СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по физике "Совет мудрецов"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привитие интереса к физике, расширение общего кругозора.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике "Совет мудрецов"»

Внеклассное мероприятие по физике

для учащихся 8 классов:

«Совет мудрецов»

2019 г.

Цели и задачи игры:

  1. воспитывать интерес к физике;

  2. воспитывать у детей чувства уважения к другому человеку его выбору и мнению;

  3. расширить общий кругозор;

  4. закрепить у учащихся знания по пройденным темам и научит применять эти знания в нестандартных ситуациях;



Оборудование и материалы: разноцветные конверты (4 штуки), компьютер, мультимедиа, экран, заготовки медалей, презентация.

Участники игры: Две команды мудрецов (по 10 человек), независимые эксперты (старшеклассники), которые оценивают деятельность мудрецов.

Содержание игры:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

3. Задачки для мудрецов.

4. Пойми меня

5. Лаборатория.

Правила игры: В организационном моменте команды представляют себя: название, эмблема. Далее путём жребия определяется очерёдность ответа команд, для этого приглашаются капитаны команд.

Для того чтобы получить звание мудреца первого или второго ранга учащиеся должны преодолеть 4 тура.

В первом туре команды отвечают по очереди на вопросы и зарабатывают балы. Если команда не знает ответа, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Во втором туре учащимся предлагается решить «прикольные» задачки. Та команда, у которой готов ответ, поднимает руку и отвечает. В случае неправильного ответа, возможность ответа переходит к оппоненту. За правильное решение и остроумный ответ команда получает 1 балл.

В третьем туре учащимся предстоит своими словами описать прибор, а представителям другой команды угадать, что это за прибор и для чего его применяют. Каждая команда описывает по два прибора, которые вытянут их капитаны. За безошибочное описание прибора и правильный ответ команда получает – 1 балл. Приборы, которые описывают учащиеся (секундомер, термометр, весы, мерный цилиндр)

В четвёртом туре учащимся предлагается выполнить практическое задание. Оценивается в этом задании всё и техника исполнения и точность измерения и правильность записи результатов.

Описание игры.

1 Тур «Разминка» (слайд № 3)

1.Наука, изучающая природные явления? (физика)

2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)

3.В чем измеряется объем? (м³)

4.Величина, характеризующая быстроту движения? (скорость)

5.Как определить пройденный путь? (скорость умножить на время движения)

6.Линия, вдоль которой движется тело? (траектория)

7.Прибор для измерения массы тела? (весы)

8.Из чего состоят все тела? (из молекул)

9.Какой буквой обозначают время? (t)

10.Формула массы. (m=ρ•V)

11.Единицей измерения скорости является? (м/с)

Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.

2 Тур «Задачки для мудрецов»

  1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (слайд 5)

Ответ: Толя наблюдал, а Коля ставил опыты.

  1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?(слайд 6)



Ответ: Взаимное притяжение молекул.

  1. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (слайд 7)

Ответ: Инерция движения и покоя.

  1. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (слайд 8)

Ответ: По запаху. Случилась диффузия. Молекулы французских духов молча расползлись по комнате и заплыли маме в ноздри.

  1. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов- братьев Мити и Вити одинаковы? (слайд 9)

Ответ: Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов- братьев Мити и Вити одинаковы?



  1. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?(слайд 10)

Ответ: 0,0004 т



  1. Печальный дядя Боря хотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать, 0,001 куб.м. Масса этого кубического дециметра гадости 1 кг 300 г. вычисли плотность дяди Бориной гадости. (слайд 11)

Ответ: Плотность зеленой гадости, которую печальный дядя Боря так никогда и не смог оторвать от кастрюли, 1,3 кг/м3 .

  1. Длина пути от Сашиного дома до школы – 1500 м. Время оставшееся до начала занятий, - 30 минут. С какой скоростью должен равномерно двигаться Саша, чтобы наверняка не попасть на первый сорокапятиминутный урок – контрольную по алгебре?(слайд 12)

Ответ: Сашина скорость ни в коем случае не должна превышать 20 м/мин. Иначе двойка по алгебре обеспечена.

За каждый правильный ответ: 1 балл.

3 Тур «Пойми меня».

