценки; - уметь осуществлять самоконтроль. Познавательные: -уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии; - умение сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки; -строить речевое высказывание; - уметь в сотрудничестве с воспитателем формулировать учебные задачи, подводить итог занятия. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; - принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); - учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы; -работать в группах, уметь взаимодействовать в парах, учитывать мнение одноклассников, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. |
Методы и формы обучения | деятельностные методы обучения, словесные, наглядные, частично- поисковые, фронтальная, индивидуальная, групповая |
Время реализации занятия | 40 минут. |
Наглядно-демонстрационный материал | картинки, карточки для работы в группах и индивидуальной работы |
Ход занятия.
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. У меня хорошее настроение. Я хочу передать его улыбкой вам, а вы передайте свою улыбку гостям. Молодцы! | Приветствуют, передают улыбки. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | - Послушайте красивое стихотворение: «Для России- наш город частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живём». -Как называется наша малая Родина? Да, у каждого из нас есть своя малая родина. Тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители, друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина-это родной город, для кого-то просто улица или уютный дворик с качелями. Словом малая родина у каждого своя. А какое время года наступает в нашей малой родине? Да, ребята, наша природа особенно красива весной. Почему? -Природа весной пробуждается, ярко светит солнце, деревья скоро зазеленеют, земля покроется молодой зелёной травой, появляются первые цветы. Как их в народе называют? Их называют первоцветами. | Слушают. Ответы обучающихся. Высказывают своё мнение. |
3. Постановка учебной задачи. | -Сейчас мы с вами отправимся в наш удмуртский лес и познакомимся с первоцветами, которые там растут. Если вы правильно выполните все задания, то узнаете, как называются эти цветы, и о чём будем говорить сегодня на занятии. -Но сначала вспомним, как надо вести себя в лесу? | Ответы детей. |
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности. | Итак, делимся на группы. Каждая группа получает задание. I-группа. Узнай цветок по описанию. Цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Цветет ранней весной в марте-апреле. После отцветания появляются листья, Листья крупные, на длинных толстых черешках. Зубчатая пластина листа имеет сердцевидную форму с большой выемкой у основания. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, на ощупь холодные. Снизу – белые, сильно опушенные, на ощупь теплые. II- группа. Собрать слово из слогов --- под- снеж-ник III- группа. Название цветка зашифровано. Ваша задача расшифровать. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | д | а | ц | н | е | и | у | м | - Теперь проверим, что у вас получилось? (мать-и-мачеха, подснежник, медуница). Молодцы! Как называют эти цветы? (первоцветы) -Почему их так называют? -Значит, о чём будем говорить? (о первоцветах, которые растут в Удмуртии) -Теперь попробуйте узнать свой цветок. Если я покажу мать-и-мачеху, то первая группа хлопает в ладоши. Подснежник- топаем ногами, медуница - поднимаем руки вверх, машем кистями рук. Проверим, все ли запомнили. Физминутка. | Делятся на группы. Работают в группах, решают поставленную задачу. Ответы обучающихся. Играют. |
5. Закрепление знаний и способов деятельности. | -А как вы думаете, почему же цветок получил название мать-и-мачеха? Почему подснежник назвали подснежником? За что же получила такое название медуница? Об этом вы узнаете, если в правильной последовательности расположите предложения, которые у вас в конверте. Откройте конверты. Продолжаем работу в группах. ( 1.Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. 2.Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло.3. Словно приласкала тебя ласковая матушка. 4.А верхняя часть листа — гладкая, холодная. 4.Словно прикосновение суровой мачехи ). -Это как в пословице: «С родной матерью тепло, с мачехой холодно». (1.Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли. 2.Зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. 3.Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз). (1.Название медуница получила, так как пчелы берут с нее первый взяток, когда вокруг еще нет цветов. 2.Она является хорошим медоносом. 3.Пчелы очень любят ее посещать!) -Теперь, давайте поиграем! (Игры с цветами: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди лишнее?») Заходят четвероклассницы в образе цветков и говорят. Солнышко нас ласкает, а вот люди так и норовят обидеть. За свою красоту и лекарственные свойства мы дорого расплачиваемся: люди рвут нас, совсем не жалея. Во многих местах, там, где раньше первоцвета было сколько угодно, теперь его стало мало. -Кто же это говорит? -Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил ещё одно растение исчезающего вида. И не знает, что в нашей Удмуртии в опасности уже около 150 видов цветковых растений! Охрана природы – наше общее дело. Это известно каждому. Только не каждый понимает, что общее – значит и его. -Давайте, мы с вами сделаем весенний букет своими руками. | Работа в группах, чтение ответов вслух цепочкой. Ответы детей. Из шаблонов изготавливают цветок подснежника и прикрепляют его в общую корзину на доске. |
6. Рефлексивно-оценочный этап | -Мы успешно справились с заданиями и лес у нас позади. -О чём же узнали сегодня на занятии? Почему ходили в лес? -Кому на занятии было интересно, и он узнал для себя что-то новое, возьмите солнышко и прицепим на доску. А кому было неинтересно, и ничего нового не узнал, возьмите тучку. -Спасибо за занятие. | Ответы детей. |
Приложение 1
первоцветы
Приложение 2
Это многолетнее травянистое растение с тонким ползучим корневищем. Стебель высотой 7-15 см покрыт продолговатыми красноватыми чешуями. Цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Цветет ранней весной в марте-апреле. После отцветания появляются листья, Листья крупные, прикорневые, на длинных толстых черешках. Зубчатая пластина листа имеет сердцевидную форму с большой выемкой у основания. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, на ощупь холодные. Снизу – белые, сильно опушенные, на ощупь теплые.
