СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика, как учебная дисциплина, формирует первичные представления о современной картине мира, способна развивать познавательные интересы и творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Но она часто не пользуется популярностью у студентов, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную нагрузку. Поэтому одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие познавательных способностей личности и развитие интересов как на занятиях по физике, так и во внеаудиторной работе.

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе»

 УМО преподавателей физики территориального образовательного округа Горловка-1  Преподавание физики и астрономии в 2016-2017 уч.г.  Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе

УМО преподавателей физики территориального образовательного округа Горловка-1

Преподавание физики и астрономии в 2016-2017 уч.г.

Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе

Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе Подготовила: Баркова И.С., преподаватель ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Внеаудиторная работа по физике и её место в образовательном процессе

Подготовила: Баркова И.С., преподаватель ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Методологической основой Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг., утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР № 325 от 17 июля 2015 года, являются компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.

Методологической основой Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015-2017 гг., утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР

325 от 17 июля 2015 года, являются компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся, таких, например, как:   мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик обучающихся, таких, например, как:

  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Основные цели III ступени среднего общего образования:   формирование у обучающихся ценностей национальной и общечеловеческой культуры, мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания; формирование систематизированного представления о мире, об обществе и о человеке; формирование готовности к непрерывному образованию, производительному труду, созидательному и ответственному участию в жизни семьи, общества и государства; 3 развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов обучающихся.

Основные цели III ступени среднего общего образования:

формирование у обучающихся ценностей национальной и общечеловеческой культуры, мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания;

формирование систематизированного представления

о мире, об обществе и о человеке;

формирование готовности к непрерывному образованию, производительному труду, созидательному и ответственному участию в жизни семьи, общества и государства;

3

развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов обучающихся.

Основные задачи III ступени среднего общего образования:   обеспечение должного уровня общеобразовательной подготовки обучающихся, удовлетворение их образовательных запросов в соответствии с профессиональными намерениями, интересами и способностями; 1 предоставление учащимся равных возможностей выбора факультативных занятий; 2 создание условий для профессиональной подготовки и получения обучающимися соответствующей профессии рабочего (служащего); 3 создание условий для овладения обучающимися различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности, формирования готовности к продолжению образования; 4 обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в общеобразовательных организациях, организациях, обеспечивающих получение среднего профессионального и высшего профессионального образования. 5

Основные задачи III ступени среднего общего образования:

обеспечение должного уровня общеобразовательной подготовки обучающихся, удовлетворение их образовательных запросов в соответствии с профессиональными намерениями, интересами и способностями;

1

предоставление учащимся равных возможностей выбора факультативных занятий;

2

создание условий для профессиональной подготовки и получения обучающимися соответствующей профессии рабочего (служащего);

3

создание условий для овладения обучающимися различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности, формирования готовности к продолжению образования;

4

обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в общеобразовательных организациях, организациях, обеспечивающих получение среднего профессионального и высшего профессионального образования.

5

 Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.  Физика, как учебная дисциплина, формирует первичные представления о современной картине мира, способна развивать познавательные интересы и творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения.

Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Физика, как учебная дисциплина, формирует первичные представления о современной картине мира, способна развивать познавательные интересы и творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения.

Внеаудиторная работа  по физике   Внеаудиторная работа – это образовательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом преподавателей и студентов на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, цель которого – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублять и расширять знания, удовлетворять и обеспечивать разумный отдых.

Внеаудиторная работа по физике

Внеаудиторная работа – это образовательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом преподавателей и студентов на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, цель которого – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублять и расширять знания, удовлетворять и обеспечивать разумный отдых.

Что такое внеаудиторное мероприятие? Ответ на этот вопрос уже содержится в самом определении. Это не занятие, не обязательное учебное занятие. Первоначально подразумевалось, что и само мероприятие должно проводиться вне стен учебного заведения. То есть в понятие «внеаудиторное мероприятие» входили экскурсии, походы, посещения театров, музеев, праздники и олимпиады, проводящиеся на разных уровнях.

