СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды социально-психологического тренинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство зарубежных тренингов классифицируются по прин­ципу принадлежности к той или иной психологической теории. В нашей стране они упорядочиваются в соответствии с тремя сторонами общения: перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе. По содержанию задач, реша­емых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская): 1) ориентированные на раз-питие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в це­лом.

Просмотр содержимого документа
«Виды социально-психологического тренинга»

5


Виды социально-психологического тренинга

Большинство зарубежных тренингов классифицируются по прин­ципу принадлежности к той или иной психологической теории. В нашей стране они упорядочиваются в соответствии с тремя сторонами общения: перцептивной, коммуникативной, интерактивной, протекающих в тесной взаимосвязи, поэтому речь идет лишь об акцентировании в групповой работе. По содержанию задач, реша­емых посредством тренинга, его можно разделить на два класса (Л. А. Петровская, Р. М. Грановская): 1) ориентированные на раз-питие социальных умений, например: вести переговоры, разрешать межличностные конфликты; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, себя, другого человека, группы в це­лом.

Ключевым является перцептивно-ориентированный тренинг (Л. А. Петровская), поскольку в контексте общения социальная перцепция выполняет регулятивную функцию.

Перцептивный (коммуникативный) тренинг предполагает развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей, отношений в разнообразных ситуациях общения. Система занятий побуждает человека переосмысливать уже имеющиеся представле­ния о людях, заставляет искать пути самосовершенствования. В хо­де этого тренинга участники получают сведения о том, как они выглядят в глазах других людей, и о том, как их действия и по­ступки воспринимаются со стороны. Основу составляет организа­ция намеренной межличностной обратной связи в ситуациях «ин­дивид — индивид», «индивид — группа», «группа — группа».

Социально-психологический тренинг поведения (М. Форверг) на­правлен на изучение социального поведения через отношение че­ловека к окружающему миру и самому себе. Цели тренинга заклю­чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз­витии навыков саморегуляции. Основу тренинга составила теория обучения Д. Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения: импульсивном, возникающем на уровне установки, и объективи­рованном. Тренинг позволяет создать условия для такого объекти­вирования через разрушение выученного поведения, лабилизацию и создание новых мотивации и ориентиров поведения, выражаю­щихся в увеличении свободы индивидуального поведения, расши­рении границ исполнительской компетентности, в приобретении навыков контролирования.

Когнитивный тренинг (мыслетренинг) направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по­этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд­ностей. Он основан на признании решающей роли знания чело­века о себе как основе коммуникативного поведения. В процессе этого тренинга в сознании человека формируется когнитивная кар­та образа собственного «Я», которая становится регулятором само­программирования личностью своего коммуникативного поведения. Основу тренинга составляют две психодиагностические програм­мы: оценки психологического профиля личности и исследования коммуникативных качеств, а также психоаналитические процедуры. Когнитивный тренинг может предшествовать поведенческому, если он используется в системе программ обучения социальному перевоплощению личности.

Тренинг сензитивности направлен на развитие умений прогно­зировать поведение других людей через способность предугадать их мысли, чувства, поведение. Сензитивность рассматривается как осо­бая чувствительность, способствующая формированию социально­го интеллекта.

Тренинг личностного роста предполагает совершенствование лич­ности с помощью формирования умений самоанализа, самопо­знания.

Гештальт-тренинг направлен на осознание человеком причин своего внутреннего дискомфорта и нахождение путей выхода из него.

Тренинг трансактного анализа призван помочь разобраться в структурных компонентах личности и ее ролей, показать человеку способы взаимодействия с другими на основе эго-состояний.

Тренинг индивидуального стиля. Его целью является обучение участников методам наблюдения и коррекции своего индивидуаль­ного стиля в условиях межличностного общения, отработка навы­ков взаимодействия с людьми разных коммуникативных стилей. Теоретическая основа тренинга — идеи К. Юнга о существовании устойчивых типов психики, которые проявляются в поведении и установках сознательной деятельности.

