СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ведение дневников психолого - педагогических наблюдений ( Методические рекомендации )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее удачной формой накопления материала о ходе развития ученика специальной школы является дневник психолого-педагогических наблюдений. Он собирает в себе информативный и аналитический материал о ходе и особенностях развития аномального ребенка

Просмотр содержимого документа
«Ведение дневников психолого - педагогических наблюдений ( Методические рекомендации )»

Ведение дневников психолого - педагогических наблюдений

( Методические рекомендации )


Наиболее удачной формой накопления материала о ходе развития ученика специальной школы является дневник психолого-педагогических наблюдений. Он собирает в себе информативный и аналитический материал о ходе и особенностях развития аномального ребенка.

Целенаправленное изучение личности ребенка может способствовать выбору и дифференциации приемов и методов работы с различными группами детей внутри класса, группы.

ВАЖНЫМ ПРИ ВЕДЕНИИ ДНЕВНИКА ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • регулярность наблюдения ;

  • конкретно-обобщающий характер информации ;

  • использование наблюдения для планирования коррекционно-воспитательной работы с учеником.

Рекомендуется ведение дневников учителями общеобразовательных предметов, учителями труда, воспитателями.

Наблюдения воспитателей и учителей труда должны быть педагогически более ценными и систематическими, так как контакт этих педагогов с учащимися наиболее продолжителен.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА ПРОВОДИТСЯ УЧИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

    1. Состояние органа чувств.

    2. Особенности внимания.

    3. Особенности восприятия и осмысления учебного материала.

    4. Особенности запоминания и воспроизведения учебного материала.

    5. Особенности речи.

    6. Особенности усвоения учебного материала.

    7. Успеваемость.

    8. Особенности познавательных интересов.

    9. Особенности личности.

    10. Взаимоотношения в коллективе.

    11. Особенности характера.

    12. Отношение к школе.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

  • какие трудности возникают в процессе обучения и воспитания, как они преодолеваются.

  • на преодоление какого недостатка должна быть направлена в первую очередь усилия учителя.

  • на какие положительные качества личности учитель должен опираться.

  • какие корекционно-педагогические мероприятия должны быть проведены.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА УЧИТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУ­ЧЕНИЯ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ В НАПРАВЛЕНИИ:

  • Потребность в труде.

  • Готовность к труду, по профессии.

  • Готовность к коллективному труду.

  • Взаимоотношения в процессе труда.

  • Участие в индивидуальных формах соревнования.

  • Участие в коллективных формах соревнования.

  • Характер отношения к общественной собственности в процессе труда.

ВО ВНЕКЛАССНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА ПРЕДПОЛОГАЕТ:

1. Взаимоотношения в коллективе (способность к организованному поведению, к коллективным действиям, в условиях воспитательной группы, умение подчиняться воспитателю, требованиям коллектива, отношение к товарищам, и как они относятся к нему, отношение к младшим и старшим ученикам, отношение к нарушениям дисциплины, принадлежность к организации, степень участия в работе, отношение к обязанностям, умение влиять на других, умение руководить и подчиняться ).

2. Направленность личности и поведение (система рассуждений и взглядов об общественно-политических событиях в стране, городе, районе, патриотизме, стремлении быть полезными обществу. Выполнение правил поведения в школе, на улице, наличие чувства долга и ответственности, устойчивости навыков и привычек культурного поведения, их самостоятельном применении.

ИТОГОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧЕНИКОМ В ТЕЧЕНИИ ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (в дневниках психолого-педагогических наблюдений.)

      1. Характеристика должна быть с доказательными выводами и оценками ученика.

      2. Характеристика должна содержать анализ затруднений в обучении и воспитании школьника.

      3. Характеристика отражает не только отрицательные, но и , в первую очередь, положительные черты личности ребенка.

      4. В характеристике указываются возможности развития школьника и , в связи с этим, ставятся задачи на новый учебный год.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВКЛЮЧАЕТ : уровень усвоения программных требований, сформированности навыков учебного труда ; взаимоотношения с коллективом (положение в коллективе, отношение к товарищам, характер общения, привязанности ); направление личности и поведения :

а) основные нравственные качества и общественная направленность личности ;

б) отношение к труду, общественно-политическим событиям ;

в) навыки культурного поведения. Выполнение правил поведения, чувство долга и ответственности.

г) интересы, разнообразие их, устойчивость, осознанность, форма проявления, мотивы, формы работы с учеником по развитию интересов ;

д) особенности воли и характера, целенаправленность поступков и действий, основные черты характера (правдивость, прямота, искренность, доверие, простодушие, сдержанность, скромность, уверенность в себе).

Трудные черты характера (самолюбие, эгоизм, замкнутость, продолжительность переживаний, их неадекватность ).

Отношение собственному дефекту, прогнозирование собственного будущего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В заключении указываются основные черты личности, опираясь на которые можно проводить целенаправленную коррекционно-воспитательную работу с учеником. Отметить, основные трудности и удачные приемы. Отметить изменения, которые произошли с ребенком в процессе работы в течении года. Наметить основные направления коррекционной работы.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА. ведения дневника психолого-педагогического наблюдения


Виды деятельности ученика, в которых ведется наблюдение

Дата наблюдения

Характер проявлений ученика в конкретном виде деятельности

Проведение лечебных мероприятий

Результат проводимой с учеником работы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!