1. Пояснительная записка
Программа по курсу «Занимательное обществознание» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от № 253 от 31.03.2014 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса « Обществознание» определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 №1089 « Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования ».
Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: «Обществознание» 7 класс учеб. Для общеобразовательных организаций Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Ивановой и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2015 г.
2. Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы
« Избранные вопросы обществознания» в 7 классе.
Лекции, проекты, семинары, практические занятия, проверка степени овладения учащимися знаниями методов выполнения заданий.
В случае перехода на дистанционное обучение программа будет реализована на следующих платформах и сервисах: ZOOM, чат в Вконтакте, чат в Вайбере.
3. Общая характеристика программы
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного курса «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, что и в двух предыдущих учебниках (для 5 и 6 классов) — повествование идет от общего к частному.
Следует учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.
Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков.
Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.
Задачи:
1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».
2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.
3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей
4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия курса внеурочной деятельности;
- основные понятия межличностных отношений.
- важность эмоциональной сферы в жизни человека
- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования
- основные состояния человека и их поведенческие проявления
- правила эффективного общения с окружающими
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
6) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)
- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни
Регулятивные УУД:
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
- планировать свою деятельность в жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
5. Содержание программы
Глава 1.Личность подростка.
Тема 1-2.
Переходный возраст.
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.
Тема 3-4.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Тема 5-6.
Быть взрослым.
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.
Тема 7-8.Физические изменения у подростков.
Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Тема 9-10.Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.
Тема 11-12. Психологический портрет личности: эмоции и чувства
Способности и интеллект. Чувства и эмоции. Чувствительность, эмоциональность и возможность управлять этими качествами своей личности зависят т характера человека.
Тема 13-14. Самооценка подростка.
Одним из важнейших моментов в развитии личности является самооценка. Кто и что влияет на самооценку. Методы самовоспитания. Как самооценка стимулирует развитие подростка.
Тема 15-16. Выдающаяся личность
Что необходимо. чтобы стать выдающейся личностью. Роль семьи, образования и общества в формировании выдающейся личности.
Тема 17-18. Лидер и его качества.
Кого считают лидером. Элементы лидерства. Искусство общения. Знания и умения, необходимые лидеру.
Глава 2. Подросток в социальной среде
Тема 19-20. Социальная среда подростка.
Что такое социальная среда? Как влияют на подростка. Подросток всё время находится в окружении людей и информационного поля. Всё это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.
Тема 21-22. Подросток в группе.
Социальные группы-большие и малые, профессиональные, религиозные, национальные, политические и др. Законы группы.
Тема 23-24. Межличностные отношения.
Взаимопонимание в межличностных отношениях. Вне зависимости от категорий возникают малые группы на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность, и имеют эмоциональную окраску.
Тема 25-26. «М» и «они».
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Тема 27-28. Социальный портрет молодёжи.
Молодёжь – большая социальная группа. Проблемы молодёжи в современном обществе. Ценности современной молодёжи.
Глава 3. Подросток и закон
Тема 29-30. Юридические границы подросткового возраста.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Под защитой права. Юридическая ответственность.
Тема 31-32. Подросток как гражданин.
Гражданин и гражданство. Гражданские права и свободы. Политические права. Обязанности граждан РФ.
Тема 33-34. Подросток и его права.
Гражданские права ребёнка. Социально-экономические и культурные права ребёнка.
Тема 35-36. Опасный путь преступной жизни.
Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции.
Тема 37-38.Подросток в обществе риска.
Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.
Тема 38-39. Конвенция о правах ребенка.
Тема 40-41. Права детей.
Тема 42-43. Подросток и Закон.
Тема 44-45. Подросток и преступление.
Тема 46-47.Жизнь-главная ценность человека.
Глава 4. Образ жизни подростка
Тема 48-49.Проблема одиночества.
Одиночество. Как бороться с одиночеством.
Тема 50-51. Подростковая культура.
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.
Тема 52-53.Образ жизни.
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.
Тема 54-55.Досуг и отдых.
Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.
Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Тема 56-57.Спорт.
Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Спорт в XX в.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.
Тема 58-59. Развлечения в кампании.
Тема 60-61. Я и моя уличная кампания.
Тема 62-64. Мои ценности
Глава 5. Подросток и его жилая среда
Тема 65-66.Город и село.
Эволюция города. Восточный и греческий города. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село. Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.
Тема 67-68. Мой дом, моё жилище.
6. Изменения в календарно-тематическом планировании
В планировании увеличено годовое количество учебных часов до 70, так как учебный год составляет 35 учебных недель. Курс 35 часов, 2 часа в неделю.Поэтому для более качественного усвоения программного материала обучающимися, мною изменено количество учебных часов в темах:
Тема | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
Вводное занятие | 0 | 1 |
Глава 1.Личность подростка. | 18 | 18 |
Глава 2. Подросток в социальной среде | 10 | 10 |
Глава 3. Подросток и закон | 20 | 20 |
Глава 4. Образ жизни подростка | 16 | 16 |
Глава 5. Подросток и его жилая среда Итоговое занятие | 4 | 5 1 |
итого | 68 | 70 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во час. | дата |
план | факт |
Введение (1ч ) |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
Глава 1. Личность подростка 18 ч. |
2-3 | Переходный возраст | 2 | | |
4-5 | Задачи и трудности подросткового возраста | 2 | | |
6-7 | Быть взрослым | 2 | | |
8-9 | Физические изменения у подростков | 2 | | |
10-11 | Психологический портрет личности: темперамент и характер | 2 | | |
12-13 | Психологический портрет личности: эмоции и чувства | 2 | | |
14-15 | Самооценка подростка | 2 | | |
16-17 | Выдающаяся личность | 2 | | |
18-19 | Лидер и его качества | 2 | | |
Глава 2. Подросток в социальной среде 10 ч. |
20-21 | Социальная среда подростка. | 2 | | |
22-23 | Подросток в группе | 2 | | |
24-25 | Межличностные отношения | 2 | | |
26-27 | «М» и «они» | 2 | | |
28-29 | Социальный портрет молодёжи. | 2 | | |
Глава 3. Подросток и закон 20 ч. |
30-31 | Юридические границы подросткового возраста. | 2 | | |
32-33 | Подросток как гражданин. | 2 | | |
34-35 | Подросток и его права | 2 | | |
36-37 | Опасный путь преступной жизни | 2 | | |
38-39 | Подросток в обществе риска | 2 | | |
40-41 | Конвенция о правах ребенка | 2 | | |
42-43 | Права детей | 2 | | |
44-45 | Подросток и Закон | 2 | | |
46-47 | Подросток и преступление | 2 | | |
48-49 | Жизнь-главная ценность человека | 2 | | |
Глава 4. Образ жизни подростка 16 ч. |
50-51 | Проблема одиночества | 2 | | |
52-53 | Подростковая культура | 2 | | |
54-55 | Образ жизни | 2 | | |
56-57 | Досуг и отдых | 2 | | |
58-59 | Спорт | 2 | | |
60-61 | Развлечения в кампании | 2 | | |
62-63 | Я и моя уличная кампания | 2 | | |
64-65 | Мои ценности | 2 | | |
Глава 5. Подросток и его жилая среда |
66-67 | Город и село | 2 | | |
68-69 | Мой дом, мое жилище | 2 | | |
70 | Итоговое занятие | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-12-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.-223
2. Н.С. Кочетов.Обществознание. Поурочные аланы по учебнику А.И Кравченко, Е.А. Певцовой. 7 класс. Волгоград. 2010.
3. И.С. Хромова. рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. – 5 изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.
4. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. М.: «Русское слово», 2008
Электронные ресурсы
1. http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
2. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
3. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
4. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение
5. http://www.hpo.opg — Права человека в России.
6. http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
8. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
9. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.