ГККП «Детский сад» «Арай»
Хамитовой Ларисы Юрьевны
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
с использованием в работе приемов мнемотехники»
ГККП «Детский сад» «Арай»
Задачи мнемотехники:
- Развитие всех видов памяти.
- Развитие логического мышления.
- Развитие образного мышления.
- Воспитание связной речи; - Внедрение технологии «Мнемотехника» в образовательный процесс.
- Формирование интонационной выразительности речи.
– Создание картотеки «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.
Актуальность
Использование наглядного моделирования:
вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
ГККП «Детский сад» «Арай»
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в комбинировании современных и традиционных методик, технологий по формированию связной речи у детей дошкольного возраста; использование схем и таблиц изготовленных самостоятельно.
ГККП «Детский сад» «Арай»
Работа с мнемоквадратами
ГККП «Детский сад» «Арай»
Работа с мнемодорожками
ГККП «Детский сад» «Арай»
Работа с мнемотаблицами
Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
ГККП «Детский сад» «Арай»
Сочиняем сказки
Составление описательного рассказа «Знакомьтесь: наш детский сад»
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении .
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
- Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Дидактическая игра «Что взять на прогулку?».
Предлагаю «пойти» на прогулку зимой (летом). Дети выбирают только зимние (летние) предметы. Задаю вопросы: «Почему взял лыжи, санки?» «Почему не взял куклу?» Ребенок объясняет, что это зимняя прогулка. Куклу мы возьмем летом.
Игра «Отгадай, какое время года?»
Содержание игры: детям предлагаются мнемодорожки: ребенок определяет время года и составляет по мнемодорожке короткий описательный рассказ.
Игра «Угадай животное»
Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное, после чего предлагается составить связный рассказ об этом животном.
Игра «Какая сказка спряталась?»
Содержание работы:
1. Узнать сказку по главным героям;
2. Вспомнить содержание сказки;
3. Рассказать сказку по мнемотаблице.
Игры с разрезанными мнемотаблицами
-восстановить последовательность картинок по памяти и составить рассказ;
-отобрать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
-определить, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
-найти лишнюю картинку;
-найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
-«распутать» два события (предъявлялись две разрезанные мнемотаблицы).
Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»
Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Вывод
Использование мнемотаблиц облегчает процесс освоения связной речи и помогает достичь следующих результатов:
Совершенствуется монологическая речь.
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, нам в развитии речи дошкольника.
ГККП «Детский сад» «Арай» Методические пособия
Свидетельства
Спасибо за внимание