МОУ «Окунайская СОШ №1»
Методическая разработка урока окружающий мир 1 класс.
Учитель начальных классов: Белякова Олеся Леонидовна
Тема: «Матрешки».
Цель: продолжить знакомство с русской народной деревянной игрушкой матрешкой.
Задачи:
развивать у ребенка интерес к русской культуре;
способствовать привитию художественного интереса к русскому слову;
пробудить творческое начало и личные способности каждого ребёнка;
воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
На занятии у меня.
Психологический настрой.
-Давайте возьмем друг друга за руки,
почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
-Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что наше мероприятие принесет нам всем радость общения.
Сообщение темы и цели
В огромной Вселенной есть единственная обитаемая планета под названием ( земля.) ( Слайд 1)
И вот на этой планете много, много стран, в которых живут люди разных национальностей и каждая страна имеет свою историю , свои обычай ,СВОЮ КУЛЬТУРУ, свой язык.
Среди множества стран самая большая , страна , в которой живём МЫ.
Что это за страна? (Россия )
Наша страна славится многообразием народных промыслов, и об одном из них мы поговорим сегодня. А с каким ? Об этом мы узнаем отгадав загадку.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская……..
(Матрешка) ( слайд 2, 3)
- Правильно, матрёшка!Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня говорить?
А кто знает ,что это за игрушка такая?
3. Мотивация.
- Сегодня вы будете внимательными слушателями, а также мастерами и художниками. Вы будете самостоятельно создавать свою яркую и красочную матрёшку.
Но сначала я хочу немного рассказать о матрешке.
«Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера». (слайд 4)
А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Знакомство с историей матрёшки. (слайд 5).
Это уникальная русская игрушка.
- А вы знали что матрешка один из самых известных во всём мире талисман России – она является символом дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия.
Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу.
Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. (слайд)
Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин расписал её. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке-(слайд 6, 7)
- Игрушка состояла из восьми фигурок. -(слайд 8)
Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.
Знакомство с видами матрёшки (слайды 9, 10,11)
- В зависимости от особенностей росписи и места возникновения все русские матрешки подразделяются на несколько видов.
III. Знакомство с матрёшкой. -(слайд 12)
1. Рассмотрение матрёшки и сборка игрушки.
- Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка.
- Сейчас я предлагаю вам собрать эту матрёшку самостоятельно. Я приглашаю это сделать …. С какой матрёшки начнёте? (дети собирают игрушку )
2. Задание «Собери матрёшку» (пазлы)
- Ребята, я предлагаю вам собрать матрёшку из разрезных картинок.
- Какая получилась у вас матрёшка? (у каждого класса своя)
Физминутка (слайд 13)
«Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
3. Знакомство с изготовлением и росписью матрёшки.
- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
IV. Практическая часть . (слайд 14)
- Как вы думаете легко или трудно расписывать матрёшку? Почему?
- Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
- Что у неё на голове? (косынка).
- На туловище? (сарафан).
- Чем украшен сарафан? (цветами).
Посмотрите ребята на матрёшек на экране, какие они разные, но их объединяет яркий цветовой ряд: Желтый – это цвет солнца и спелого хлеба; Зелёный – цвет сочной зелени полей и лугов; Красный – цвет праздника и красоты.
Обратите внимание на слайд, на нем изображена матрешка, и у вас на столах у каждого своя, которую вы будете раскрашивать и у каждого получиться своя.
Пальчиковая гимнастика
Мы ребята – мастера, (Указать ладонью на себя)
Получилось как-то криво, (Рукой показать кривую)
Зачищали шкуркой долго, (Потереть ладонь о ладонь)
Верх узором украшали, (Пальцем чертить узор в воздухе)
(слайд 15)
Дети раскрашивают каждый свою матрёшку.
- Ой, какие матрё шки у вас получились: нарядные, расписные, красивые.
Какие вы все хорошие художники.
V. Итог.
- О чём говорили?
- С какими русскими матрёшками мы познакомились сегодня?
- Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. Напишите своё желание на листочках, которые лежат у вас на столе. Сверните ваши листочки и положите в нашу матрёшку. Пусть матрёшка, которую вы сегодня сделали, принесёт тепло и уют в ваш дом.
5. Рефлексия.
-Скажите ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего занятия. Довольны ли вы тем, что узнали сегодня? Понравилось ли вам расписывать матрёшку?
У нас 3 острова, а на какой остров поплывет каждый из вас на своем корабле решать вам.