СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  изучения нового материала.Сопровождается презентацией. 

Просмотр содержимого документа
«Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Шарыповский многопрофильный колледж»



Комбинированный урок изучения нового материала и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Влажность воздуха.

Способы определения влажности воздуха.

Провела: Веселкова Г.В.
преподаватель физики

гр.15-22





г. Шарыпово 2022 год


Цель урока:

сформировать представление о влажности воздуха, методах её измерения и значении влажности в жизни и деятельности человека.


Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать понятие об абсолютной и относительной влажности воздуха;

  • систематизировать информацию путем составления опорного конспекта;

  • рассмотреть формулу для расчета относительной влажности;

  • изучить приборы для определения относительной влажности воздуха:

волосной гигрометр, гигрометр психрометрический;

  • продемонстрировать практическое применение прибора для определения влажности – проанализировать влажность в учебной аудитории;

  • рассмотреть значение влажности в жизни и деятельности человека и на различных производствах;

  • показать значение влажности воздуха в будущей профессии, влияние на строительные материалы и строительные конструкции (профессионалитет);

  • формировать интерес обучающихся к изучению физики;

  • формировать умение работать в парах.


Развивающие:

- cпособствовать расширению кругозора обучающихся, повышению их интеллекта;

- способствовать развитию самостоятельной познавательной активности, обогащению словарного запаса;

- расширять кругозор в рамках междисциплинарной связь физики с другими предметами (географией, литературой, экологией);

- развивать умение анализировать полученную информацию;

Воспитательные:

  • экологическое воспитание учащихся на примере значения влажности воздуха в различных областях промышленности и быту;

  • формирования научного мировоззрения;

  • воспитание устойчивого интереса к предмету;

  • привитие положительного отношения к знаниям



Планируемые результаты

В результате обучающийся:

  • узнает, как вычислять влажность;

  • умеет пользоваться психрометром;

  • имеет представление о значении влажности в жизни человека.

  • В результате обучающийся получает возможность

научиться определять влажность воздуха.

Оборудование: ноутбук, телевизор, гигрометр, презентация, опорный конспект, психрометрическая таблица, учебник.

Предварительная подготовка:

Заранее до урока среди обучающихся назначаются «строитель», «косметолог», «врач», «агроном», «эколог», «психолог», которым поручается подготовить сообщение на тему: «Влажность воздуха в моей профессии».

Оформление доски: Записывается дата, заготовка опорного конспекта, такая же как и у каждого уч-ся (заполняется по ходу урока).

Ход урока.

1.Организационный момент.(1 мин)

Учитель: Добрый день! Прошу отключить телефоны. Девочки сели, мальчики сели. Староста группы список отсутствующих.

Проблемный вопрос: А знаете ли вы, что общего у пустыни и городской квартиры? (в зимнее время)

На этот вопрос вы сможете ответить, если будете предельно внимательны на уроке.


II. Повторение изученного материала (9 мин)


А) Работа с ОК (4 мин)

- Давайте обратимся к опорному конспекту и повторим тему прошлого урока: «Строение газообразных, жидких и твердых тел»


- Работаем совместно по ОК. Первый ряд готовит информацию о строении газов,

второй – о строении жидкостей, третий – о строении твердых тел.


Б) Ответы н вопросы (2 мин)




  1. Какими способами можно конденсировать пар?

  2. Какой пар называется насыщенным?

  3. Процесс парообразования изнутри жидкости называется _____

  4. Зависит ли температура кипения от внешнего давления?


(Выслушиваются и обсуждаются ответы)

В) Работа с тестом (3 мин)

Взаимопроверка

Учитель: Домашнее задание повторили, оценки получили, вы хорошо работали – большие молодцы!

3. Подготовка к восприятию нового материала.(1 мин)

Учитель: Есть такой вредный совет: «Дети, не учите физику в школе, и мир для вас будет полон чудес и волшебства». сегодня мы не будем следовать этому совету. Так жили древние люди.

Вот и мы тоже постараемся добраться до истины.

