Ведение дневников психолого - педагогических наблюдений
( Методические рекомендации )
Наиболее удачной формой накопления материала о ходе развития ученика специальной школы является дневник психолого-педагогических наблюдений. Он собирает в себе информативный и аналитический материал о ходе и особенностях развития аномального ребенка.
Целенаправленное изучение личности ребенка может способствовать выбору и дифференциации приемов и методов работы с различными группами детей внутри класса, группы.
ВАЖНЫМ ПРИ ВЕДЕНИИ ДНЕВНИКА ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:
регулярность наблюдения ;
конкретно-обобщающий характер информации ;
использование наблюдения для планирования коррекционно-воспитательной работы с учеником.
Рекомендуется ведение дневников учителями общеобразовательных предметов, учителями труда, воспитателями.
Наблюдения воспитателей и учителей труда должны быть педагогически более ценными и систематическими, так как контакт этих педагогов с учащимися наиболее продолжителен.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА ПРОВОДИТСЯ УЧИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
Состояние органа чувств.
Особенности внимания.
Особенности восприятия и осмысления учебного материала.
Особенности запоминания и воспроизведения учебного материала.
Особенности речи.
Особенности усвоения учебного материала.
Успеваемость.
Особенности познавательных интересов.
Особенности личности.
Взаимоотношения в коллективе.
Особенности характера.
Отношение к школе.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
какие трудности возникают в процессе обучения и воспитания, как они преодолеваются.
на преодоление какого недостатка должна быть направлена в первую очередь усилия учителя.
на какие положительные качества личности учитель должен опираться.
какие корекционно-педагогические мероприятия должны быть проведены.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ В НАПРАВЛЕНИИ:
Готовность к труду, по профессии.
Готовность к коллективному труду.
Взаимоотношения в процессе труда.
Участие в индивидуальных формах соревнования.
Участие в коллективных формах соревнования.
Характер отношения к общественной собственности в процессе труда.
ВО ВНЕКЛАССНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА ПРЕДПОЛОГАЕТ:
1. Взаимоотношения в коллективе (способность к организованному поведению, к коллективным действиям, в условиях воспитательной группы, умение подчиняться воспитателю, требованиям коллектива, отношение к товарищам, и как они относятся к нему, отношение к младшим и старшим ученикам, отношение к нарушениям дисциплины, принадлежность к организации, степень участия в работе, отношение к обязанностям, умение влиять на других, умение руководить и подчиняться ).
2. Направленность личности и поведение (система рассуждений и взглядов об общественно-политических событиях в стране, городе, районе, патриотизме, стремлении быть полезными обществу. Выполнение правил поведения в школе, на улице, наличие чувства долга и ответственности, устойчивости навыков и привычек культурного поведения, их самостоятельном применении.
ИТОГОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧЕНИКОМ В ТЕЧЕНИИ ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (в дневниках психолого-педагогических наблюдений.)
Характеристика должна быть с доказательными выводами и оценками ученика.
Характеристика должна содержать анализ затруднений в обучении и воспитании школьника.
Характеристика отражает не только отрицательные, но и , в первую очередь, положительные черты личности ребенка.
В характеристике указываются возможности развития школьника и , в связи с этим, ставятся задачи на новый учебный год.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВКЛЮЧАЕТ : уровень усвоения программных требований, сформированности навыков учебного труда ; взаимоотношения с коллективом (положение в коллективе, отношение к товарищам, характер общения, привязанности ); направление личности и поведения :
а) основные нравственные качества и общественная направленность личности ;
б) отношение к труду, общественно-политическим событиям ;
в) навыки культурного поведения. Выполнение правил поведения, чувство долга и ответственности.
г) интересы, разнообразие их, устойчивость, осознанность, форма проявления, мотивы, формы работы с учеником по развитию интересов ;
д) особенности воли и характера, целенаправленность поступков и действий, основные черты характера (правдивость, прямота, искренность, доверие, простодушие, сдержанность, скромность, уверенность в себе).
Трудные черты характера (самолюбие, эгоизм, замкнутость, продолжительность переживаний, их неадекватность ).
Отношение собственному дефекту, прогнозирование собственного будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В заключении указываются основные черты личности, опираясь на которые можно проводить целенаправленную коррекционно-воспитательную работу с учеником. Отметить, основные трудности и удачные приемы. Отметить изменения, которые произошли с ребенком в процессе работы в течении года. Наметить основные направления коррекционной работы.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА. ведения дневника психолого-педагогического наблюдения
Виды деятельности ученика, в которых ведется наблюдение | Дата наблюдения | Характер проявлений ученика в конкретном виде деятельности | Проведение лечебных мероприятий | Результат проводимой с учеником работы |
| | | | |