Внеклассное мероприятие: «Реализация прав ребенка :идеалы и реальность».
Учитель обществознания
МАОУ «Лицей №36»
Кондрашова А.Р
Цели:
1формирование правовой культуры подрастающего поколения; изучение прав ребенка.
2.проверка знаний в области права, развитие познавательных интересов учащихся;
3.воспитание правосознания и послушания, формирование компетентности;
4.формирование умения общаться в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.
Форма: интеллектуальная игра, тренинг
Оборудование: Конституция РК, кодексы РК, Конвенция о правах ребёнка.
Оформление: высказывания.
Ход мероприятия.
Ведущий1.: Здравствуйте , сегодня мы поговорим о правах детей, то есть о наших с вами правах.
Наша игра будет состоять из нескольких этапов..
За каждый правильный ответ команда получает одно очко, если нет, – вторая команда отвечает.
- За игрой будет наблюдать наше жюри в составе учителей.
– Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
(Вопрос в зал) Как вы думаете, ребята, когда и как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать?
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
Конкурс: «Правовые заморочки».
Ведущий зачитывает вопросы :
-До какого возраста ребенок считается ребенком? (18 лет,).
-С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства?(10 лет)
-Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (Равенство прав родителей).
-Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном на день рождения? (С согласия родителей).
-Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?)(Охранять и защищать права детей).
-На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?(На родителей).
2 часть: “Литературно-правовая викторина”
Ведущий: Было бы сказано. Мы проведем среди вас, ребята, литературно правовую викторину. Итак, за дело.
Помощники зачитывают игровые ситуации, и предлагают за обозначенное время (пока звучит музыка) выяснить, какая статья из конвенции была нарушена. Первому правильно ответившему участнику из зала выдается жетон, которые потом будут подсчитываться.
1 помощник: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 помощник: Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?
(Ответ: Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст. 15)
1 помощник:
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
2 помощник: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
(Ответ:Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
1 помощник:
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)
2 помощник:
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
Конкурс «Юридическая консультация».
Ведущий:Сейчас на сцене будут разыграны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроится?
(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут.(Ст 173. КЗОТ).
Ситуация 2.
Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12лет, а я уже зарабатываю деньги, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельность занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!».
Имеют ли право Оле 12-ти лет и Алексей 17-ти лет заниматься предпринимательской деятельностью?
(С согласия родителей подросток с 16-ти лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст 28. ГК).
Ситуация 3.
Три ученика школы решили украсть телефон, но их увидели и отвели в полицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет.
Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?.
(Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - 14.Ст 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите из прав).
Ситуация 4.
Подросток опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник ему делает замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет1»
Прав ли подросток?
(Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1)замечание; 2)выговор; 3)строгий выговор; 4)увольнение).
Ситуация 5.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Ст.158).нецензурная брань в общественных местах. Оскорбительное отношение к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.).
Ситуация 6.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Будут ли ребята наказаны?
(Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст 31 УПК))
Конкурс болельщиков.
Болельщики должны назвать правовые акты, в которых находятся данные статьи.
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Всеобщая Декларация прав человека).
«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию» (Конвенция о правах ребенка).
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ).
«Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах актов гражданского состояния. (Семейный кодекс РФ).
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
Список литературы :
Конституция Российской Федерации. СПБ., ООО «Виктория плюс». 2003. – 48 с.
Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право / А.Ф.Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
Предметно-содержательный журнал «Современный урок», № 21-22, 2007
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 классы: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - PC», 2007. - 96 .
Интернет ресурсы:
www.hro.org – портал «Права человека в России».
yandex. images