Занятие внеурочной деятельности «Росток».
Тема «Совесть -- это наш внутренний голос»
Цель – помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».
Форма – беседа с размышлением, рассуждением .
Ход занятия:
1. Организационно- мотивационный момент.
- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
- Работать будем в группах. Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
- Вспомним правила работы в группе:
В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы назначает,
Кто защищает согласованное решение.
2. Постановка темы и формулирование цели.
- Начинаем наше занятие. Чему оно будет посвящено вы узнаете, ответив на вопрос Лунтика. (просмотр фрагмента мультфильма)
- А как вы объясните значение слова совесть? (ответы детей)
- А теперь давайте посмотрим мультфильм, что же о совести говорит мудрый червяк Корней Корнеич. Совпало его определение с нашим?
- Обратимся к словарю С.И.Ожегова, прочтём, какое там даётся определение понятия «совесть»( совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? ( о совести)
3. Работа над темой занятия.
- Тема нашего занятия «Совесть – это наш внутренний голос». Мы постараемся
- понять, осмыслить, что такое совесть
-выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.
- поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни.
- В процессе нашей работы мы вырастим «Дерево мудрости», на котором будут отражаться этапы нашей работы.
И так, первый шаг – это мы сформулировали определение совести. (вешается 1 листок: совесть – это стыд, внутренний голос, чувство ответственности).
- Вот так высказывают свои мысли о значении совести выдающиеся, известные люди: (на доске высказывания, читают дети)
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
автор: Пифагор
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
автор: Антон Павлович Чехов
Без совести и при большом уме не проживешь.
автор: Максим Горький
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
А.С.Пушкин
Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.
Пётр I Великий
Подведём итог первого этапа:
- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
4.Работа в группах
- У вас на столах лежат листочки с различной жизненной ситуацией. Ваша задача – объяснить, как необходимо поступить в данном случае.
(дети выходят, читают, размышляют и листок вешают на дерево)
Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
Ситуация 2. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Ситуация 3. Накануне урока окружающий мир Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков
Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?
Ситуация 5. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Как бы вы поступили в данной ситуации?
-
Подведём итог второго этапа:
- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. Это значит человек живёт по совести.
- Приведите примеры из художественных произведений, где герои поступали по совести.(ответы детей)
- Второй шаг –мы размышляли над ситуациями, где выбирали поступок, совершённый по совести.
Посмотрите небольшой видеоролик, о чём он вас заставил задуматься. (просмотр видеоролика)
- О чём видеоролик заставил вас задуматься? (ответы детей). (благодаря маленькой девочке мужчина остался жив)
-Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Давайте наградим себя, вспомнив, какие добрые дела за прошедшую неделю вы совершили по отношению к друзьям, соседям, одноклассникам, родственникам. Откроем портфолио на стр.52 и оживим «Поляну добрых дел»,вписав в контуры цветов свои добрые и значимые дела.
- Третий шаг так и называется «Поляна добрых дел».
- Кто хочет поделиться своими добрыми делами?
Подведём итог третьего этапа:
- Добрыми или злыми, малодушными или равнодушными нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям.
- Как вы понимаете выражение «работает на совесть»?
- На столах у вас лежат названия профессий. Напишите мини сочинение на тему «Работаем на совесть». Вы должны написать каким должен быть представитель данной профессии, и как он должен работать, чтобы про него сказали, что он работает на совесть. (врач, учитель, строитель, продавец, спасатель, ) (Это означает - что бы потом совесть не мучила за плохо проделанную работу, работать на совесть это делать качественно ту работу которую тебе дали, не обманывать в работе )
- Четвёртый шаг -- оформляем веточку «Работаем на совесть».
- Мы с вами говорим, что совесть – это внутренний голос. А всегда ли он подсказывает правильное решение? Как вы думаете?
- О таких людях говорят, что совесть спит. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, то есть размышлять о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставить себя на место другого, стараться увидеть последствия своих поступков. И тогда совесть все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.
- Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ Стролис Алина)
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
- Над чем заставляет задуматься этот рассказ?
Подведём итог четвёртого этапа:
- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
5. Итог занятие.
И так, в начале урока мы поставили перед собой цели:
- понять, осмыслить, что такое совесть
-выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.
- поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни.
- Давайте ещё раз посмотрим на «Дерево мудрости» и вспомним шаги, которые мы делали для достижения цели.
- Что такое для вас совесть?
- Для чего нужна совесть?
- Послушайте песню, о чём она заставила вас задуматься?
- Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными.
- Составьте синквейн «Совесть» Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует насколько вы прониклись этой темой.
6. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора»
-Занятие понравилось, для себя открыл что-то новое.(зелёный цвет)
- Занятие понравилось, но были небольшие затруднения
- Много было не понятного