СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды интересных творческих заданий на уроках литературного чтения и в качестве домашнего задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Виды интересных творческих заданий на уроках литературного чтения и в качестве домашнего задания»

Пономаренко Оксана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 г.Иркутска

Виды интересных творческих заданий на уроках литературного чтения  и в качестве домашних заданий.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

В настоящее время всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Очень важным средством развития творческих способностей на уроках литературного чтения является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса мои ученики пробуют писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи. Так, уже к 4 классу ребята могли сочинить свои стихи на любую тематику.

Предлагаю ознакомиться с творчеством некоторых стихов собственного сочинения учащихся 4 «В» класса.

«Лесная история»

В глухом дремучем лесу

Дракон пролетел наверху

И ветки, шатаясь от страха, вспугнули животных однако.

Лес замер. Всё стихло.

Но бедный бельчонок малой, метался по тропке лесной

Ему одиноко в чаще глухой.

Любуясь малым, Дракон подошёл,

И обнял его, укутав платком.

Несчастный с испугу дрожит и глазки боится открыть.

-Что ж ты боишься, дружок? Будем дружить

И дружбой своей дорожить!

Игнатьев Максим, 4 В класс, гимназия №1.

«Бабушка Яга»

На опушке есть избушка, там живёт одна старушка

Уже много-много лет и друзей у неё нет.

Вот и вертится избушка как желает та старушка.

Повернётся к лесу задом и старушка очень рада.

На метле каждую ночь полетать она не прочь.

Та метла тем знаменита, что стояла у корыта.

Тому корыту много лет и замены ему нет.

В нём она готовит ужин, если очень он ей нужен.

В нём она бельё стирает, даже двери подпирает,

Чтоб случайный сквознячок не застудил её бочок.

Мироманова Стефания, 4В класс, гимназия №1.

« Жар-птица»

Шёл по лесу, вдруг вдали померещились огни.

Подошёл поближе я, чтобы убедиться

И взмахнула тут крылом золотая птица!

Ослепила мне глаза, поднялась в небеса

Покружила надо мной, осветила путь весь мой!

Жар-птицу я хочу поймать,

Чтоб все желанья исполнять.

Я подпрыгнул во весь рост, но не смог поймать за хвост...

Здесь не райские леса, а такие чудеса!

Мальцев Илья, 4 В класс, гимназия №1

«Новогоднее происшествие»

Простые игрушки сквозь щёлку, однажды увидели ёлку.

«Давайте-ка ёлку нарядем! Залезем на ветки и сядем!»

Полезли на ёлку игрушки.

Мартышка уже на верхушке.

Под Мишкою ветка прогнулась,

Под Зайчиком чуть покачнулась. Цыплята висят ,как фонарики,

Матрёшки-как пёстрые шарики…

«Эй, ёлочные игрушки,

Снегурочки, звёзды, хлопушки,

Стекляшки витые, литые, серебряные, золотые!

Пока вы пылились на полке, мы все очутились на ёлке!

Сейчас ребятишек обрадуем!..

Ой, батюшки! Падаем!Падаем!»

Максимова Полина, 4 В класс, гимназия №1.

На уроках чтения ребятам 2 класса очень нравятся речевые разминки «Доскажи словечко». В конце каждого двустишия нужно выделить слог и угадать зашифрованного персонажа.(земЛЯ, дуГУ, камыША, закаТА- спряталось слово: ЛЯГУШАТА)



«Четвёртый лишний». В каждом столбике слов найди лишнее слово, почему так считаешь?

Например, предлагаются такие слова: стрела, пила, топор, метла. Майка, трава, чайка, гайка. Туман, карман, компот, обман. Белка, машина, грелка, стрелка.

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы- одна из важных и сложных проблем современной школы.

На уроках литературного чтения дети не раз учились сами создавать свою книгу и выполняли это задание с большим интересом.

Чтение должно доставлять творческое наслаждение: ребенок почувствует, что он вместе с автором создает настоящую книгу, что от него зависит – какой ей быть.
Поэтому я часто применяю на уроке методику 3 ШАГОВ Алены Татиивской:

  1. Чтение, 2- Самостоятельное создание иллюстраций к прочитанному, 3- Самостоятельное придумывание окончание сказки.

