СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие на тему: "Девичник на Руси"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет учителям великолепно провести внеурочное занятие по этой теме.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие на тему: "Девичник на Руси"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

1. Мотивационный этап

Приветствует учащихся. Мотивирует к учебной деятельности при помощи эмоционального настроя или необычной формы мероприятия.

- Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на занятии. А сейчас разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя). Присаживайтесь.


Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Определяют личные мотивы к деятельности на занятии.

ЛУУД: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Самоопределение к деятельности, создание положительного настроя детей на работу.

2. Актуализация знаний

- Для начала предлагаю разгадать ребусы и вспомнить тему прошлого занятия.

- Разгадайте ребусы:

1)

2)

3)

4)

- Что это за музыкальные инструменты?

- Домашним заданием к сегодняшнему уроку у вас было нарисовать (вырезать, наклеить) русские народные инструменты. Давайте устроим выставку из ваших рисунков и расскажем об этих инструментах.

- Назовите произведения, которые можно наиграть на этих инструментах.


- Где чаще можно услышать такие произведения?

- Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству. Вспомните, как оно называется?

- Верно.








- Балалайка, трещотка, гармонь, свирель.























- Русские народные.


Дети демонстрируют рисунки, рассказывают о них



- Русские народные песни, пляски, хороводы, наигрыши

- На народных праздниках, свадьбах.


- Фольклор.

ПУУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
















Беседа, повторение

Дидактическая игра






























Выставка работ, демонстрация











3. Организация познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы

- Ребята, а много ли вы знаете о старинных свадебных обрядах на Руси?

- Хорошо, тогда как будет звучать точно тема нашего сегодняшнего занятия? Я вам немного подскажу, обратите внимание на слайд, прочитайте.

- Тогда какую цель мы можем поставить перед собой?

- Нет, хотим узнать.




Читает тему занятия 1 человек из класса.

- Узнать о старинном свадебном обряде н Руси: девичнике.

РУУД:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия

РУУД:формирование умения планировать и контролировать свою деятельность

М. проблемной ситуации





Постановка системы перспектив

3.2. Открытие нового знания

- Свадебный обряд имел чёткую, строго соблюдаемую структуру: сговор — сватовство — девичник — свадьба.

-И сегодня мы будем говорить именно о девичнике.

- Термин девичник обозначает прощание невесты с девичеством, так называемой девичьей волей, и переход молодой девушки в следующий статус – замужних женщин, по другому называемых молодушками. 
Выходя «за муж», девушка переходила в другой род, и это событие сопровождалось непременными магическими действиями, направленными на обеспечение достатка и благосостояния девушки в замужестве.

- Часто будущие молодожены задаются вопросом о том, а есть ли жизнь после свадьбы. Кажется, что все в корне изменится, когда молодые сыграют свадьбу и станут жить вместе. В давние времена так и было – жизнь действительно значительно менялась, особенно для женщины. Поэтому и возникли такие обряды, как девичник и «оплакивание» невесты.(Сл.1) Во времена патриархата женщина уходила в дом мужа, покидая свое родное гнездышко. При этом она попадала под неограниченную власть мужчины – зачастую практически чужого и малознакомого. Разумеется, это было поводом для великой печали.

- Этапы проведения девичника..(Сл.2)

- Печальный обряд оплакивания невесты:

На девичник приглашали в дом особого человека – плакальщицу (вытницу), умеющую петь и причитать так, чтобы любое, даже самое холодное сердце растаяло, и невеста смогла вдоволь наплакаться. Плакали с ней и подружки. (Сл.3)
- (Оплакивание) (Сл.4)

- Прогулки, гуляния, веселье:

Родители невесты, устав от бесконечных плачей, которые могли длиться несколько дней, отпускали невесту вместе с подружками погулять. Летом девушки ходили в поля, купались в росе, плели венки из колосьев и надевали на невесту – этот ритуал связан с плодородием. (Сл.5,6)

