Тема: «В гостях у сказки».
Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям.
Оборудование: На доске силуэты сказочных героев; грамзаписи песни «Голубой вагон» , песен мультфильмов ; плакат со словами : «Сказка- ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок» ( А. С. Пушкин ); на полочках выставлены сказки( русские, народные, литературные), рисунки детей к сказкам.
Дети в сказочных костюмах.
Задачи:
Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказочных книгах.
Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.
Использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность и удовольствие от игры-занятия.
Формировать умение самостоятельно и в группе работать на занятии.
Методы обучения: словесные, наглядные
Формы: групповая, фронтальная, коллективная
Технологии: педагогическое сотрудничество, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку
Ход занятия:
- Дорогие мои! Я знаю, вы любите игры, песни, загадки. А сказки?
-Да
- А почему вы любите слушать и читать сказки?
-В сказках разные чудеса.
Хорошие люди добиваются всего , плохие- наказываются.
-Добро побеждает зло.
Конечно, нет ничего интереснее сказки.
И вот сегодня мы вспомним любимые сказки.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши любимые сказки.
Сказки пришли к нам из глубокой древности.
Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Звучит музыка «Голубой вагон». На фоне музыки ученик читает стихотворение Ф. Кривина « О чём – то скрипит половица»
- «О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…»
-Сколько сказочных героев! Мне очень хотелось, чтобы вы представили своего героя. Из какой сказки? (Ответы детей)
-Чем же сказка отличается от другого произведения?
_В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения.
-Что вы больше всего любите в сказках?
-Доброту, смелость , честность.
-Кто сочиняет сказки?
-Сочиняют сказки народ и писатели.
-А как называются сказки, которые сочинил народ?
-Народными.
-В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много Это и украинские сказки народов Севера, татарские сказки и др. А кто может рассказать любую народную сказку?
_А как называются сказки, которые написали писатели?
А сейчас посмотрим ,кто самый находчивый и начитанный.
Конкурс 1
В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению) Слайд № 3
Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева) Слайд № 4
Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка) Слайд № 5
Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин) Слайд № 6
В каких сказках рыбы исполняли желания? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению») Слайд № 7
Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор) Слайд № 8
Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух) Слайд № 9
Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело) Слайд № 10
В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли) Слайд № 11
Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье) Слайд № 12
Баба- Яга приготовила следующие задания:
Конкурс 2 «Угадай сказку». Назовите сказку по отрывку из её текста или ответьте на вопрос.
Молодцы! В следующем конкурсе участники должны угадать название сказки (Слайд № 15)
«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
(«Красная Шапочка»)
«Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице».
(«Золушка»)
«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
(«Дюймовочка»)
«Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»
(«Царевна-лягушка»)
«Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
(«По щучьему велению»)
«Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
(«Снегурочка»)
Вы отлично справились с заданием. А теперь физкультминутка.
Физкультминутка
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Задание 3. «Собери картинку».
Командам даётся картинка с изображением сказки в разрезанном виде. Задача игроков: как можно быстрее собрать картинку, угадать название сказки («Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «Снежная королева»).
Конкурс 4. « Назови, чей предмет».
Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам. Показываем предмет из сундука, а группы по очереди называют сказку.
1. Ключ- «Золотой ключ или приключения Буратино».
2. Деревянная ложка («Жихарка», «Три медведя»)
3. Зайчик («Колобок», «Лиса и заяц», «Заяц-хваста», «Теремок»)
4. Зеркало («Сказка о мёртвой царевне …», «Снежная королева»)
5. Игла («Царевна-лягушка», «Храбрый портняжка»)
6. Кольцо («Двенадцать месяцев», «Волшебное колечко»)
7. Корова («Хаврошечка», «Каникулы в Простоквашино»)
8. Кувшин («Лиса и журавль», «Дудочка и кувшинчик»)
9. Рыба («Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению», «Златовласка»)
10. Утка («Серая шейка», «Хромая уточка», «Лягушка-путешественница»)
11. Яблоко («Сказка о мёртвой царевне …», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Молодильные яблоки»)
12. Яйцо («Курочка Ряба», «Царевна-лягушка»)
Молодцы, ребята. Вы правильно назвали все сказки.
Воспитатель: Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.
Дети! Вы все любите сказку? А какие сказки вы знаете? Дети называют сказки, коротко рассказывают о них. Сейчас вы посмотрите сказку. Подумайте, чему учит эта сказка. Если вы скажете правильно, мы с вами продолжим путешествие. Звуковой диафильм «Мороз Иванович».
Молодцы, ребята, вы правильно объяснили сказку.
Конкурс 5 «Инсценировка». Посмотрите, Незнайка принес нам такое интересное задание.
Инсценировка сказки «Репка»
Воспитатель: Посадил дед репку,
Выросла репка большая.
Стал дед ее тянуть.
Да не тянется ничуть
Тогда бабу стал он звать.
Дед: Иди бабка помогать
Воспитатель: Тянут вместе вот беда.
Ни туда и ни сюда.
Баба стала внучку звать.
Баба: Иди внучка помогать
Воспитатель: Тянут вместе вот беда.
Ни туда и ни сюда.
Внучка стала Жучку звать.
Внучка: Иди Жучка помогать.
Воспитатель: Жучка быстренько бежит, ну а репонька сидит.
Стала Жучка кошку звать
Жучка: Иди кошка помогать.
Воспитатель: Прибежала кошка. Все тянут репку, та в земле.
Кошка: Мышка, мышка приходи. Тянуть репку помоги.
Воспитатель: Мышка быстренько пришла. Хвостик репки нашла.
Потянули — раз, два, три. Вот какая, посмотри.
(дети садятся). Вот и возвратили мы нашу репку в сказку.
- Ребята, вам понравилась инсценировка?
- А кто понравился больше?
Вот и закончилось наше путешествие в сказку!
У вас на столах лежат кружки трех цветов:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
(Михалков С.В.)
Звучит музыка «Голубой вагон» и дети исполняют песню.
8