Влияние характера водителя на управление транспортным средством.
Для каждого типа свойственны определенные черты, которые позволяют предугадать поведение человека. Если это «астено-невротический тип», то он закатит скандал, если ему не уступят дорогу, а «гипертимный тип», скорее всего, махнет рукой, и объедет препятствие. Характер человека раскрывается в сложных ситуациях, но порой достаточно и повседневных ситуаций для того чтобы увидеть как меняется поведение человека, например за рулем автомобиля. Автомобилисты – народ разный, на дорогах может всякое случиться. Стиль вождения гонщика «гипертима», и впавшего в отчаяние «астеника» будет отличаться. Лихач «гипертим», стремящийся быть первым, – авантюрист, переоценивая свои силы и возможности с необоснованным оптимизмом, может стать причиной серьезных происшествий. Неоправданный риск и переоцененные возможности «гипертим» пойдет на обгон, проскочит на «желтый», превысит скорость. Однажды все это закончится трагедией для него и окружающих. Склонность к лидерству – это отлично, однако лидировать лучше, не рискуя жизнями, не только своей, но и чужими. В отличие от легкомысленного «гипертима», дистимический тип достаточно серьезен и пессимистичен, подвержен грусти, пассивен и необщителен. За рулем он собран, хотя и несколько медлителен. Он старается избегать бурной деятельности и конфликтных ситуаций. Все это его утомляет, он избегает их. Стоять в пробке для него не проблема, он никуда не спешит.
«Циклоиды» обладают сразу двумя типами, но в разные временные рамки. Этот тип акцентуации может плавно перетекать из «гипертима» в «дистим», чередование фазы хорошего настроения и фазы плохого в различные периоды. Сегодня они энергичны и полны сил, завтра они теряют жизненные силы. Как правило они непредсказуемы и противоречивы. Поведение водителя порой выходит за рамки понимания, в последний момент он вместо правого поворота повернет налево. Такой водитель может быть собран и серьезен или склонен к риску. Все будет зависеть от фазы, подъема или спада, в которой он находится. На подъеме от перевозбуждения они могут быть склонные к агрессии, могут нахамить, нецензурно браниться. Вспышки гнева часты и неадекватны. За рулем возбудимые постоянно на взводе, часто желают не угодившим им водителям всяческих бед, бранятся, не учитывая тот факт, что объект все равно не слышит их. Могут ввязаться в драку.
Педантичный тип аккуратен и точен, серьезен и надежен во всем, за что берется. Поэтому за рулем он осторожен, не склонен к риску, ведет себя сдержанно, серьезно, с осознанием возложенной на него ответственности.
Тревожный и эмотивный типы чувствительно относятся к критике, самокритичны и исполнительны, однако тревожный тип часто сомневается по поводу принятых решений, боязлив и мнителен. За рулем в проблемных ситуациях тревожный тип часто теряется, а эмотивный глубоко переживает даже малейшую неудачу и не способен отстоять свои интересы в случае конфликта с возбудимым типом.
Демонстративный тип похож на гипертимный стремлением к лидерству. Поставленной цели способен добиваться любой ценой, не гнушаясь ложью, хвастовством. Там, где «гипертим» махнет рукой, демонстративный закатит истерику. Демонстративному чужд самоконтроль. Часто ведет себя необузданно, что может привести к весьма нежелательным последствиям на дороге.
Экзальтированный – паникер, подвержен отчаянию, в то время как интровертированный тип эмоционально холоден и замкнут, у него твердые убеждения. Если экзальтированный или демонстративный усядутся за руль в нетрезвом виде, то интровертированный этого не сделает, у него все обдуманно и принципиально, он не играет на публику и терпеть не может истерик, призванных привлечь внимание.
Конформный тип подвержен чужому влиянию, посему не стремится к обдумыванию своих поступков. Пусть думает кто-то другой, а конформный будет веселиться до упаду. Если рядом не найдется никого, кто отберет ключи, он способен усесться за руль в нетрезвом виде. На дорогах представляет определенную опасность, будучи подвержен чужому влиянию, не совсем осознает ответственность, не в состоянии оценить последствия поступков. Акцентуация – не оправдание, но повод меняться