СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Совесть -- это наш внутренний голос" (3-4-класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие в форме беседы, размышления, рассуждения. Помочь учащимся в  осмыслении понятия "совсть".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Совесть -- это наш внутренний голос" (3-4-класс)»

Занятие внеурочной деятельности «Росток».

Тема «Совесть -- это наш внутренний голос»

Цель – помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть». 
Форма – беседа с размышлением, рассуждением .

Ход занятия:

1. Организационно- мотивационный момент.

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

- Работать будем в группах. Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

- Вспомним правила работы в группе:

В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы назначает,

Кто защищает согласованное решение.


2. Постановка темы и формулирование цели.

- Начинаем наше занятие. Чему оно будет посвящено вы узнаете, ответив на вопрос Лунтика. (просмотр фрагмента мультфильма)

- А как вы объясните значение слова совесть? (ответы детей)

- А теперь давайте посмотрим мультфильм, что же о совести говорит мудрый червяк Корней Корнеич. Совпало его определение с нашим?

- Обратимся к словарю С.И.Ожегова, прочтём, какое там даётся определение понятия «совесть»( совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? ( о совести)

3. Работа над темой занятия.

- Тема нашего занятия «Совесть – это наш внутренний голос». Мы постараемся

- понять, осмыслить, что такое совесть

-выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

- поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни.

- В процессе нашей работы мы вырастим «Дерево мудрости», на котором будут отражаться этапы нашей работы.

И так, первый шаг – это мы сформулировали определение совести. (вешается 1 листок: совесть – это стыд, внутренний голос, чувство ответственности).

- Вот так высказывают свои мысли о значении совести выдающиеся, известные люди: (на доске высказывания, читают дети)



Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

автор: Пифагор

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

автор: Антон Павлович Чехов

Без совести и при большом уме не проживешь.

автор: Максим Горький

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

 А.С.Пушкин

Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.

 Пётр I Великий

Подведём итог первого этапа:

- Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести.  И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.  По этому решению люди и будут судить о человеке.



4.Работа в группах

- У вас на столах лежат листочки с различной жизненной ситуацией. Ваша задача – объяснить, как необходимо поступить в данном случае.

(дети выходят, читают, размышляют и листок вешают на дерево)

Ситуация 1.  В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель  поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Ситуация 3.  Накануне урока окружающий мир Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков

Ситуация 4.  Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Ситуация 5.  На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Как бы вы поступили в данной ситуации?

-

Подведём итог второго этапа:

- Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. Это значит человек живёт по совести.

- Приведите примеры из художественных произведений, где герои поступали по совести.(ответы детей)

- Второй шаг –мы размышляли над ситуациями, где выбирали поступок, совершённый по совести.

Посмотрите небольшой видеоролик, о чём он вас заставил задуматься. (просмотр видеоролика)

- О чём видеоролик заставил вас задуматься? (ответы детей). (благодаря маленькой девочке мужчина остался жив)

-Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Давайте наградим себя, вспомнив, какие добрые дела за прошедшую неделю вы совершили по отношению к друзьям, соседям, одноклассникам, родственникам. Откроем портфолио на стр.52 и оживим «Поляну добрых дел»,вписав в контуры цветов свои добрые и значимые дела.

- Третий шаг так и называется «Поляна добрых дел».

- Кто хочет поделиться своими добрыми делами?

Подведём итог третьего этапа:

- Добрыми или злыми, малодушными или равнодушными нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям.

- Как вы понимаете выражение «работает на совесть»?

- На столах у вас лежат названия профессий. Напишите мини сочинение на тему «Работаем на совесть». Вы должны написать каким должен быть представитель данной профессии, и как он должен работать, чтобы про него сказали, что он работает на совесть. (врач, учитель, строитель, продавец, спасатель, ) (Это означает - что бы потом совесть не мучила за плохо проделанную работу, работать на совесть это делать качественно ту работу которую тебе дали, не обманывать в работе )


- Четвёртый шаг -- оформляем веточку «Работаем на совесть».

- Мы с вами говорим, что совесть – это внутренний голос. А всегда ли он подсказывает правильное решение? Как вы думаете?

- О таких людях говорят, что совесть спит. А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, то есть размышлять о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставить себя на место другого, стараться увидеть последствия своих поступков. И тогда совесть все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

- Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ Стролис Алина)

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.


- Над чем заставляет задуматься этот рассказ?


Подведём итог четвёртого этапа:

- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  гласит русская пословица.


5. Итог занятие.

И так, в начале урока мы поставили перед собой цели:

- понять, осмыслить, что такое совесть

-выяснить, какую роль играет совесть в жизни каждого из нас.

- поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни.

- Давайте ещё раз посмотрим на «Дерево мудрости» и вспомним шаги, которые мы делали для достижения цели.


- Что такое для вас совесть?

- Для чего нужна совесть?

- Послушайте песню, о чём она заставила вас задуматься?

- Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными.

- Составьте синквейн «Совесть» Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует насколько вы прониклись этой темой.

6. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора»

-Занятие понравилось, для себя открыл что-то новое.(зелёный цвет)

- Занятие понравилось, но были небольшие затруднения

- Много было не понятного





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!