Доклад
Влияние воспитательного компонента на подготовку специалиста
Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в филиале идет по двум направлениям:
через учебный процесс – во время аудиторных занятий;
через внеаудиторную работу – в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.
Целью воспитания студентов в Макушинском многопрофильном филиале ГБПОУ «КБМК» является создание условий для всестороннего развития и самореализации личности, а также формирование профессионально значимых компетенций медицинского работника
В ходе профессионального воспитания, по мере приобщения к профессии, решается целый ряд взаимосвязанных задач:
- формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
- воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;
- формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
- формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с имиджем профессии и авторитетом.
Для решения задач профессионального воспитания студентов необходимо:
- формировать личность студента в процессе включения его в практическую деятельность;
- стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;
- открывать перспективу роста студента, опираясь на положительные качества его личности;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;
Важнейшее значение имеет специально-профессиональный аспект при профессиональном воспитании. Основным содержанием его является следующее:
- раскрытие социокультурного потенциала данной профессии и приобщение к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры;
- ознакомление с имеющимся профессиональным опытом и традициями в данной области труда;
- раскрытие экономического, экологического, нравственного и эстетического аспектов профессионального труда;
- ознакомление студентов с профессиональной этикой и воспитание у них культуры труда и профессиональной культуры;
- приобщение студентов к профессиональным ролям.
С этой целью проводятся конкурсы профмастерства, разного уровня, где участвуют наши студенты. Кураторами групп проводятся классные часы
«Моя профессия», прошел конкурс рисунков « Моя профессия – шаг в будущее».
При воспитании конкурентоспособного выпускника филиал должен сформировать у каждого студента:
- систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;
- высокую нравственность и этику трудовой деятельности;
- высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;
- осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;
- индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;
- экологическую ответственность;
- активный интерес к избранной профессии;
- организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.
Совокупность всех формы деятельности филиала ориентирована на обобщенный результат: создание условий для формирования и развития профессионально значимых качеств будущего специалиста. На сформированность у выпускника данных качеств, в процессе профессиональной подготовки оказывают влияние процессы профессионального воспитания и профессионального обучения. Управление данными процессами предполагает совокупность множества мероприятий, в том числе: применение новейших образовательно-воспитательных технологий в образовательном процессе, разработку современных форм и методов внеаудиторной воспитательной деятельности.
Модель воспитания в профессиональном образовании – это конкретный образ системы воспитания в образовательном учреждении, которая ориентирована на формирование таких профессионально-личностных качеств и способностей человека, которые будут необходимы будущему специалисту. При этом особое внимание должно уделяться активной позиции субъектов воспитания при формировании культурно-нравственных ценностей, физического воспитания, активной жизненной позиции.
Так культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
В развитии личности студента большое место занимает работа над собой,
физическое воспитание, которое дает результаты только при активном стремлении студента к самовоспитанию и совершенствованию. Регулярное участие в спортивно-массовых мероприятиях в течение всего периода обучения способствует формированию и совершенствованию таких важных профессиональных качеств, как общая выносливость, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, инициативность, коммуникабельность.
Личностные свойства, приобретенные на спортивных соревнованиях, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и спортивно значимые качества влияют на формирование эстетических представлений и потребностей студента.
В результате культурно-нравственного воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, интеллигентность, высокие эмоционально-волевые и физические качества.
Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, традиции, сложившиеся в филиале.
Основами системы воспитания являются гуманизация и гуманитаризация обривания, демократизация жизни колледжа, развитие системы внеаудиторной работы со студентами и студенческого самоуправления.
Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, социальную защиту; на развитие и проявление его способностей, индивидуальности, а под гуманитаризацией – научные средства для обеспечения гуманизации.
Гуманизация ставит личность человека в центр воспитательного процесса как его основную цель. При этом кардинальные изменения гуманистического воспитания студентов возможны, если будут выполнены следующие требования:
- повышена гуманистическая направленность преподавания всех дисциплин учебного плана;
- утвержден индивидуальный подход к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;
- повышена роль воспитательного воздействия студенческого коллектива и органов системы студенческого самоуправления.
Демократизация – главнейшее условие воспитания у молодых людей навыков участия в управлении, включающее соуправление и самоуправление в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуга.
Участие студентов во внеучебной деятельности в филиале создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития и самореализации личности, приобретения организаторских и управленческих навыков.
Развитие внеаудиторной воспитательной работы в филиале осуществляется по следующим основным направлениям:
- привлечение студентов к научно-исследовательской работе;
- организация досуга студентов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- адаптация студентов младших курсов к учебному процессу;
- воспитательная работа в общежитии;
- формирование здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения в молодежной среде;
- патриотическое воспитание.
Одной из важнейших задач подготовки медицинских специалистов среднего звена является развитие у них познавательной активности, творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых знаний, культуре познавательной деятельности. Этому способствуют кружки, которые работают в филиале, участие в олимпиадах, конкурсах научно-исследовательская работа студентов, которая приводит к обогащению исследовательского опыта, личностного и профессионального самоопределения студентов. Благодаря этому:
- создаются предпосылки для воспитания, формирования и самореализации личностных творческих способностей студентов;
расширяется теоретический кругозор, эрудиция студентов;
Важная и ответственная роль в воспитании студентов отводится кураторам групп 1– 2-х курсов, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в филиале, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей.
- изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способностей и индивидуальных особенностей;
- планирование программы воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков студентов, помощь студентам в избрании старосты группы, а также представителей студенческого актива в органы студенческого самоуправления;
- изучение социально-психологического климата в студенческой группе, выявление и анализ причин возникновения той или иной ситуации, создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
- обеспечение воспитательной деятельности посредством участия в групповых, общефилиальных воспитательных мероприятиях.
Формирование студенческого самоуправления является тоже одним из методов подготовки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций.
Студенческое самоуправление – инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.
Главными задачами системы студенческого самоуправления являются:
1) формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности;
2) воспитание у студентов чувства хозяина в своем филиале, уважение к российским законам, нормам нравственности и правилам общежития;
3) организация системы контроля за учебной дисциплиной, своевременное применение мер общественного и дисциплинарного воздействия к нарушителям;
4) организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива;
Показателями эффективности социального развития личности студента являются:
- инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в профессиональной и гражданской активности;
- умение подходить к оценке общественных явлений с четких гуманистических и демократических позиций;
- внутреннее осознание долга, внутренняя система тех норм сознания, поведения, деятельности, которые позволяют регулировать направленность жизнедеятельности в соответствии с избранной жизненной программой, принципами и интересами, стремление отдавать приоритет общественному содержанию в структуре внутреннего долга; ответственное отношение к своим обязанностям, своему общественному долгу, призванию и назначению;
- деловые качества: единство слова и дела; система познавательных и творческих способностей, самостоятельность и продуктивность; гармоническое единство в проявлении профессионального мастерства, научно-исследовательских, и организаторских способностей, умения доводить до конца начатое дело; умение устанавливать нормальные взаимоотношения с членами коллектива; способность отстаивать до конца принципиальную общественно значимую позицию; способность к критике и самокритике;
Все перечисленные показатели эффективности развития личности каждого выпускника позволяют определить эффективность воспитательной работы филиала по профессиональной подготовке, что в современном понятии представляет основу конкурентоспособного выпускника, и отражает процесс овладения компетенциями (знаниями, умениями, навыками), которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности.