СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа "Занимательное обществознание" 2020-2021 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Содержание основного общего образования по обществознанию  представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его  основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование  общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного курса «Обществознание» является опыт познавательной  и практической  деятельности,  включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, что и в двух предыдущих учебниках (для 5 и 6 классов) — повествование идет от общего к частному.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа "Занимательное обществознание" 2020-2021 учебный год»





1. Пояснительная записка

Программа по курсу «Занимательное обществознание» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от № 253 от 31.03.2014 года (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576);

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности для 7 класса « Обществознание» определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 №1089 « Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования ».

Программа составлена на основе примерной государственной программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: «Обществознание» 7 класс учеб. Для общеобразовательных организаций   Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Ивановой и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова  - М.: Просвещение, 2015 г.

2. Основные формы и методы, применяемые в ходе реализации программы

« Избранные вопросы обществознания» в 7 классе.

Лекции, проекты, семинары, практические занятия, проверка степени овладения учащимися знаниями методов выполнения заданий.

В случае перехода на дистанционное обучение программа будет реализована на следующих платформах и сервисах: ZOOM, чат в Вконтакте, чат в Вайбере.


3. Общая характеристика программы

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного курса «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, что и в двух предыдущих учебниках (для 5 и 6 классов) — повествование идет от общего к частному.

Следует учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.

Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков.

Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.

Задачи:

1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».

2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.

3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей

4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.

4. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Предметные результаты:

По окончании курса учащиеся должны знать/понимать:

- нормы и правила, существующие в мире;

- основные понятия курса внеурочной деятельности;

- основные понятия межличностных отношений.

- важность эмоциональной сферы в жизни человека

- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования

- основные состояния человека и их поведенческие проявления

- правила эффективного общения с окружающими

- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)


Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
6) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Личностные УУД:

- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор

- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

- понимать чувства других людей

- идти на взаимные уступки в разных ситуациях

- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках информации

- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков, ситуаций)

- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии в группе и индивидуально

- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

- планировать свою деятельность в жизненной ситуациях

- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков

Коммуникативные УУД:

- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами

- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями

- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку

5. Содержание программы

Глава 1.Личность подростка.

Тема 1-2.

Переходный возраст.

Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

Тема 3-4.

Задачи и трудности подросткового возраста.

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.

Тема 5-6.

Быть взрослым.

Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.

Тема 7-8.Физические изменения у подростков.

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

Тема 9-10.Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

Тема 11-12. Психологический портрет личности: эмоции и чувства

Способности и интеллект. Чувства и эмоции. Чувствительность, эмоциональность и возможность управлять этими качествами своей личности зависят т характера человека.

Тема 13-14. Самооценка подростка.

Одним из важнейших моментов в развитии личности является самооценка. Кто и что влияет на самооценку. Методы самовоспитания. Как самооценка стимулирует развитие подростка.

Тема 15-16. Выдающаяся личность

Что необходимо. чтобы стать выдающейся личностью. Роль семьи, образования и общества в формировании выдающейся личности.

Тема 17-18. Лидер и его качества.

Кого считают лидером. Элементы лидерства. Искусство общения. Знания и умения, необходимые лидеру.

Глава 2. Подросток в социальной среде

Тема 19-20. Социальная среда подростка.

Что такое социальная среда? Как влияют на подростка. Подросток всё время находится в окружении людей и информационного поля. Всё это оказывает на него влияние. В зависимости от близости отношений изменяется степень его воздействия.

Тема 21-22. Подросток в группе.

Социальные группы-большие и малые, профессиональные, религиозные, национальные, политические и др. Законы группы.

Тема 23-24. Межличностные отношения.

Взаимопонимание в межличностных отношениях. Вне зависимости от категорий возникают малые группы на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность, и имеют эмоциональную окраску.

Тема 25-26. «М» и «они».

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Тема 27-28. Социальный портрет молодёжи.

Молодёжь – большая социальная группа. Проблемы молодёжи в современном обществе. Ценности современной молодёжи.

Глава 3. Подросток и закон

Тема 29-30. Юридические границы подросткового возраста.

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Под защитой права. Юридическая ответственность.

Тема 31-32. Подросток как гражданин.