Учитель: Если и есть что-то на свете, что представляет интерес для всех, то это, вероятно, погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. В зависимости от погоды мы решаем, поехать ли на пикник, пойти ли на каток, взять ли с собой зонт или оставить дома. По климату можно судить, какую одежду носят люди, что они едят и в каких жилищах живут. В зависимости от погоды каникулы могут быть очень приятными или неудачными. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения.


Итак, сегодня мы будем говорить о погоде.


4. Изучение нового материала (15 минут)


Учитель: Перед вами на столах лежит заготовка схемы опорного конспекта.

Наша задача по ходу изучения нового материала заполнить эту схему. При этом тему урока вы определите сами, если будите, внимательны и правильно выполните все задания.



Хочется отметить, что явления природы, которые мы сегодня рассмотрим, настолько красивы и загадочны, что часто воспевались и воспеваются современными поэтами и писателями, в чем мы сегодня и убедимся.


Итак, первое задание: посмотрите внимательно на экран и узнайте явление природы.

(учитель показывает слайды с изображением облаков.) Что объединяет эти сюжеты?



Учащиеся Облака


Учитель. Какие виды облаков вы знаете? (Уч-ся перечисляют, учитель демонстрирует.)



Итак, в конспект запишем слово…облака.


Учитель: Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый…Что это?



Учащиеся. Дождь.

(демонстрация слайдов с дождём, запись слова в конспекте, а уч-ся в свои схемы)

Учитель: «…Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…»

Учащиеся: «…Снег лежит».



Учитель. Кто написал это стихотворение и как оно называется?

Учащиеся: Александр Сергеевич Пушкин. «Зимнее утро».

(учитель демонстрирует слайды, делает запись в конспекте, уч-ся ту же запись в своих О.К.)


Учитель. «…Приди на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымится прохлада».

Это строки из стихотворения Константина Больмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь?

Учащиеся. О тумане.

( учитель и учащиеся делают запись в О.К.)


Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне. Автор М. Ю. Лермонтов


Лермонтов написал это стихотворение в 1841 году за 2 недели до гибели


Учитель. Сейчас вы, конечно, сразу догадаетесь, о каком явлении пойдет речь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым в его произведении «Какая бывает роса на траве»: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.

Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами:- и желтым, и красным и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …»



Учащиеся. …Роса!

Учитель (продолжает цитату): «…капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце,…» Какое сравнение подобрал автор для росы?

Учащиеся. Алмазы. А ещё росу сравнивают с бриллиантами, жемчугом.

Учитель. Правильно. Их роднит игра света. (Демонстрация росы и камней, запись в О.К.)




Учитель. « Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром…»

Кто написал это стихотворение? Про что оно?

Учащиеся. Это стихотворение об инее. Написал его Сергей Есенин. «Белая берёза».


(учитель демонстрирует слайд березки в инее, делают с уч-ся запись в О.К.)

Обучающийся читает стихотворение


Учитель. Следующий вопрос ( на слайде). Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали её вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она?

Учащиеся. Радуга.



Демонстрация слайда радуги. Запись в О.К


.


Как образуется радуга?

(Выслушиваются ответы обучающихся)


А теперь ответьте на основной вопрос: что объединяет все эти явления?




Обуч-ся высказывают свои предположения. И обязательно кто-то из них догадается, что все эти явления объединяет вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха.

Учитель. Итак, тема нашего урока – ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА.

(Записывает на доске, учащиеся - в тетради, дату и тему урока)

5. Целеполагание (1 мин)

Итак, наша задача ответить на вопросы (вопросы на слайде):


6. Систематизация знаний (15 мин)

Учитель.

Давайте запишем, что такое влажность воздуха.


Запись в тетрадях


Учитель. А как вы думаете, какова причина появления водяного пара в воздухе?

Учащиеся. Парообразование. (Испарение, кипение)

Учитель. Какой вид парообразования вносит больший вклад в появление водяного пара в атмосфере? Кипение или испарение?

Учащиеся. Испарение.

Учитель. Верно. Давайте вспомним, как оно происходит и от чего зависит скорость испарения.(выслушиваются ответы обучающихся)

Учитель: Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов -78% - азот, 21% – кислород, аргон, углекислый газ, гелий, водород и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое атмосферным воздухом на находящиеся в нём тела. В том числе и пары воды.

