УМО преподавателей физики территориального образовательного округа Горловка-1
Преподавание физики и астрономии в 2016-2017 уч.г.
Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе
Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе
Подготовила: Баркова И.С., преподаватель ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»
Методологической основой Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг., утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР
№ 325 от 17 июля 2015 года, являются компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся, таких, например, как:
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Основные цели III ступени среднего общего образования:
формирование у обучающихся ценностей национальной и общечеловеческой культуры, мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания;
формирование систематизированного представления
о мире, об обществе и о человеке;
формирование готовности к непрерывному образованию, производительному труду, созидательному и ответственному участию в жизни семьи, общества и государства;
3
развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов обучающихся.
Основные задачи III ступени среднего общего образования:
обеспечение должного уровня общеобразовательной подготовки обучающихся, удовлетворение их образовательных запросов в соответствии с профессиональными намерениями, интересами и способностями;
1
предоставление учащимся равных возможностей выбора факультативных занятий;
2
создание условий для профессиональной подготовки и получения обучающимися соответствующей профессии рабочего (служащего);
3
создание условий для овладения обучающимися различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности, формирования готовности к продолжению образования;
4
обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в общеобразовательных организациях, организациях, обеспечивающих получение среднего профессионального и высшего профессионального образования.
5
Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Физика, как учебная дисциплина, формирует первичные представления о современной картине мира, способна развивать познавательные интересы и творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения.
Внеаудиторная работа по физике
Внеаудиторная работа – это образовательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом преподавателей и студентов на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, цель которого – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублять и расширять знания, удовлетворять и обеспечивать разумный отдых.
Что такое внеаудиторное мероприятие?
Ответ на этот вопрос уже содержится в самом определении. Это не занятие, не обязательное учебное занятие. Первоначально подразумевалось, что и само мероприятие должно проводиться вне стен учебного заведения. То есть в понятие «внеаудиторное мероприятие» входили экскурсии, походы, посещения театров, музеев, праздники и олимпиады, проводящиеся на разных уровнях.
В чём главное отличие внеаудиторного мероприятия
от занятия?
Посещать занятия, выполнять задания в аудитории и дома, давать ответы на вопросы преподавателя и получать за это оценки – всё это входит в обязанности каждого обучающегося. Внеаудиторные же занятия посещают лишь те, кому это интересно. Принимать участие или оставаться простым наблюдателем во время «внеурочки» – это тоже каждый студент решает для себя сам.
Что общего между аудиторной деятельностью и внеаудиторной?
Хотя сама разработка внеаудиторного мероприятия педагогом производится на основе тех же методов, что и планирование основной учебной деятельности. Например, обязательна при составлении его сценария постановка таких целей, как обучающая и воспитательная. Обучающиеся должны на каждом таком занятии, как и на аудиторном занятии, узнать что-то новое, приобрести полезный практический навык, который им пригодится в жизни.
Такие занятия стимулируют желание познавать учебные дисциплины глубже, помогают раскрыться творческому потенциалу подрастающей личности, ближе узнать друг друга, способствуют возникновению и укреплению дружбы между ребятами, учат жить и трудиться в коллективе.
Цели внеаудиторных занятий по физике:
развитие творческих способностей, самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, с информацией в Интернете)
расширение и углубление знаний, умений обучающихся
формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления
воспитание у обучающихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной
создание актива, оказывающего помощь преподавателю в оборудовании физического кабинета, в занятиях с отстающими, в выпуске стенной печати и др.
приобщение обучающихся к научно-исследовательской работе по физике
Требования к внеаудиторной работе по физике:
внеаудиторные занятия, углубляя и расширяя знания, не должны отвлекать обучающихся от основного содержания учебной программы;
необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на занятии и на внеаудиторных занятиях;
предлагаемый для изучения материал должен быть доступен, соответствовать возрасту, уровню развития;
содержание внеаудиторных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны обучающимся;
должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
необходимо сочетать добровольность работы с обязательностью её выполнения.
Как подчеркнуть отличия аудиторных занятий от внеаудиторных?
К сожалению, многие обучающиеся не видят разницы между занятиями и факультативами, олимпиадами и контрольными, конференциями и опять же обычными занятиями. И виноваты в этом педагоги, которые не умеют подходить к своей работе творчески. А ведь очень важно сделать так, чтобы разработка внеаудиторного мероприятия коренным образом отличалась от учебного занятия. Пусть даже внеаудиторное мероприятие очень сильно перекликается с темой занятия, оно не должно стать обычным дополнительным занятием. Это должен быть иной мир, не скучное унылое занятие, а маленький праздник.
Виды внеаудиторной работы
предметная неделя,
деловая игра,
КВН
физический вечер, физический турнир
конкурс газет, презентаций, кроссвордов
физическая развлекательная игра, научная конференция
физико-литературный конкурс,
викторина,
кружок и др.
Из опыта работы
Мероприятия – сценарии популярных телепередач
Внеаудиторное мероприятие проводится в стиле информационно-развлекательной телепередачи. Структура мероприятия представляет собой ряд фрагментов из популярных телепрограмм. Например: «Счастливый случай», «Самый умный», «Поле чудес».
Счастливый случай
Поле чудес
Самый умный
Физико-математический
вечер
Выпуск газет
Конференции
С целью развития творческих способностей обучающихся принимала участие в Научно-практической конференции обучающейся молодежи «Инновации в технических, естественных и социально-гуманитарных науках», состоявшейся на базе ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова». В конференции принимал участие студент Носов И.Ф. с докладом на тему «Биомеханические характеристики тела человека и их влияние на спортивные качества».
Изготовление и конструирование приборов и моделей
Учиться надо только весело.
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом .