|
Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Макарова Т. С. с. Головище, 2012 г. |
С |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/21/s_5ab25b2575309/866499_1.png)
МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
«Земля — наш общий дом»
Цели:
углубить знания обучающихся об экологии;
способствовать воспитанию грамотного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера! Здравствуйте, птицы!
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, окружающими его, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожили их.
Уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом. И когда слышишь: человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев – человек?».
Все это щедро дает людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного, доброго отношения к себе.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Учитель: Ребята, наше сегодняшнее мероприятие посвящено охране природы. Все человечество тревожат данные ученых-исследователей об ухудшении экологической обстановки на земном шаре. Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.
Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте лучше узнаем окружающий мир, а узнав – по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем беречь.
Этой цели посвящено наше сегодняшнее экологическое мероприятие. В нем принимают участие 3 команды по 5 участников в каждой, а также зрители-болельщики.
I конкурс «А знаем ли мы…»
Задание 1. «Охрана окружающей природы».
Назовите слово из 8 букв, которое отражает следующее определение: «Территории, на которых охраняются отдельные природные компоненты».
(Ответ: заказник)
Задание 2.
Кому принадлежит следующее высказывание: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!» Назовите фамилию замечательного писателя, большого любителя природы, состоящую из 7 букв.
(Ответ: Пришвин)
Учитель: Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.
1-ый ученик:
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки или Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба,
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
2-ой ученик:
Три клада у природы есть: вода, земля и воздух.
Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.
3-ий ученик:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» Так говорил о воде известный французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери. К сожалению, состояние воды вызывает большую тревогу не только ученых, но всех людей нашей Земли.
Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники, потому что «передовой» метод добычи нефти в Башкирии (закачка соленой воды в нефтяные пласты с целью повышения нефтеотдачи) привел к уничтожению многих чистых родников. Загрязнителями воды являются и химзаводы, и животноводческие фермы, и несанкционированные городские свалки, которые появляются в любом месте, а также у водоемов.
Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в наших водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы), вызывающие серьезные болезни.
Учитель:
Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды, напиться», которой россияне следовали на протяжении многих веков, и которая, к величайшему сожалению, нами напрочь забыта и игнорируется.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
1-ый ученик:
Не может человек прожить без чистого воздуха. В настоящее время он не соответствует норме в 187 городах России, в которых проживают 65,4 миллиона человек. В атмосфере присутствует химический коктейль из взвешенных веществ: диоксида азота, бензопирена, формальдегида, фенола, фторид водорода, этилбензола и многих других компонентов, вызывающих заболевания дыхательной и нервной систем, ослабление памяти и онкологические заболевания. Такова неутешительная картина на сегодняшний день в 66 городах, где максимальные концентрации превышают 10 ПДК.
Ведущий (обращается к командам):
Переходим ко II конкурсу «Что мы знаем об охране окружающей среды». (Командам раздаются карточки, на которых написаны задания).
Задание 1. К определению левого столбика подберите понятие из правого и напишите ответы парами цифр (например, 1 – 1 и т. д.)
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. 2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера). 3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. 4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа. | 1. Заказник 2. Заповедник 3. Памятник природы 4. Национальный парк |
(Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1)
Задание 2. Какие законы приняты в России (или своем регионе) об охране окружающей среды?
Задание 3. Назвать международные экологические даты, акции, призывающие людей Земли обратить внимание на глобальные проблемы.
Ответы: Акции:
а) 31 мая – Международный день борьбы с курением.
б) 20 октября – День отказа от курения.
в) 1 июня – День защиты детей.
г) 1 марта - День борьбы с наркоманией.
д) 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом и другие.
Даты:
1) 22 апреля – День Земли.
2) 16 сентября - Международный день защиты озонового слоя.
3) 5 июня – Всемирный день окружающей среды и другие.
Ведущий:
- Команды готовы участвовать в следующем IIIконкурсе «Знатоки устного народного творчества». Этот конкурс состоит из 3-х заданий (командам раздаются карточки с заданиями):
1. Прочитав перевертыш, отгадайте пословицу. Например, перевертыш: «Слон хвоста не затупит», отгаданная пословица: «Комар носа не подточит».
2. Назовите 3 пословицы, поговорки о природе.
3. Изобразите пантомимой пословицу так, чтобы зрители отгадали ее. За верно угаданную пословицу команда получает 3 балла.
1-й ученик:
Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды: гибнут легкие планеты – леса. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных пожаров происходит по вине человека. Гибнут звери и птицы. Исчезли с лица Земли лесные слоны, носороги, саблезубый тигр, мамонт и другие. По данным Международного Союза охраны природы с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих: птица моа (Новая Зеландия), дронт (о. Маврикий в Индийском океане), бескрылая гагарка (Исландия) и другие, тарпан (дикая лошадь), зебра квагга, сумчатый волк, морская корова Стеллера и много других.
2-й ученик:
Сберечь и сохранить флору и фауну Земли для потомков – важнейшая задача человечества.
Нам лучше мокнуть под дождем,
Чем в душной комнате томиться.
Так пусть вперед зовет нас гром
И пусть нам молния светится.
Ведущий: Переходим к IV конкурсу-викторине «Как уменьшить отходы, загрязняющие землю?» (За правильный ответ команды получают по одному балу).
В магазине ты отдаешь предпочтение стеклянной или пластмассовой бутылке или упаковке? (Стеклянной, так как ее можно использовать несколько раз или сдать в магазин).
Что делать с ненужной макулатурой? (Утилизировать)
Что делать с одеждой, которую ты не носишь? (Отдать нуждающимся)
Почему нельзя бросать в лесу стекло? (Оно может стать причиной пожара)
Чем опасны изделия из пенопласта для экологии? (Они не разлагаются в природе)
(Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается последний, IV конкурс соревнующихся команд).
Учитель:
Ребята! Сегодня мы узнали, как важно сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Мы должны быть патриотами своего Отечества. (Ученики, помогающие ведущему, призывают всех участников беречь природу и предлагают высказать свои предложения по улучшению окружающей среды своего села).
Награждение победителей.