1. Мотивационный этап | Приветствует учащихся. Мотивирует к учебной деятельности при помощи эмоционального настроя или необычной формы мероприятия. - Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на занятии. А сейчас разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), всегда (безымянный), во всем (мизинец), здравствуй (всей ладонью), … (имя). Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Определяют личные мотивы к деятельности на занятии. | ЛУУД: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Самоопределение к деятельности, создание положительного настроя детей на работу. |
2. Актуализация знаний | - Для начала предлагаю разгадать ребусы и вспомнить тему прошлого занятия. - Разгадайте ребусы: 1) 2) 3) 4) - Что это за музыкальные инструменты? - Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было нарисовать (вырезать, наклеить) русские народные инструменты. Давайте устроим выставку из ваших рисунков и расскажем об этих инструментах. - Назовите произведения, которые можно наиграть на этих инструментах. - Где чаще можно услышать такие произведения? - Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству. Вспомните, как оно называется? - Верно. | - Балалайка, трещотка, гармонь, свирель. - Русские народные. Дети демонстрируют рисунки, рассказывают о них - Русские народные песни, пляски, хороводы, наигрыши - На народных праздниках, свадьбах. - Фольклор. | ПУУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Беседа, повторение Дидактическая игра Выставка работ, демонстрация |
3. Организация познавательной деятельности | 3.1. Постановка проблемы | - Ребята, а много ли вы знаете о старинных свадебных обрядах на Руси? - Хорошо, тогда как будет звучать точно тема нашего сегодняшнего занятия? Я вам немного подскажу, обратите внимание на слайд, прочитайте. - Тогда какую цель мы можем поставить перед собой? | - Нет, хотим узнать. Читает тему занятия 1 человек из класса. - Узнать о старинном свадебном обряде н Руси: девичнике. | РУУД:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия РУУД:формирование умения планировать и контролировать свою деятельность | М. проблемной ситуации Постановка системы перспектив |
3.2. Открытие нового знания | - Свадебный обряд имел чёткую, строго соблюдаемую структуру: сговор — сватовство — девичник — свадьба. -И сегодня мы будем говорить именно о девичнике. - Термин девичник обозначает прощание невесты с девичеством, так называемой девичьей волей, и переход молодой девушки в следующий статус – замужних женщин, по другому называемых молодушками. Выходя «за муж», девушка переходила в другой род, и это событие сопровождалось непременными магическими действиями, направленными на обеспечение достатка и благосостояния девушки в замужестве. - Часто будущие молодожены задаются вопросом о том, а есть ли жизнь после свадьбы. Кажется, что все в корне изменится, когда молодые сыграют свадьбу и станут жить вместе. В давние времена так и было – жизнь действительно значительно менялась, особенно для женщины. Поэтому и возникли такие обряды, как девичник и «оплакивание» невесты.(Сл.1) Во времена патриархата женщина уходила в дом мужа, покидая свое родное гнездышко. При этом она попадала под неограниченную власть мужчины – зачастую практически чужого и малознакомого. Разумеется, это было поводом для великой печали. - Этапы проведения девичника..(Сл.2) - Печальный обряд оплакивания невесты: На девичник приглашали в дом особого человека – плакальщицу (вытницу), умеющую петь и причитать так, чтобы любое, даже самое холодное сердце растаяло, и невеста смогла вдоволь наплакаться. Плакали с ней и подружки. (Сл.3) - (Оплакивание) (Сл.4) - Прогулки, гуляния, веселье: Родители невесты, устав от бесконечных плачей, которые могли длиться несколько дней, отпускали невесту вместе с подружками погулять. Летом девушки ходили в поля, купались в росе, плели венки из колосьев и надевали на невесту – этот ритуал связан с плодородием. (Сл.5,6) - Обряд подготовки невесты: На девичнике невеста купалась с подружками в реке, в утренней и вечерней росе , а в день перед свадьбой – в бане. Вода давала невесте здоровье и красоту и «смывала волюшку». (Сл.7) - Перед походом в баню подружки расплетали невесте косу – и это тоже сопровождалось обрядовыми песнями. После купания невеста оставалась с распущенными волосами. Помытая невеста просила благословения у отца, одаривала родственников и подружек. (Сл.8) - Кульминацией предсвадебного девичника был обряд заплетания косы. Подруги заплетали невесте косу и вплетали в нее ленты, продолжая «голосить» и обливаться слезами. (Сл. 9) - Иногда подружки оставались на ночь и гадали. Правда, считалось, что гадать можно только тогда, когда на улице лежит снег. (Сл.10) - Вывод: Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое. Говорят, что девичник перед началом семейной жизни – это как утренняя зарядка перед тяжелым днем. Заряд бодрости, энергии и позитива – неплохой багаж для вступления в новый жизненный этап. Хотя многое зависит от того, как именно будет проведен этот праздник. (Сл.11) | | ЛУУД: Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; | Рассказ Рассказ, восприятие материала М. междисциплинарного взаимодействия М. художественного контекста |
3.3. Музыкально слушательская деятельность | - Ребята, ну, а сейчас мы послушаем песню Надежды Бабкиной «Девицы-красавицы», которую и выучим в конце нашего занятия. - И слушая эту песню, я хочу, чтобы вы подумали над вопросами: о чем эта песня и какой характер мелодии. Вкл. песню Надежды Бабкиной «Тень-тень над водою». - О чем же эта песня? - Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта песня? - Какой характер мелодии? Какой ритм? | Ответы детей | КУУД: умение вести диалог | Восприятие материала, беседа, м.содержательного анализа произведения |
3.4. Вокально хоровая работа | - А сейчас мы разучим эту песню. 1) Учим 1+1=2 (1 куплет) 2) Затем проговариваем полностью песню 3) Поем 1 куплет 4) Учим припев 1+1=2 5) Проговариваем припев 6) Поем припев 7) Проговариваем куплет и припев 8) Поем куплет и припев Напоминаю о певческой позиции, дирижирую. Текст песни: | Разучивают песню | ЛУУД: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Метод стимулирования занимательным содержанием, |
3.5.Музыкально ритмические движения | Выполняют движения под музыку и поют заключительный раз. - У вас прекрасно получилось, я раза, что эта песня вам понравилась, и вы с большим желанием ее исполняли. | Выполняют музыкальные ритмические движения и поют. | РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия ЛУУД:Позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей. | М. музыкального обобщения |