Мудрецы должны описать своим оппонентам прибор, не называя его и не произнося название физической величины, которую он измеряет. Оппоненты должны назвать этот прибор. Названия приборов, которые они будут описывать, капитаны команд вытягивают. Каждая команда описывает по два прибора. Время на выполнение этого задания – 10 мин.(слайд 13)

За интересное описание прибора – 1 балл, за правильный ответ – 1 балл. (слайды 14-17)

14 слайд – весы; 15 слайд – секундомер; 16 слайд – термометр; 17 слайд – мерный цилиндр.

4 Тур «Лаборатория». (слайды 18-19)

Мудрецы должны определить плотность пластилина с помощью приборов:

1 конверт: мензурка, стакан с водой, весы.

2 конверт: линейка, весы.

Одна команда определяет плотность вещества с помощью приборов, помещённых в конверт №1, а другая - в конверт №2. Номер конверта определяется путём жеребьёвки между капитанами команд.

Правильное выполнение – 5 баллов

По окончании игры подводятся итоги и командам присваиваются ранги.

1.На каком физическом явлении основывается засолка помидоров, огурцов,

капусту и других овощей?

2.Почему аромат цветов мы чувствуем на расстоянии?

3.Если в весенний солнечный день выйти в поле и посмотреть вдоль

поверхности вспаханного участка земли, то все предметы за ним кажутся

колеблющимися. Объясните почему.

4.Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?

5.Ощущает ли рыба тепло и холод?

6.Почему в холодных помещениях у нас зябнут прежде всего ноги?

7.Зимой на сильном ветру нам гораздо холоднее, чем в затишье. Будет ли при

этом разница в показаниях температур?

8.Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз? Что защищает

их от холода?

9.Зубы человека состоят из твердого вещества – дентина. а поверхность их

покрыта слоем еще более твердой, но хрупкой эмали. Почему зубы портятся,

если после горячей пищи принимать холодную и наоборот?

10.Почему перед дождем ласточки летают низко?

ОПТИКА

1.Почему у кошки в темноте светятся глаза?

2. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

3.Когда хрусталик глаза становится более выпуклым: когда глаз рассматривает более близкий предмет или более далекий?

4.Почему близорукие люди, чтобы лучше видеть, щурят глаза?

5.Почему глаза быстро утомляются, если читать книгу, держа ее на близком расстоянии от глаз?

6.Каждый кадр киноленты во время демонстрации картины проецируется на экран всего лишь около 0,04 с. При смене одного кадра другим объектив аппарата примерно на 0,002 с закрывается, и экран в это время остается неосвещенным. Почему зритель не замечает затемнений экрана, происходящих при смене кадра?

7.Как известно, куры с наступлением сумерек совсем перестают видеть, а совы, наоборот, могут пользоваться зрением только с этого момента - они ничего не видят днем. Чем объясняются особенности зрения этих птиц?

8.Биологи обнаружили, что гремучие и другие ямкоголовые змеи легко отыскивают добычу в темноте, несмотря на то, что ночное зрение у них не развито, Чем это можно объяснить?

9.Почему из всех красных цветов пчелы опыляют только мак?

10.Каково происхождение радужных оттенков крыльев некоторых насекомых, например мух, стрекоз, бабочек и т.д.?

МЕХАНИКА



1.Почему, разбежавшись, мы можем прыгнуть значительно дальше, чем с

места?

2.Как падает человек, когда споткнется и когда поскользнется?

3..Почему при прополке не следует слишком резко выдергивать сорняки из

земли даже в том случае, когда они слабо удерживаются в почве?

4.Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон

используется ими при этом?

5.Почему мелкие животные более подвижные, чем крупные?

6. «Кто не знает,- писал Галилео Галилей, - что лошадь, упав с трех-четырех

локтей, ломает себе ноги, тогда как собака при этом не страдает, а кошка

остается невредимой, будучи брошена с восьми - десяти локтей, точно также

как сверчок, упавший с верхушки башни, или муравей, упавший на землю

хотя бы из лунной сферы».

Почему насекомые, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные животные гибнут?

7.Для чего белке нужен большой хвост? А лисе?

8.Почему трудно держать в руке живую рыбу?

9.Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще, чем зимой?

10.Какую работу совершает комар, когда жалит человека?

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.



Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видывал,

А каждый слыхивал.



Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем.





