СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Школа развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Школа развития речи"»

Программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 класса.

Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Программа составлена в соответствии с нормативными актами федерального уровня:

  • Законом «Об образовании»

  • Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. №03-296

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «Об изменениях, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г. №373»

  • Программа «Школа развития речи» составлена на основе программы курса «Речь» (авторы:Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова).

  • При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • На уровне школы нормативными документами, определяющими правовое поле для организации внеурочной деятельности для учащихся школы, являются: типовое положение об образовательном учреждении, Устав школы, приказы директора, локальные акты школы

Назначение программы

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС НОО по направлению развития личности «духовно-нравственное».

Программа составлена на основе программы курса «Школа развития речи», составлена автором Т.С.Соколовой победителем конкурса  лучших учителей Р.Ф.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».

Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Актуальность программы.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Речь шлифует и совершенствует мысль. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.Количество учащихся, у которых речевое развитие не соответствует возрасту, увеличивается ежегодно. Нарушение компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями:

  • нарушением структуры речи с преобладанием ошибок фонематического типа;

  • ограниченным словарным запасом;

  • бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи;

  • неразвитостью связной речи.

  • слабо сформированы психические процессы (как вторичные проявления речевого отставания).

В программе начальной школы недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.Программа «Школа развития речи» направлена на решение данной проблемы.

Новизна программы: содержание программы «Школа развития речи» отличается личностной ориентацией и концентрическим расширением объема материала от класса к классу.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет. На изучение курса «Школа развития речи» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов.

Срок реализации всей программы: программа рассчитана на 4 года.

Цель программы:

Повышать уровень языкового развития школьников.

Задачи программы:

  • содействовать усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических норм, синтаксических конструкций;

  • способствовать формированию речевых интересов и потребностей младших школьников;

  • решать проблемы интеллектуального развития детей.

Основные принципы содержания программы:

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к деятельности.

Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип повторения. В результате повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения заключается в использовании активных форм и методов обучения.

Формы проведения:

  • Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».

  • Ролевые игры.

  • Конкурсы, викторины.

  • Защита проектов.

  • Диагностики



Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  • Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового характера. Речевое творчество.

  • Занимательные задания (языковые игры и др.).

Ожидаемые результаты.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные.

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные.

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

Регулятивные.

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Речь. Техника и выразительность речи.

  • Слово

  • Предложение и словосочетание

  • Текст

  • Культура общения

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.









































Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Многозначные слова.

1

5.09

2

Омонимы, омоформы и омофоны.

1

12.09

3

Фразеологизмы.

1

19.09

4

Сравнения.

1

26.09

5

Олицетворение.

1

3.10

6

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.

1

10.10

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

17.10

8

Откуда приходят слова

1

24.10

9

Этимология.

1

31.10

10

Как тебя зовут?

1

14.11

11

Наши фамилии.

1

21.11

12

Проект « Что в имени тебе моем…»

1

28.11

13

Топонимы.

1

5.12

14

Устаревшие слова

1

12.12

15

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

1

19.12

16

Типы текстов. (17)

1

26.12

17

Тема текста. Опорные слова. (18)

1

9.01

18

Связь предложений в тексте. (19)

1

16.01

19

Цепная связь предложений в тексте (20)

1

23.01

20

Параллельная связь предложений в тексте. (22)

1

30.01

21

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». (23)

1

6.02

22

Анализ работ.

1

13.02

23

Единый временной план текста. (24)

1

20.02

24

Временной план в текстах. (25)

1

27.02

25

Работа с текстом. (26)

1

6.03

26

Стили речи. (27)

1

13.03

27

Научный стиль. (30)

1

20.03

28

Словари. (31)

1

3.04

29

Диалог и монолог. (28)

1

10.04

30

Культура общения. (29)

1

17.04

31

Культура общения Проверь себя.

1

24.04

32

Анализ проверочной работы.

1

15.05

33

Итоговое занятие КВН.

1

22.05
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!