Гражданин и гражданство. Гражданские права и свободы. Политические права. Обязанности граждан РФ.

Тема 33-34. Подросток и его права.

Гражданские права ребёнка. Социально-экономические и культурные права ребёнка.

Тема 35-36. Опасный путь преступной жизни.

Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции.

Тема 37-38.Подросток в обществе риска.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.

Тема 38-39. Конвенция о правах ребенка.

Тема 40-41. Права детей.

Тема 42-43. Подросток и Закон.

Тема 44-45. Подросток и преступление.

Тема 46-47.Жизнь-главная ценность человека.

Глава 4. Образ жизни подростка

Тема 48-49.Проблема одиночества.

Одиночество. Как бороться с одиночеством.

Тема 50-51. Подростковая культура.

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.

Тема 52-53.Образ жизни.

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

Тема 54-55.Досуг и отдых.

Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

Тема 56-57.Спорт.

Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Спорт в XX в.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.

Тема 58-59. Развлечения в кампании.

Тема 60-61. Я и моя уличная кампания.

Тема 62-64. Мои ценности

Глава 5. Подросток и его жилая среда

Тема 65-66.Город и село.

Эволюция города. Восточный и греческий города. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село. Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

Тема 67-68. Мой дом, моё жилище.

6. Изменения в календарно-тематическом планировании

В планировании увеличено годовое количество учебных часов до 70, так как учебный год составляет 35 учебных недель. Курс 35 часов, 2 часа в неделю.Поэтому для более качественного усвоения программного материала обучающимися, мною изменено количество учебных часов в темах:



Тема

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Вводное занятие

0

1

Глава 1.Личность подростка.


18

18

Глава 2. Подросток в социальной среде


10

10

Глава 3. Подросток и закон

20

20

Глава 4. Образ жизни подростка


16

16

Глава 5. Подросток и его жилая среда

Итоговое занятие

4

5


1

итого

68

70


7. Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во час.

дата

план


факт

Введение (1ч )

1

Вводное занятие

1



Глава 1. Личность подростка 18 ч.

2-3

Переходный возраст

2





4-5

Задачи и трудности подросткового возраста

2



6-7

Быть взрослым

2



8-9

Физические изменения у подростков

2



10-11

Психологический портрет личности: темперамент и характер

2



12-13

Психологический портрет личности: эмоции и чувства

2



14-15

Самооценка подростка

2



16-17

Выдающаяся личность

2





18-19

Лидер и его качества

2



Глава 2. Подросток в социальной среде 10 ч.

20-21

Социальная среда подростка.

2







22-23

Подросток в группе

2



24-25

Межличностные отношения

2



26-27

«М» и «они»

2



28-29

Социальный портрет молодёжи.

2



Глава 3. Подросток и закон 20 ч.

30-31

Юридические границы подросткового возраста.

2



32-33

Подросток как гражданин.

2



34-35

Подросток и его права

2



36-37

Опасный путь преступной жизни

2



38-39

Подросток в обществе риска

2



40-41

Конвенция о правах ребенка

2



42-43

Права детей

2





44-45

Подросток и Закон

2



46-47

Подросток и преступление

2



48-49

Жизнь-главная ценность человека

2



Глава 4. Образ жизни подростка 16 ч.

50-51

Проблема одиночества

2



52-53

Подростковая культура

2



54-55

Образ жизни

2



56-57

Досуг и отдых

2



58-59

Спорт

2



60-61

Развлечения в кампании

2



62-63

Я и моя уличная кампания

2



64-65

Мои ценности

2



Глава 5. Подросток и его жилая среда

66-67

Город и село

2



68-69

Мой дом, мое жилище

2



70

Итоговое занятие

1




Учебно-методическое обеспечение:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-12-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010.-223

2. Н.С. Кочетов.Обществознание. Поурочные аланы по учебнику А.И Кравченко, Е.А. Певцовой. 7 класс. Волгоград. 2010.

3. И.С. Хромова. рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. – 5 изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009.

4. И.С. Хромова. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 7 класс. М.: «Русское слово», 2008

Электронные ресурсы

1. http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.

2. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.

3. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.  

4. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.   http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение

5. http://www.hpo.opg — Права человека в России.

6. http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».  

7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

8. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).

9. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!