Что такое внеаудиторное мероприятие?

Ответ на этот вопрос уже содержится в самом определении. Это не занятие, не обязательное учебное занятие. Первоначально подразумевалось, что и само мероприятие должно проводиться вне стен учебного заведения. То есть в понятие «внеаудиторное мероприятие» входили экскурсии, походы, посещения театров, музеев, праздники и олимпиады, проводящиеся на разных уровнях.

В чём главное отличие внеаудиторного мероприятия от занятия? Посещать занятия, выполнять задания в аудитории и дома, давать ответы на вопросы преподавателя и получать за это оценки – всё это входит в обязанности каждого обучающегося. Внеаудиторные же занятия посещают лишь те, кому это интересно. Принимать участие или оставаться простым наблюдателем во время «внеурочки» – это тоже каждый студент решает для себя сам.

В чём главное отличие внеаудиторного мероприятия

от занятия?

Посещать занятия, выполнять задания в аудитории и дома, давать ответы на вопросы преподавателя и получать за это оценки – всё это входит в обязанности каждого обучающегося. Внеаудиторные же занятия посещают лишь те, кому это интересно. Принимать участие или оставаться простым наблюдателем во время «внеурочки» – это тоже каждый студент решает для себя сам.

Что общего между аудиторной деятельностью и внеаудиторной? Хотя сама разработка внеаудиторного мероприятия педагогом производится на основе тех же методов, что и планирование основной учебной деятельности. Например, обязательна при составлении его сценария постановка таких целей, как обучающая и воспитательная. Обучающиеся должны на каждом таком занятии, как и на аудиторном занятии, узнать что-то новое, приобрести полезный практический навык, который им пригодится в жизни. Такие занятия стимулируют желание познавать учебные дисциплины глубже, помогают раскрыться творческому потенциалу подрастающей личности, ближе узнать друг друга, способствуют возникновению и укреплению дружбы между ребятами, учат жить и трудиться в коллективе.

Что общего между аудиторной деятельностью и внеаудиторной?

Хотя сама разработка внеаудиторного мероприятия педагогом производится на основе тех же методов, что и планирование основной учебной деятельности. Например, обязательна при составлении его сценария постановка таких целей, как обучающая и воспитательная. Обучающиеся должны на каждом таком занятии, как и на аудиторном занятии, узнать что-то новое, приобрести полезный практический навык, который им пригодится в жизни.

Такие занятия стимулируют желание познавать учебные дисциплины глубже, помогают раскрыться творческому потенциалу подрастающей личности, ближе узнать друг друга, способствуют возникновению и укреплению дружбы между ребятами, учат жить и трудиться в коллективе.

Цели внеаудиторных  занятий по физике: развитие творческих способностей, самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, с информацией в Интернете) расширение и углубление знаний, умений обучающихся формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления воспитание у обучающихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной создание актива, оказывающего помощь преподавателю в оборудовании физического кабинета, в занятиях с отстающими, в выпуске стенной печати и др. приобщение обучающихся к научно-исследовательской работе по физике

Цели внеаудиторных занятий по физике:

развитие творческих способностей, самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, с информацией в Интернете)

расширение и углубление знаний, умений обучающихся

формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления

воспитание у обучающихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной

создание актива, оказывающего помощь преподавателю в оборудовании физического кабинета, в занятиях с отстающими, в выпуске стенной печати и др.

приобщение обучающихся к научно-исследовательской работе по физике

Требования к внеаудиторной работе по физике: внеаудиторные занятия, углубляя и расширяя знания, не должны отвлекать обучающихся от основного содержания учебной программы; необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на занятии и на внеаудиторных занятиях; предлагаемый для изучения материал должен быть доступен, соответствовать возрасту, уровню развития; содержание внеаудиторных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны обучающимся; должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы; необходимо сочетать добровольность работы с обязательностью её выполнения.