ВОПРОСЫ – ЗАГАДКИ

1. «Это правда, а не шутка!» -

Заявила громко утка,

Вылезая из пруда,

«Стечь должна с меня вода!

Встряханулась зачем я?

2. Хвостик белку украшает,

Всех людей она прельщает.

Зачем же ей пушистый хвост?

Ответ, наверное, очень прост!

Для чего белке нужен большой хвост? А лисе?

3. Рыбку хочется поймать,

В руки не могу я взять

Почему скользит в руках?

Я кричу и «Ох» и «Ах»!

Рыбка плавает легко

Уплывает глубоко.

Почему трудно держать в руках живую рыбу?

4. Бортпроводница очень мило

Перед отлетом попросила

Из ручек вылить все чернила.

Зачем ей это надо было?

5. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

Конкурс №2. «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №2:

  • динамометр – сила;

  • метр – длина;

  • спидометр – скорость;

  • барометр – атмосферное давление;

  • манометр – давление;

  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

  • электрометр – электрический заряд;

  • амперметр – сила тока;

  • вольтметр – напряжение;

  • ваттметр – мощность и  др.

Конкурс №3. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде.

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

  3. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)

  4. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)

  5. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

  6. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

  7. Что с земли не поднимешь? (Тень)

  8. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

  9. Чист и ясен, как алмаз,  дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

  10. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

  11. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить (тень, солнечный зайчик)

  12. И языка нет, а правду скажет (зеркало)

  13. Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетели (радиоволны)

  14. Посреди поля серебряные зерна. (роса)



Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)

  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

  5. ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

  6. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)

  7. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)

  8. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

  9. …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)

  10. …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

Конкурс №5. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

  2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

  3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

  4. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

  5. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)

  6. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)

  7. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)

  8. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

  9. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)

  10. Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс №6. «Обгоним на задаче»

Задача №1

Имеется оборудование: источник питания, амперметр, вольтметр, лампа на подставке, ключ, соединительные провода.

Составить схему электрической цепи, позволяющей измерить сопротивление лампочки. Произведя необходимые измерения , рассчитать сопротивление лампочки и мощность тока в ней. Найти  работу тока в лампочке за 30 дней (в кВтч) и  стоимость израсходованной электроэнергии при тарифе 1,67 рублей за 1 кВтч, предполагая, что она горит в течение всех суток.

Решение:

Из закона Ома R= U/ I P = I U A = P t × n

Стоимость = тариф × A

Задача №2

Какое количество тепла пошло на приготовление в полярных условиях чая оленеводами из льда массой 2 кг, взятого при температуре -40°С, если учесть, что из чайника выкипело 200 г воды (потерями  теплоты, затраченной на нагревание окружающих тел, пренебречь). Построить график процессов, происходящих с веществом.

Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг °С,

Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг °С,

Удельная теплота плавления льда 3,4×105 Дж/кг,

Удельная теплота парообразования 2,3×106 Дж/кг.

Решение:

Q = Q1+Q2+Q3+Q4

Q1 = сл × mл × (t2  – t1) – количество теплоты, необходимое для нагревания льда до температуры плавления

Q2 = λ × mл – количество теплоты, необходимое для плавления льда, взятого при температуре плавления

Q3 = cв × mв × (t3  – t2) – количество теплоты,  необходимое для нагревания воды до температуры кипения

Q4 = L × mв1 – количество теплоты, необходимое для превращения воды в пар без изменения  ее температуры.

Конкурс №8. «Кто – кого?»

Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс).

Формулы, составленные из одинаковых физических величин, оцениваются как одна формула в 1 балл.

Например: ρ= m/V, m= ρV, V=m/ρ (1 б)

Протокол результатов  интеллектуальной игры «Физбой»

команды

Количество баллов за конкурсы

Итого баллов

Место

1

2

3

4

5

6

7

8



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены жюри:_______________________________________________________________________



  1. Птичка-невеличка,
    Света частичка.
    Летит-живёт,
    Остановится-умрёт.

    Так мала,что нет длины.
    Нету даже ширины.
    Ну,а масса-хоть сто тонн!
    Так сказал Исаак Ньютон.

    Эту функцию найдёшь
    Ты в законе преломленья,
    В колебаниях и волнах-
    Тоже встретишь,без сомненья.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!