Индивидуальный проект 10 класс
Тема: Виды переработки чужого текста.
Инструкция
1.Прочитайте текст.
Виды переработки чужого текста
1)Логическая схема в виде кратких формулировок – (план).
2)Основные положения текста, в которых сформулированы главные мысли автора – (тезисы).
3)Дословная запись части текста – (выписка).
4)Краткое изложение какой-либо идеи или основной мысли лекции, доклада – (конспект).
5)Документ, получаемый в результате переработки – (вторичный).
6)Изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки – (свертывание)
Конспект- краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т. д.. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.
При составлении конспекта вы можете воспользоваться двумя приемами:
1.Мысль автора текста( статьи и т. д. ) передана его же словами, только сокращен объем высказывания.
2.Мысль автора текста изложить своими словами, сохранив при этом основную мысль.
Важно: то главное, что сообщает автор, его основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.
Тезисы- это сжато сформулированные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении или выступлении.
Важно помнить при составлении тезисов, что каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей, т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Роль и значение тезисов
Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы( факты, цитаты и т.д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.
Реферат- краткое изложение в письменном виде, в форме сочинения или доклада какого-либо научного труда или нескольких статей, книг на определенную тему.
Реферат должен быть структурирован ( по главам, разделам, параграфам ).Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы т.д..
Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение-10-20% от объема названных частей; заключение-10%.
Аннотация-резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элементы оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности.
Составление аннотации- один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению.
Рекомендуемый средний объем аннотации- 500 печатных знаков.
Чаще всего оформляется мелким шрифтом на первой или последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете.
Привычка пользоваться аннотацией- одна из главных привычек серьезного читателя.
Рецензия, по выражению В.Г.Короленко, « легкая критическая кавалерия».
Задача рецензии- дать, во-первых, характеристику текста и, во-вторых, объективную оценку данного произведения. Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением.
Под характеристикой следует понимать библиографическое описание произведения( сообщение, информация о рассматриваемом произведении, его авторе, времени и месте создания);раскрытие темы, проблематики, идеи произведения; анализ средств выражения темы и идеи, системы образов. Тут можно использовать такие методы и приемы, как пересказ и комментарий сюжета, цитирование произведения, др.
Под оценкой понимают определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.
2.Выполни задания: Перенеси в тетрадь таблицу «Виды переработки текста»
1.Составление тезисов | Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами. |
2.Составление конспекта | Краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста. |
3.Составление реферата | Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов. |
4.Составление аннотации | Краткая хар-ка в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне тит/ листа; 3-4 предлож. |
5.Составление рецензии | Информирование о новом произведении; содержит его краткий анализ и оценку |
3. Прочитай текст ИП-10-17. Сбор и систематизация материалов теоретической
части проекта
4. Ответь на вопросы
1.Почему работу над сбором материала надо начинать с плана?
2.Какой алгоритм действий предложен в тексте?
3.С какими категориями материалов ты должен ознакомиться?
5. Задание на дом: сбор материалов по теоретической части своего проекта.
Заполнение в тетради таблицу «Виды источников моего проекта».
Источники своего проекта оформить по правилам ГОСТ
|
Описание статьи с 1 автором: Хазанов, А. М. Салазар: 40 лет диктатуры в Португалии / А. М. Хазанов // Новая и новейшая история. – 2009. – № 3. – С. 129-146. Описание статьи с 2 авторами: Власов, В. А. Выселение раскулаченных крестьян Пензенского края / В. А. Власов, А. В. Тишкина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. – 2011. – № 23. – С. 338-344. |