МБОУ
Пичаевская средняя общеобразовательная школа имени В.П.Беляева
Внеклассное мероприятие ко дню недели математики и физики
Викторина «Физика - подружка»
7 класс
Подготовила:
Учитель физики МБОУ ПСОШ им.В.П.Беляева
Шемонаева С.Н.
2016г
Слайд 1.
"И преграды нас не остановят!
Новые миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад! "
Из песни школьников
Слайд 2. Цели и задачи мероприятия:
1.Показать использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики.
2. Заинтересовать учащихся изучением предмета физики.
3. Сформировать потребность к углублению и расширению знаний.
4. Воспитывать коммуникативные способности учащихся.
Слайд 3. План мероприятия: 1. организационный момент
2. разминка - загадки
3. узнай великих
4. Музыкальная
5. Мудрецы
6. Определи мой вес
7. Великие ученые
8. Назови и объясни
Учитель:
"Вам уже 13 лет, вы еще почти ничего не успели сделать. Вам предстоит запускать космические корабли к звездам, исследовать проблемы наследственности, раскрыть тайну рака...
Поэтому, вы должны научиться получать и собирать знания. Вы должны хотеть все знать. А к учебе должны относиться серьезно.
Не тратьте впустую годы - самые юные, самые плодотворные – это преступление! Во имя ваших будущих профессий и свершений - в бой за знания!"
Орг момент: Класс заранее разбит на две команды, в каждую из которых входят учащиеся с различной учебной мотивацией. Одни учащиеся готовят мини-сообщения об ученых физиках, другие учащиеся - презентации (портреты ученых, используя Интернет-ресурсы). Команды выбирают капитанов. За правильный ответ каждый игрок получает один балл. Присутствующие учителя – жюри.
Учитель: 2. КОНКУРС «ЗАГАДКИ»
1. «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКАМИ»
Загадка первая (слайд – 4,5)
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них. Подсказки:
1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
2. Данное изобретение используется и в мирных целях.
3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.
4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название «летающий огонь», или «огненный волан», а в середине XX в. — имя милой девушки.
5. Это изобретение — основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Загадка вторая (слайд – 6, 7)
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество? Подсказки:
1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
3. Его можно использовать для уменьшения трения.
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
5. Это вещество называют «соком жизни» на Земле.
(Ответ: вода.)
Загадка третья (слайд – 8, 9)
Что это? Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Ответ: компас)
Загадка четвертая (слайд – 10, 11)
1. Агрегат моментальной съёмки.
2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду скажет».
3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую поверхность.
4. Девчонки часто смотрятся в него.
5. Легко увидеть своё отражение.
(Ответ: зеркало)
2. «ЗАГАДКИ»- для учащихся, слабомотивированных на учебную деятельность (данные загадки учащиеся подбирают самостоятельно для команды соперников (задание с опережением)). Одновременно с загадками участникам команд предлагается решить задачи различной степени сложности.
Слайды 12-15
Загадка первая
На рояль он не похожий,
Но педаль имеет тоже,
Кто не трус и не трусиха,
Покатается он лихо,
У него мотора нет,
Его зовут …. (велосипед)
Задача. Мальчик на велосипеде, двигаясь прямолинейно, проехал 500 м за 4 мин. Определить путь велосипедиста.
Загадка вторая
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись не зевай,
Отправляется ….(трамвай)
Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5м/с, а следующие 600м со скоростью 10 м/с. Определите его среднюю скорость на всем пути.
Загадка третья
Крыльев нет, но эта птица,
Пролетит и прилунится
Чудо-птица, алый хвост,
Пролетела в стаю звезд,
Хороша, как чудо света
Что ж летит, ответь? (ракета)
Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000 м?
Загадка четвертая
Чтобы он тебя повез,
Ему не нужен овес,
Накорми его бензином
На копыта дай резину,
И тогда поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль)
Задача. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 10 м/с, а вторую половину со скоростью 15 м/с. Определить среднюю скорость на всем пути.
Учитель: Конкурс 3. «Узнай великих». В этом конкурсе нужно выбрать правильную фамилию и имя космонавтов.