- Обряд подготовки невесты:

На девичнике невеста купалась с подружками в реке, в утренней и вечерней росе , а в день перед свадьбой – в бане. Вода давала невесте здоровье и красоту и «смывала волюшку». (Сл.7)

- Перед походом в баню подружки расплетали невесте косу – и это тоже сопровождалось обрядовыми песнями. После купания невеста оставалась с распущенными волосами. Помытая невеста просила благословения у отца, одаривала родственников и подружек. (Сл.8)

- Кульминацией предсвадебного девичника был обряд заплетания косы. Подруги заплетали невесте косу и вплетали в нее ленты, продолжая «голосить» и обливаться слезами. (Сл. 9)

- Иногда подружки оставались на ночь и гадали. Правда, считалось, что гадать можно только тогда, когда на улице лежит снег. (Сл.10)

- Вывод:

Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое.

Говорят, что девичник перед началом семейной жизни – это как утренняя зарядка перед тяжелым днем. Заряд бодрости, энергии и позитива – неплохой багаж для вступления в новый жизненный этап. Хотя многое зависит от того, как именно будет проведен этот праздник. (Сл.11)






ЛУУД: Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;





Рассказ







Рассказ, восприятие материала





М. междисциплинарного взаимодействия


М. художественного контекста

3.3. Музыкально слушательская деятельность

- Ребята, ну, а сейчас мы послушаем песню Надежды Бабкиной «Девицы-красавицы», которую и выучим в конце нашего занятия.

- И слушая эту песню, я хочу, чтобы вы подумали над вопросами: о чем эта песня и какой характер мелодии.

Вкл. песню Надежды Бабкиной «Тень-тень над водою».

- О чем же эта песня?

- Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта песня?

- Какой характер мелодии? Какой ритм?










Ответы детей

КУУД: умение вести диалог

Восприятие материала, беседа, м.содержательного анализа произведения

3.4. Вокально хоровая работа

- А сейчас мы разучим эту песню.

1) Учим 1+1=2 (1 куплет)

2) Затем проговариваем полностью песню

3) Поем 1 куплет

4) Учим припев 1+1=2

5) Проговариваем припев

6) Поем припев

7) Проговариваем куплет и припев

8) Поем куплет и припев

Напоминаю о певческой позиции, дирижирую.

Текст песни:


Разучивают песню

ЛУУД: развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метод стимулирования занимательным содержанием,

3.5.Музыкально ритмические движения

Выполняют движения под музыку и поют заключительный раз.

- У вас прекрасно получилось, я раза, что эта песня вам понравилась, и вы с большим желанием ее исполняли.

Выполняют музыкальные ритмические движения и поют.

РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия

ЛУУД:Позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

М. музыкального обобщения

4. Рефлексия. Подведение итогов

- Что мы сегодня нового узнали?

- Чему научились?

-Чем вы сможете прийти и поделиться с семьей, друзьями?

Отвечают на вопросы учителя

ПУУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

КУУД: умение вести диалог


Беседа, самооценка






ГБПОУ РО «ЗернПК»










Внеурочное занятие №3

на тему: «Девичник на Руси»

студентки 3 «А» группы ГБПОУ РО «ЗернПК»

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Андреевой Екатериной Андреевной







Методист: Шевченко Е.И.

_______________________

(подпись)






г. Зерноград

2019

Класс: 4

Тема урока: «Девичник на Руси»

Цель: Узнать о старинном свадебном обряде н Руси - девичнике.

Задачи:

- освоение знаний о старинном обряде на Руси - девичнике; Разучить новую песню «Девицы красавицы»

- овладение умениями находить ответы на поставленные вопросы;

- развитие речи, логического мышления, внимания, музыкальных способностей.


Планируемые результаты:


Личностные результаты

Будут формироваться:

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

  • Позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.


Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия;

  • формирование умения планировать и контролировать свою деятельность

Познавательные:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные:

  • умение вести диалог


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!