Поэтому влажность характеризуется таким понятием, как парциальное давление

Запись в тетрадях

Влажность бывает абсолютная и относительная (запись в ОК)

Запись в тетрадях


Как раз относительная влажность дает нам представление о насыщении воздуха водяным паром. О ней и будем говорить.

Учитель: Итак, в каких единицах измеряется влажность? В%

Запись в тетрадях: Относительная влажность - это отношение парциального давления P к давлению насыщенного пара P0 при той же температуре. Измеряется в %. Нормальной считается влажность 40% - 60 %.



Сообщения обучающихся - Значение влажности


Учитель: Но так ли это важно, знать влажность воздуха?

Сегодня я пригласила к нам на урок работников некоторых профессий и попросила их ответить на вопрос: Какое влияние оказывает влажность воздуха на нас и окружающую среду? Послушаем их ответы.

Сообщения учащихся:

  1. Косметолог

  2. Эколог

  3. Метеоролог

(1 мин)

  1. Врач )

Учитель. А ещё на что влияет влажность? Прочитайте в учебнике абзац «Значение влажности»

Учащиеся. На самочувствие человека. (Записывают в О.К.)

Учитель. Где нужно учитывать влажность воздуха? (учащиеся предлагают версии и записывают в О.К.)

Демонстрация принципа действия гигрометра психрометрического (5 мин)

Ещё Д.И. Менделеев говорил: «Наука начинается там, где начинают измерять».

Прибор для измерения влажности называется гигрометр психрометрический (учитель демонстрирует прибор). В переводе с греческого «психрос» - холодный. Он состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остаётся сухим, и он показывает температуру воздуха. Резервуар другого - окружён полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем медленнее идёт испарение и тем более высокую температуру показывает термометр (влажный). При относительной влажности 100%, вода вообще не будет испаряться и показания обоих термометров будут одинаковы. По разности температур этих термометров с помощью специальных таблиц можно определить влажность воздуха. Наиболее благоприятной для человека относительной влажностью считается 40 – 60 %.

Измеряем влажность в классе, анализируем.

Вернёмся к конспекту. Запишите название прибора, с помощью которого определяют относительную влажность. Есть и другие приборы.


7.Закрепление изученного материала. (2 мин)


Практическая работа: Давайте, определим влажность воздуха в классной комнате. Для тренировки определите значение относительной влажности для следующих показаний термометра: tсух=18°С, tвл=8°С; tсух=26°С, tвл=25°С.

Учащиеся выполняют действия. Учитель записывает на доске: φ=20%, φ=92%. Каков ваш прогноз погоды для каждого значения влажности?

Учащиеся. В первом случае - осадков не будет, во втором - в ближайшем будущем осадки вероятны.


Давайте подведем итоги урока. Возвращаемся к ОК и комментируем его заполнение.



- Попробуйте объяснить народную примету с точки зрения физики. Например: соль мокнет - к дождю. Почему?

- Кто даст объяснение: почему запотевают очки, когда человек входит с мороза в комнату?

8.Рефлексия ( 2мин)

Учитель:

  1. Вы помните, какой вопрос я задавала вначале урока? (общее между пустыней и городской квартирой в том, что и там и там влжность порядка 20-25 %)

  2. Ребята, ведь не только поэты могут писать стихи, но и мы с вами тоже. Давайте выскажем свое мнение и напишем пятистишье нерифмованное по теме «Влажность»


Влажность.

Измеряемая, зависимая.

Увеличивается, уменьшается, изменяется

Важна в жизни человека

Величина»


Влажность.

Абсолютная , относительная.

Вредит, помогает, очищает.

Влажность играет большую роль.

Водяной пар.


9. Оценки за урок (1 мин)

10. Домашнее задание.(1 мин)

Учитель. Заполнить таблицу

Подготовить сообщение на тему: народные приметы о влажности воздуха


Д\З заполнить таблицу

Влажность воздуха

Характеристики влажности воздуха

Буквенные

обозначения

Единицы измерения

Формула

Прибор

1.Относительная влажность воздуха





2.Давление насыщенного пара





3.Абсолюная влажность воздуха






https://wordwall.net/ru/resource/30988860/рефлексия-колесо#


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!