Требования к внеаудиторной работе по физике:

внеаудиторные занятия, углубляя и расширяя знания, не должны отвлекать обучающихся от основного содержания учебной программы;

необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на занятии и на внеаудиторных занятиях;

предлагаемый для изучения материал должен быть доступен, соответствовать возрасту, уровню развития;

содержание внеаудиторных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны обучающимся;

должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

необходимо сочетать добровольность работы с обязательностью её выполнения.

Как подчеркнуть отличия аудиторных занятий от внеаудиторных? К сожалению, многие обучающиеся не видят разницы между занятиями и факультативами, олимпиадами и контрольными, конференциями и опять же обычными занятиями. И виноваты в этом педагоги, которые не умеют подходить к своей работе творчески. А ведь очень важно сделать так, чтобы разработка внеаудиторного мероприятия коренным образом отличалась от учебного занятия. Пусть даже внеаудиторное мероприятие очень сильно перекликается с темой занятия, оно не должно стать обычным дополнительным занятием. Это должен быть иной мир, не скучное унылое занятие, а маленький праздник.

Как подчеркнуть отличия аудиторных занятий от внеаудиторных?

К сожалению, многие обучающиеся не видят разницы между занятиями и факультативами, олимпиадами и контрольными, конференциями и опять же обычными занятиями. И виноваты в этом педагоги, которые не умеют подходить к своей работе творчески. А ведь очень важно сделать так, чтобы разработка внеаудиторного мероприятия коренным образом отличалась от учебного занятия. Пусть даже внеаудиторное мероприятие очень сильно перекликается с темой занятия, оно не должно стать обычным дополнительным занятием. Это должен быть иной мир, не скучное унылое занятие, а маленький праздник.

Виды внеаудиторной работы предметная неделя,  деловая игра, КВН физический вечер, физический турнир конкурс газет, презентаций, кроссвордов физическая развлекательная игра, научная конференция физико-литературный конкурс, викторина, кружок и др.

Виды внеаудиторной работы

предметная неделя,

деловая игра,

КВН

физический вечер, физический турнир

конкурс газет, презентаций, кроссвордов

физическая развлекательная игра, научная конференция

физико-литературный конкурс,

викторина,

кружок и др.

Из опыта работы

Из опыта работы

 Мероприятия – сценарии популярных телепередач  Внеаудиторное мероприятие проводится в стиле информационно-развлекательной телепередачи. Структура мероприятия представляет собой ряд фрагментов из популярных телепрограмм. Например: «Счастливый случай», «Самый умный», «Поле чудес».

Мероприятия – сценарии популярных телепередач

Внеаудиторное мероприятие проводится в стиле информационно-развлекательной телепередачи. Структура мероприятия представляет собой ряд фрагментов из популярных телепрограмм. Например: «Счастливый случай», «Самый умный», «Поле чудес».

 Счастливый случай

Счастливый случай

Поле чудес

Поле чудес

Самый умный

Самый умный

Физико-математический вечер

Физико-математический

вечер

Выпуск газет

Выпуск газет

Конференции С целью развития творческих способностей обучающихся принимала участие в Научно-практической конференции обучающейся молодежи «Инновации в технических, естественных и социально-гуманитарных науках», состоявшейся на базе ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова». В конференции принимал участие студент Носов И.Ф. с докладом на тему «Биомеханические характеристики тела человека и их влияние на спортивные качества».

Конференции

С целью развития творческих способностей обучающихся принимала участие в Научно-практической конференции обучающейся молодежи «Инновации в технических, естественных и социально-гуманитарных науках», состоявшейся на базе ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова». В конференции принимал участие студент Носов И.Ф. с докладом на тему «Биомеханические характеристики тела человека и их влияние на спортивные качества».

Изготовление и конструирование приборов и моделей

Изготовление и конструирование приборов и моделей

Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом .

Учиться надо только весело.

Чтобы переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!