Тренинг социализации личности представляет собой разновид­ность тренинга личностного роста. Здесь главная цель выражается в повышении эффективности реализации потенциальных возмож­ностей личности, своеобразное «делание себя», «делание своей жиз­ни» на фоне возрастания чувства удовлетворения собой. С помо­щью данного тренинга у человека появляется возможность скорректировать и создать новые концепции способов жизнедея­тельности и решить затруднительные ситуации.

Разновидности тренинга коммуникативных умений

Человек не может жить вне социального взаимодействия с дру­гими людьми, благодаря общению происходит процесс социализа­ции личности. Процесс эффективного общения складывается не только на основе личностных качеств общающихся, но и бла­годаря системе коммуникативных знаний, умений, навыков. Позитивное общение основано на теплоте в отношениях, предпо­лагает равноправие партнеров, отсутствие обвинений и оборони­тельной позиции, определенную близость, искренность, эмпатию, безусловное позитивное отношение как установку на отношение к людям.

Коммуникативный тренинг решает большое количество задач. Например, в тренинге общения К. и Н. Роджерсов подчеркивает­ся, что участник получает навыки создания психологической без­опасности для другого человека. Выражается это в эмпатическом понимании, принятии другого таким, какой он есть на самом деле, пошаговое следование за эмоциями партнера, соответствие сво­его поведения собственным переживаниям. Тренинг Д. Карнеги предполагает получение и реализацию участником позитивных ус­тановок: опираться на положительные качества собеседника и при­знавать его достоинства, начинать беседу с похвалы, выражать радость удаче партнера.

Разновидностей тренинга коммуникативных умений довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ори­ентиров по расширению коммуникативной компетентности лич­ности.

Тренинг навыков межличностного взаимодействия ориентирует на выработку определенной системы коммуникативных навыков, спо­собствующих интерактивному общению.

Тренинг лидерства направлен на демонстрацию вариантов пове­дения, необходимых руководителям для осуществления властных полномочий в разнообразных ситуациях подбора людей для вы­полнения производственных заданий, постановки и достижения целей.

Тренинг делового общения концентрирует внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время перего­воров.

Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать по­веденческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, пре­дупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.

Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, об­рести уверенность в своей уникальности.

Тренинг педагогического общения (В. А. Кан-Калик, А. А. Леон­тьев). Значение этого вида тренинга для развития профессиональ­ных навыков достаточно велико. Педагогу как ни одному другому профессионалу-гуманитарию необходимо владение самыми разно­образными навыками межличностного общения. Традиционное обучение, основанное на принципе «сиди и смотри», не дает ему возможности применить на практике разнообразные модели ком­муникативного поведения. В тренинге созданы условия для опыт­ного экспериментирования. Профессионалам предоставляется возможность развить навыки проведения консультаций, самопре­зентации, фасилитации, личностно ориентированного взаимодей­ствия, корректировки авторитарного стиля педагогического руко­водства и другие навыки. В основе такого профессионального тренинга лежит принцип творческой, исследовательской позиции, т. е. установка на само- и взаимообучение, попытка построения новой модели поведения, самораскрытия личностно-профессио-нальных качеств.

Результат воздействия социально-психологического тренинга на личностную и профессиональную сферу человеческой деятельнос­ти определяется за счет следующих эффектов (Л. А. Петровская, Ю. П. Трофимов): диагностического, поскольку в процессе приобретения коммуникативных знаний и умений создаются условия для самодиагностики и диагностики партнеров по общению; социаль­но-психологической активности как составной части жизненной позиции личности; осознания общения как самоценности; гума­нистической установки на партнера по общению.

В самом общем плане все разновидности выше перечисленных тренингов направлены на выработку умений и навыков открыто­го общения, ненавязчивого воздействия и позитивного отношения как к своим возможностям, так и партнера и достижение на этой основе облегчения процесса общения, стимулирования того поло­жительного, что заложено в каждом человеке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!