КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Столбовой Татьяны Дмитриевны
Дата: 12.11.2020 г
Курс: Школа юного астронома
Класс: 4
Руководитель практики: Чащина Татьяна Васильевна Подпись ________________________
Тема: Какой мы видим Луну на небе?
Направление: общеинтелектуальное
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
обучающиеся демонстрируют
регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);
коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).
Предметные: обучающиеся актуализируют свои знания о Луне; демонстрируют свои знания о видимом движении Луны и умеют создавать макет движения Луны относительно Земли, умеют пользоваться пластилином и знают правила работы с ним.
Цель: развитие познавательного интереса в процессе выполнения занимательных и творческих заданий.
Задачи:
Воспитательная: развивать целостный-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, учить воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, развивать умение проявлять готовность к саморазвитию.
Развивающая:
развивать
регулятивные УУД: (умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
познавательные УУД: (умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);
коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).
Образовательная: актуализировать знания обучающихся о Луне; расширить представления о видимом движении Луны, организовать работу по созданию макета движения Луны относительно Земли, напомнить правила работы с пластилином.
Форма занятия: виртуальная экскурсия с элементами творческой деятельности.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы обучения:
• принцип наглядности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип сознательности и активности;
• принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального подъема;
воспитание через взаимодействие.
Методы воспитания и обучения:
Метод стимулирования деятельности и поведения:
создание ситуации успеха;
поощрение.
Методы формирования социального опыта:
педагогическое требование;
Методы по источнику получения новых знаний:
Словесные:
беседа;
объяснение;
рассказ.
Наглядные:
организация наблюдения;
демонстрация.
Методы эмоционального стимулирования:
создание ситуации успеха;
поощрение;
использование игровых форм;
постановка системы перспектив.
Метод закрепления и повторения изученного материала:
Повторение.
Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
Методы развития познавательного интереса:
формирование готовности к восприятию;
стимулирование занимательным содержанием.
создание креативного поля.
Средства обучения
Демонстрационные: презентация «Какой мы видим Луну на небе?», Google. Класс - https://classroom.google.com/c/MTkyNzU3OTI0MzM3?cjc=i7rrwvx
Индивидуальные: дневник наблюдений, пластилин, зубочистки, салфетки, дощечка, стека.
Список литературы:
1. ФГОС НОО: текст изм. и доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
3. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2011. – 96с.- (работаем по новым стандартам).
4. Методические рекомендации. Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «Школа юного астронома», Симонова Елена Николаевна, Солдатенко Лариса Васильевна, 2017.
5. Google. Картинки.
6. Интерактивные игры: https://wordwall.net/play/7572/741/613 , https://wordwall.net/play/7610/237/598
7. YouTube (видеофрагменты): https://www.youtube.com/watch?v=iUt-rgULxIU , https://www.youtube.com/watch?v=iTz0ccHdiwE
Ход внеурочного мероприятия
Этап, задача | Методы и приёмы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (3-4 мин) Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение | Метод стимулирования деятельности и поведения: поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. | - Здравствуйте, ребята! - Я рада вас всех видеть и слышать, поэтому хочу одарить вас своей улыбкой, вы подарите мне свою тоже! - Вот какие мы с вами счастливые! - Спасибо! - Сейчас, я предлагаю вам встать и подойти к своему окошку и посмотреть, видно ли там нашу красавицу Луну. - У кого её видно? - Ребята, а вы когда-нибудь замечали, что иногда Луна находится в другом месте? Совсем ни там, где она находилась неделю назад? - А хотите узнать, почему так происходит? - Отлично! Сегодня мы с вами переместимся в обсерваторию, чтобы лучше изучить нашу Луну! - Но перед этим выполним зрительную гимнастику! (демонстрирую сама детям) | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). |
Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7-10 мин) Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия. | Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы по источнику получения новых знаний: Наглядные: организация наблюдения; демонстрация. Методы эмоционального стимулирования: поощрение; использование игровых форм; постановка системы перспектив. Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей: Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; | - Вот мы с вами и в обсерватории. Осмотритесь в ней, что вы в ней видите? - Что нам поможет наблюдать за Луной? (телескоп) - Верно! В обсерватории всегда находятся мощные телескопы, с помощью которых мы с вами можем увидеть множество звёзд, планеты и многое другое! - А теперь, для того, чтобы узнать нечто новое, необходимо вспомнить прошлое занятие, я предлагаю поиграть нам в игру «Найди пару». - Эта игра довольно простая – на слайде будут появляться карточки и им необходимо найти пару: https://wordwall.net/play/7572/741/613 Общий вид: Вопросы: Первый космонавт, ступивший на поверхность Луны – Нил Армстронг. Лунный самоходный аппарат, способный самостоятельно передвигаться на поверхности Луны, или аппарат для перевозки на поверхности Луны космонавтов и оборудования – Луноход. Естественный спутник Земли – Луна. Летательный аппарат, в котором летел Армстронг выполняя операцию по высадке на Луну – Аполлон. Ими покрыта большая часть поверхности Луны – Кратеры. - Предлагаю проверить наши ответы. - Отлично! Вижу, что вы хорошо запомнили наше прошлое занятие. - А теперь я предлагаю нам подумать, чем мы с вами можем сегодня заняться? - Интересные предположения! А верны они или нет, поможет нам узнать интересная игра «Шарады», сейчас на слайде появятся изображения, которые связаны между собой смыслом, просто нужно найти его и получим нашу тему урока! - Ребята, что же у нас получается? (Видимое движение Луны). - Отлично! А какое качество помогло вам решить эту шараду? - Я рада! - Кто сможет сформулировать тему занятия? ТЕМА: Какой мы видим Луну на небе? - Какую цель мы с вами можем поставить? ЦЕЛЬ: узнать, как движется Луна по небу. - Отлично! - А чтобы достичь этой цели нам поможет план. Но в плане все буквы стоят не в том порядке. ПЛАН: ынуЛ итсоннебосо ьтинмопсВ ануЛ ястеживд как ,ьтанзУ еинадаз еоксечровт ьтинлопыВ ПЛАН: Вспомнить особенности Луны. Узнать, как движется Луна. Выполнить творческое задание. - Молодцы! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации); коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). Предметные: обучающиеся актуализируют свои знания о Луне. |
Деятельностный этап(17-23 мин) Задача: обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. | Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы по источнику получения новых знаний: Словесные: беседа; объяснение; Наглядные: организация наблюдения; демонстрация. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение; использование игровых форм; Метод закрепления и повторения изученного материала: Повторение. Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей: Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием; создание креативного поля. | - И так, прочитаем 1ый пункт плана. - Как вы думаете, для чего нам необходимо вспомнить особенности Луны? (это поможет нам в дальнейшем понять, почему она движется по небу) - Хорошо! - Сейчас я предлагаю вам открыть свои дневники наблюдений, чтобы решить первый пункт плана. - Лиза, прочитай задание: заполни пропуски в тексте. - Сейчас я буду демонстрировать презентацию (вставлю видеоролик, где будет полёт вокруг Луны: ОН БУДЕТ БЕЗ ЗВУКА https://www.youtube.com/watch?v=iUt-rgULxIU ) и напомню вам про особенности нашего спутника, а ваша задача: внимательно меня слушать и заполнять пропуски в задании. ЗАДАНИЕ: https://wordwall.net/play/7610/237/598 Спутник – это тело, которое вращается вокруг планеты. Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Она движется вокруг Земли, а вместе с Землей – вокруг Солнца. Поэтому Луну называют единственным естественным спутником Земли. (Естественный значит созданный природой). На Луне нет ни облаков, ни ветра, ни воды, ни воздуха, из-за чего жизнь на Луне невозможна. Среднее расстояние от Земли до Луны - 400 000 км. Луна невелика по сравнению с Землей. Она меньше нашей планеты в 4 раза. А температура изменяется от +117° С днем, до -173° С ночью. Полет современного космического корабля от Земли до Луны длится 15-18 часов. По мере того, как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает ее по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе ее то целиком, то половинкой, то узким серпиком. - Что мы с вами смогли вспомнить? - Какие выводы можем сделать? - Тогда мы с вами смогли решить пункт плана? - Отлично! Значит можем двигаться дальше! - Как-то мы с вами засиделись ребята, предлагаю выполнить физминутку! Сейчас на слайде появится физминутка, вы встаньте из-за своих мест, и повторяйте всё за слайдом! - Молодцы! Садитесь. - Какой пункт у нас следующий? (2ой) - Женя, прочитай его. - Для того, чтобы решить данное задание, у вас в классе прикреплён видеоролик. Во время просмотра вам необходимо дополнить схему движения Луны. После этого мы представим наши результаты! - Юля, что мы сейчас будем делать? - Хорошо! - Можете приступать. https://www.youtube.com/watch?v=iTz0ccHdiwE – до 52 секунды. СХЕМА: Допиши недостающие элементы и нарисуй с каждой стороны горизонта Луну так, чтобы было видно её движение вокруг Земли (т.