СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Природа - наш дом родной!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;

раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Природа - наш дом родной!"»

Внеклассное занятие «Природа – наш дом»



Цели:

  •  расширить знания детей о природе;

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

  • воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;

  • развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.





Ход занятия:



Учитель: - Добрый день!

Учитель читает стих

В лесу

Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева

Учитель: - Скажите, вам нравится гулять по лесу? Почему?

Учитель: Природа – наш общий дом. Как не мешать друг другу и не навредить природе? Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Наша задача – хранить и умножать красоту природы.

1.Загадки

1.Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.                                (Ветер)

                                                           

2.Крашеное коромысло через речку повисло.      

                                                                          (Радуга)

3. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала

Солнышко застлала.      (Туча)

  1. Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)

  2. Одеяло бело, всё поле одело. (Снег)

  3.  Голубой ковёр всю Землю покрыл. (Небо)

  4. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.                                                    (Дождь)

  5. Красная девушка по небу днём ходит.   (Солнце)

  6.  Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

     Он невидимый и всё же

     Без него мы жить не можем. (Воздух)

  1.  Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает

      И бормочет, и поёт, убаюкивает?

      Его просят, его ждут,

      А как придёт, прятаться идут. (Дождь)

  1.  На чёрный платок просыпано просо.

     Пришёл петушок, а склевать непросто.  (Звёзды)

  1. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

  2. Среди поля голубого –

     Яркий свет огня большого,

     Не спеша огонь тот ходит,

     Землю-матушку обходит.

     Светит весело в оконце,

    Что же это? (Солнце)

2. Конкурс «Кто и где живёт».

 *Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)

   *Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму.   (Белка.)

   *Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы.   (Бурундук)

   *Похож на собаку, но больших размеров, хищник.   (Волк).

   *Лесной доктор.   (Дятел).

   *Лесной санитар.   (Муравей.)

3. Конкурс «Ромашка.» (У ромашки отрывают лепестки.)

- На лепестках на тему «Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

  1. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик.      (Шиповник.)

  2. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов.     (Пион.)

  3. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов.     (Ромашки.)

  4. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши.     (Василёк.)

4 Лесная аптека

  1. Какие лекарственные травы применяются при простуде?   (Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины)

  2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? (Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел)

  3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе?  (Зверобой.)

  4. Какие растения помогают при упадке сил? (Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой.)



  1. Легенды и мифы о растениях

На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Так сложились мифы, сказания о лекарственных растениях, их использование в обрядовых ритуалах и обычаях. Но в легендах, сложенных мудрыми предками, всегда кроется большой смысл.

Береза

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени, мать всех духов и Берегинявсех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева-березы.

Зверобой 

В старину зверобой считался волшебным растением набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. Старики считали, что он отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей.

Зверобой считался лекарственным растением еще в Древней Греции и Риме. О нем писали Гиппократ, и Плиний Старший. В народе его называют травой от 99 болезней и практически не было сбора, в который не включали бы зверобой.

Мята

Мята была широко известна в Древнем Риме. Согласно легенде, ее название происходит от имени нимфы Минты, которую Прозерпина превратила в растение. Из-за жгучего вкуса листьев она получила свое видовое название (перечный).

Ромашка

Ромашка-милый обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где с неба падает звезда.

Подорожник

Вот еще одно растение-лекарь – это подорожник. В старину его называли «порезник» или «ранник». А вот как люди узнали о целебных свойствах этого растения.

Давным-давно, две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения

  1. Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.

(Дети садятся.)


7. «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»

    - Давайте вспомним правила поведения в природе.

                           Памятка:

  • НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

  • НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

  • НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

  • НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

  • НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

  • НЕ разоряй птичьи гнёзда.

  • НЕ разоряй муравейники.

  • НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  • НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

  • В лесу старайся ходить по тропинкам.

    1. Игра «Угадай, чье объявление»

Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

  • Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).

  • Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

  • Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).

Учитель зачитывает стихотворение:

Родное.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка,

И лесок,

В поле каждый колосок,

Речка,

Небо надо мною –

Это все мое, родное! (В Орлов)



Учитель: - Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование нашей природы».

Учитель: Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников, журналистов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

(ученик читает стихотворение)

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и листва,

Горы, воздух и трава,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг ПРИРОДА.

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!