Приложение 3
под- снеж-ник
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
д | а | ц | н | е | и | у | м |
Приложение 4
мать-и-мачеха
подснежник
медуница
Приложение 5
1.Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками.
2.Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло.
3. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
4.А верхняя часть листа — гладкая, холодная.
5.Словно прикосновение суровой мачехи .
Приложение 6
«С родной матерью тепло, с мачехой холодно».
Приложение 7
1.Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли.
2.Зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег.
3.Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.
1.Такое название медуница получила, так как пчелы берут с нее первый взяток, когда вокруг еще нет цветов.
2.Она является хорошим медоносом.
3.Пчелы очень любят ее посещать!
Самоанализ
Внеклассного занятия в 1 «Д» классе по теме:
«Весна идёт в мои края. Первоцветы Удмуртии».
Воспитатель В.А.Анисимова.
Дата проведения: 20 апреля 2018г.
Тема занятия: «Весна идёт в мои края. Первоцветы Удмуртии».
Цель занятия: Дать представление об изменениях в жизни растений весной и о первых весенних цветах в Удмуртии.
Планируемы образовательные результаты:
Предметные:
- узнать названия первоцветов, растущих в Удмуртии; правила поведения в лесу в весенний период;
- определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии.
Регулятивные:
-умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать правильность действий на уровне адекватной самооценки;
- уметь осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
-уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;
- умение сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки;
-строить речевое высказывание;
- уметь в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог занятия.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы;
-работать в группах, уметь взаимодействовать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-проявлять доброжелательное отношение к партнёру.
Методы и формы обучения: деятельностный метод обучения, словесный, наглядный, частично- поисковый, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Время реализации занятия:40 минут.
Наглядно-демонстрационный материал: картинки, карточки для работы в группах и индивидуальной работы.
Место и роль занятия в изучаемой теме:
Данное занятие включёно в программу 1 класса «Моя малая родина- Удмуртия». Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с реальными возможностями учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления, трудности в запоминании и усвоении материала. Занятие опиралось на знания, умения учеников, полученные ранее.
Поэтапный анализ занятия:
1. Организация детей на занятие направлена на поддержание эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2.Этап актуализации знаний был направлен на постановку цели занятия и формулировку темы занятия учащимися. Задание, которое выполняли учащиеся способствует введению в тему урока с одновременным включением каждого ученика в аналитико-синтетическую деятельность.
3.На этапе постановки учебной задачи была поставлена перед обучающимися проблема, которую они должны решить.
Работа в группах была выстроена на основе знаний учащихся и проводилась в течение всего занятия.
Этот этап включала в себя:
-расшифровка слова
- работу по восстановлению слова.
- создание проблемной ситуации
-работа с тестом: «Узнай по описанию»
4. Физкультминутка
Физкультминутка была специально разработана для данного занятия и использована с целью поддержания здоровьесберегающих технологий.
5. Работа по первичному закреплению проводилась в виде игр «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди лишнее?» и восстанавливали текст.
Работа была подготовлена всеми предшествующими его этапами и была логически целесообразна.
6. Итогом явилась коллективная работа.
7. На этапе рефлексии детям было предложено оценить свою работу солнышком и тучкой.
Мотивация обучающихся поддерживалась и развивалась за счет интересного им тематического содержания занятия, атмосферы непринужденности. Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированы. Рациональность использования времени, и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой занятия.
Каждому ребенку на занятии было комфортно, каждый ученик успешен в своем мнении. Учащиеся были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что занятия такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на занятие, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Я считаю, что занятие было развивающим и проблемным, стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, все задачи, поставленные мною на занятие, были реализованы.
Считаю, что цель и задачи, поставленные перед занятием, достигнуты в полной мере.
Воспитатель___________________ /В.А.Анисимова/
02.03.2018г.