Такие творческие задания я предлагаю ребятам в качестве домашнего задания (3-4 класс).

Методика такого задания следующая. Учитель  на уроке зачитывает вслух короткую сказку (без конца). После этого дети могут задать вопросы, обсудить услышанное, дать характеристики героям и ситуациям… Когда первый шаг сделан – текст сказки знаком юным творцам – учитель раздает заранее приготовленные и сшитые книжечки, в которых текст по смысловым фрагментам уже напечатан. И – оставлено место для рисунков детей.

Предлагаю некоторые творческие работы учащихся первого и четвёртого классов по теме: «Создание своей книжечки».

Имангулов Дениэль, 4 В класс, гимназия №1

«Инопланетянин»









с







Пономаренко Виктория, 1 Г класс, гимназия №1. «История о божьей коровке».

Максимова Полина, 4 В класс, гимназия №1.

« Дружба зверей».

Следующим творческим шагом по приобщению детей к чтению было создание своей электронной книги на сайте.

Создаём свою интерактивную книжку в программе “StoryJumper

StoryJumper нашел широкое применение в современном обществе. И  образование не стало исключением.

Для учителей очень важно заинтересовать ребят своим предметом, сделать образовательный процесс не только познавательным, но и интересным. Для решения этой проблемы можно использовать данную программу.

Эту программу можно использовать на разных этапах урока, на внеурочной деятельности или как итог проекта.

StoryJumper- сервис понравится всем, кто связан с детьми. Не секрет, что наглядность – важный элемент в развитии и обучении ребенка.

StoryJumper – удобный инструмент, который поможет вам писать и иллюстрировать рассказы, создавать свои собственные книги, хранить важную информацию, применяя набор интуитивно понятных встроенных инструментов. Вы можете использовать имеющиеся фотографии и графический арт из базы данных StoryJumper или загружать собственные снимки в качестве фона для сцены и графические арты для большей индивидуализации истории.

Это сайт, который позволяет не только учителям, но и самим ученикам создавать свои собственные книги.

Вы можете легко создавать титульные страницы, добавлять текст, загружать чертежи или фотографии для иллюстрации истории, и также можно пользоваться клипартами из галереи StoryJumper.

Как работать на данном сайте:

Шаг 1 – регистрация. Она не займет у Вас много времени и усилий. Вам необходимо ввести имя, пароль, дату рождения, электронную почту.

После регистрации вы оказываетесь на главной странице. Здесь вы можете посмотреть уже готовые книги, сохранить их себе.

Шаг 2- создаем книгу. Для того чтобы создать книгу, необходимо выбрать раздел «создать новую книгу»

Шаг 3 – для начала создаем обложку. Есть возможность выбрать уже готовую обложку или загрузить свою, на Ваш вкус.

Шаг 4 – даем название своей книге. Вы можете выбрать шрифт, цвет, формат своего текста.

Шаг 5 – далее формируете свою книгу, можете выбрать картинки из каталога, менять текст, делать его более красочным, помимо этого вы можете добавлять свои изображения.

Шаг 6 – не забудьте открыть доступ. Для этого в меню измените частный доступ. Сохраните свою книгу!

На сайте StoryJumper я сама также решила создать книжку, но чтоб она была полезной в работе с детьми. И сделала книгу по русскому языку«Части речи», в которую по необходимости могут добавлять материал и сами учащиеся.

Учащиеся создали свои книги: Пономаренко Виктория, 1 Г класс-«Чудесные каникулы друзей», Люкова Екатерина, 3 В класс-«Дракоша», Кара Александр, 3 В класс «Моя первая книга», Хван Егор, 3 В класс «Кот Вася».

Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть сиюминутным, спонтанным.Это кропотливая каждодневная работа. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату.Чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка.Только оно даёт возможность ребёнку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить своё место в нём и делать свою жизнь духовно богатой.

«Всего и надо, что вчитаться-Боже мой!

Всего и надо, что помедлить над строкою,

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть…»

Юрий Давидович Левитанский












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!