Слайд 16-17
Христофор Колумб, Константин Циолковский, Николай Коперник, Юрий Гагарин
Алексей Леонов, Ферлин Магеллан, Джордано Бруно, Александр Можайсий
Галилео Галилей, Николай Миклухо-Маклай, Николай Жуковский, Валентина Терешкова
Учитель: конкурс 4. «Музыкальный» Прослушав фрагменты песен, ответьте на поставленные вопросы.
Слайд 18-20
О каком виде движения поется в этой песне? Дайте определение равномерного и неравномерного движения (звучит фрагмент песни «Голубой вагон»).
Почему в песне, и вообще, снег падает? Как определить силу тяжести, куда она направлена, в каких единицах измеряется? (звучит фрагмент песни «Такого снегопада…».
Прослушав песню, ответьте на вопросы: разве елки могут бежать? О каком физическом понятии здесь говорится? (звучит фрагмент песни «Зима раскрыла снежные объятья…».
Учитель: Молодцы, с этим заданием справились. А теперь пришло время 5 конкурса «Мудрецы». Объясните с точки зрения физики, следующие пословицы:
Слайд 21-23
баба с возу – кобыле легче ( ответ: когда лошади приходится вести телегу с бабой, она затрачивает силу и на вес телеги и на вес бабы. Без бабы давление и вес тела меньше, а значит лошади вести телегу легче).
Не подмажешь – не поедешь. (ответ: при смазке трение уменьшается, и легче становится ехать).
Где тонко, там и рвется ( в результате деформации растяжения, увеличивается расстояние между молекулами, притяжение уменьшается, а силы отталкивания между молекулами увеличиваются и нить обрывается)
Учитель: Мы приступаем к выполнению следующего задания – 6 конкурс «Определи мой вес». Учащимся предлагается определить вес яблока, длину комнаты, объем налитой в стакан воды. Сначала ученики говорят сколько они думают., а потом с помощью предложенных измерительных приборов, измеряют.
Учитель: Молодцы, задание выполнили. А сейчас мы совершим экскурсию и познакомимся с выдающимися учеными физиками. Имена некоторых из них вам уже знакомы. А после мы выслушаем мини-сообщение об этих ученых.
Слайд - 24. (Портрет Галилео Галилея)
Быстрей ли то падает, что тяжелей? И это проверить решил…
Великий итальянский ученый Г.Галилей после окончания университета занялся исследованиями в области механики и астрономии. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции. Главное достижение ученого в области оптики – создание оптической трубы (одного из первых телескопов). Ученый обессмертил свое имя рядом астрономических открытий, сделанных с помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера.
Слайд – 25 (Портрет Исаака Ньютона)
молодой человек двадцати трех лет сидел в фруктовом саду родительского замка и раздумывал, … яблоко, говорят, упало перед ним.
Однажды вечером в 1665 году молодой человек двадцати трех лет сидел в фруктовом саду родительского замка и раздумывал. Среди тишины вечера яблоко, говорят, упало перед ним. Этот факт, такой простой, который мог бы пройти незамеченным для всех других, поражает и возбуждает его внимание. Луна видна на небе. Молодой человек принимается размышлять о природе той единственной силы, которая толкает тела к Земле; он наивно спрашивает себя: почему Луна не падает? Думая об этом, он приходит к одному из наиболее прекрасных открытий, которыми может гордиться человеческий ум».
Исаак Ньютон – великий физик, открывший закон всемирного тяготения.
Слайд – 26 (Портрет Архимеда)
По легенде, ему принадлежит возглас «ЭВРИКА!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
Этот ученый жил в Сиракузах, на острове Сицилия. Великий инженер и конструктор своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. Он помог своему царю Гиерону избежать обмана. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
Учитель: Я буду по очереди показывать каждой команде: линейку, рулетку, циркуль, секундомер, транспортир, весы, термометр, химическую горелку, барометр, пробирку, бинокль, компас, микроскоп, динамометр, манометр. Учащиеся должны назвать прибор и объяснить его предназначение.
Учитель: Теперь очередь настала жюри, которая следила за вашими ответами и выставляла оценки. Жюри подводит итоги. Награждение команд.
Заключительное слово учителя:
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.
Учитель: Спасибо всем!!!