е. светлой стороной повёрнута к Земле). Полный оборот вокруг Земли ____ дней Полный оборот вокруг собственной оси ____ дней Луна движется с ______ на ______ - Кто уже готов представить? - Ребята, правильно ли заполнила Лиза схему? Почему? У кого также? У кого не так? Почему? Объясни нам. - Почему же мы с вами видим только одну сторону Луны? (потому что она движется синхронно по отношению к Земле). - Ребята, а что у вас осталось незаполненным на схеме? (движение Луны относительно стороне света). - Хорошо! Сейчас мы с вами порассуждаем! Как у нас движется Солнце на нашем небе? С какой стороны света оно восходит? (с востока). А заходит? (на западе). - Хорошо! Это вы помните. А нашу Луну мы называем ночным светилом, а значит – она противоположность Солнца, тогда как она будет двигаться? - Луна в течение месяца перемещается всегда в одну и ту же сторону — с запада на восток. - Какой пункт плана мы с вами решили? - А как мы с вами его решили? - Молодцы! (Надеюсь, что теперь вы смогли исправить свои ошибки и дополнили свою схему). | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют умения контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации); коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). Предметные: обучающиеся актуализируют свои знания о Луне; демонстрируют свои знания о видимом движении Луны и умеют создавать макет движения Луны относительно Земли. |
Этап контроля (3-4 мин) Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками | Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение; Метод закрепления и повторения изученного материала: Повторение. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. создание креативного поля. | - Какой пункт плана нам осталось решить? - Для этого мы с вами должны покинуть нашу обсерваторию и переместиться к себе домой! Ну вот мы с вами и дома! Понравилось ли вам в обсерватории? А хотите попасть туда ещё раз? Мы обязательно туда вернёмся и ещё много раз! - А как вы думаете, что мы с вами можем смастерить? (предположения) - А на прошлом занятии я просила вас подготовить пластилин и зубочистки. Что мы можем с вами сделать из них? - Я предлагаю сделать нам макет Земли и Луны из пластилина и зубочисток: - Чтобы вам было удобно работать, то разместите свои принадлежности так, как показано на слайде: - Предлагаю ещё обратится к слайду и вспомнить правила работы с пластилином: Алгоритм работы: Слепить Землю. Слепить Луну с тёмной стороной. Слепить подставку для Земли (как на картинке выше) К подставке прикрепить зубочистку. На другом конце разместить Луну. РАЗБИРАЕМ С ДЕТЬМИ АЛГОРИТМ: КАКОГО РАЗМЕРА ЗЕМЛЯ И ЛУНА, НАЗОВУ СВОИ РАЗМЕРЫ, ЧТОБЫ ДЕТЯМ БЫЛО ЛЕГЧЕ. - Ребята, на эту работу у нас есть 7 минут. - Теперь пришло время представить свои работы! - Ребята, расскажите про свой макет! - Отлично! Я очень рада, что вы поняли данную тему! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). Предметные: обучающиеся умеют пользоваться пластилином и знают правила работы с ним. |
Этап рефлексии (4-5 мин) Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы эмоционального стимулирования: поощрение; Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. | - Ну вот и подошло к концу наше занятие, оцените своё настроение интересным способом: это наша Луна, вам необходимо написать на ней свои эмоции, которые были у вас в течении всего занятия и поделиться ими вместе с нами! (ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЮ ЛУНУ) - Ребята, какая тема занятия у нас была? (Какой мы видим Луну на небе?) - Какие пункты плана мы с вами решали? - Как мы их решили? - Какие задания для вас были более интересными? - Вы узнали что-нибудь новое? - Ребята, а мы узнали: почему же Луна каждый раз находится в другом месте нашего неба? - А кто из вас, ребята, желает продолжить работу по изучению Луны? - Что для этого будем делать? - Мне было очень приятно с вами работать и наблюдать за тем, как вы дружно работали в команде! Спасибо! Наше занятие подошло к концу! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют свои знания о видимом движении Луны. |