СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие на тему: "Какой мы видим Луну на небе?", по курсу: Школа юного астронома

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие на тему: "Какой мы видим Луну на небе?", по курсу: Школа юного астронома»

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Столбовой Татьяны Дмитриевны

Дата: 12.11.2020 г

Курс: Школа юного астронома

Класс: 4

Руководитель практики: Чащина Татьяна Васильевна Подпись ________________________

Тема: Какой мы видим Луну на небе?

Направление: общеинтелектуальное

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся актуализируют свои знания о Луне; демонстрируют свои знания о видимом движении Луны и умеют создавать макет движения Луны относительно Земли, умеют пользоваться пластилином и знают правила работы с ним.

Цель: развитие познавательного интереса в процессе выполнения занимательных и творческих заданий.

Задачи:

Воспитательная: развивать целостный-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, учить воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, развивать умение проявлять готовность к саморазвитию.

Развивающая:

развивать

регулятивные УУД: (умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД: (умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Образовательная: актуализировать знания обучающихся о Луне; расширить представления о видимом движении Луны, организовать работу по созданию макета движения Луны относительно Земли, напомнить правила работы с пластилином.

Форма занятия: виртуальная экскурсия с элементами творческой деятельности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

• принцип наглядности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности;

• принцип сознательности и активности;

• принцип психологической комфортности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъема;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы воспитания и обучения:

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха;

поощрение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Словесные:

беседа;

объяснение;

рассказ.

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

использование игровых форм;

постановка системы перспектив.

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

создание креативного поля.

Средства обучения

Демонстрационные: презентация «Какой мы видим Луну на небе?», Google. Класс - https://classroom.google.com/c/MTkyNzU3OTI0MzM3?cjc=i7rrwvx

Индивидуальные: дневник наблюдений, пластилин, зубочистки, салфетки, дощечка, стека.

Список литературы:

1. ФГОС НОО: текст изм. и доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

3. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2011. – 96с.- (работаем по новым стандартам).

4. Методические рекомендации. Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «Школа юного астронома», Симонова Елена Николаевна, Солдатенко Лариса Васильевна, 2017.

5. Google. Картинки.

6. Интерактивные игры: https://wordwall.net/play/7572/741/613 , https://wordwall.net/play/7610/237/598

7. YouTube (видеофрагменты): https://www.youtube.com/watch?v=iUt-rgULxIU , https://www.youtube.com/watch?v=iTz0ccHdiwE



Ход внеурочного мероприятия

Этап, задача

Методы и приёмы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап (3-4 мин)

Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение

Метод стимулирования деятельности и поведения:

поощрение. Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы развития познавательного интереса:

формирование готовности к восприятию;

стимулирование занимательным содержанием.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас всех видеть и слышать, поэтому хочу одарить вас своей улыбкой, вы подарите мне свою тоже!

- Вот какие мы с вами счастливые!

- Спасибо!

- Сейчас, я предлагаю вам встать и подойти к своему окошку и посмотреть, видно ли там нашу красавицу Луну.

- У кого её видно?

- Ребята, а вы когда-нибудь замечали, что иногда Луна находится в другом месте? Совсем ни там, где она находилась неделю назад?

- А хотите узнать, почему так происходит?

- Отлично! Сегодня мы с вами переместимся в обсерваторию, чтобы лучше изучить нашу Луну!

- Но перед этим выполним зрительную гимнастику! (демонстрирую сама детям)

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7-10 мин)

Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия.

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение;

использование игровых форм;

постановка системы перспектив.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием;

- Вот мы с вами и в обсерватории. Осмотритесь в ней, что вы в ней видите?

- Что нам поможет наблюдать за Луной? (телескоп)

- Верно! В обсерватории всегда находятся мощные телескопы, с помощью которых мы с вами можем увидеть множество звёзд, планеты и многое другое!

- А теперь, для того, чтобы узнать нечто новое, необходимо вспомнить прошлое занятие, я предлагаю поиграть нам в игру «Найди пару».

- Эта игра довольно простая – на слайде будут появляться карточки и им необходимо найти пару: https://wordwall.net/play/7572/741/613

Общий вид:

Вопросы:

  1. Первый космонавт, ступивший на поверхность Луны – Нил Армстронг.

  2. Лунный самоходный аппарат, способный самостоятельно передвигаться на поверхности Луны, или аппарат для перевозки на поверхности Луны космонавтов и оборудования – Луноход.

  3. Естественный спутник Земли – Луна.

  4. Летательный аппарат, в котором летел Армстронг выполняя операцию по высадке на Луну – Аполлон.

  5. Ими покрыта большая часть поверхности Луны – Кратеры.

- Предлагаю проверить наши ответы.

- Отлично! Вижу, что вы хорошо запомнили наше прошлое занятие.

- А теперь я предлагаю нам подумать, чем мы с вами можем сегодня заняться?

- Интересные предположения! А верны они или нет, поможет нам узнать интересная игра «Шарады», сейчас на слайде появятся изображения, которые связаны между собой смыслом, просто нужно найти его и получим нашу тему урока!


- Ребята, что же у нас получается? (Видимое движение Луны).

- Отлично! А какое качество помогло вам решить эту шараду?

- Я рада!

- Кто сможет сформулировать тему занятия?

ТЕМА: Какой мы видим Луну на небе?

- Какую цель мы с вами можем поставить?

ЦЕЛЬ: узнать, как движется Луна по небу.

- Отлично!

- А чтобы достичь этой цели нам поможет план. Но в плане все буквы стоят не в том порядке.

ПЛАН:

  1. ынуЛ итсоннебосо ьтинмопсВ

  2. ануЛ ястеживд как ,ьтанзУ

  3. еинадаз еоксечровт ьтинлопыВ

ПЛАН:

  1. Вспомнить особенности Луны.

  2. Узнать, как движется Луна.

  3. Выполнить творческое задание.

- Молодцы!

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся актуализируют свои знания о Луне.

Деятельностный этап(17-23 мин)

Задача: обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы по источнику получения новых знаний:

Словесные:

беседа;

объяснение;

Наглядные:

организация наблюдения;

демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

использование игровых форм;

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием; создание креативного поля.


- И так, прочитаем 1ый пункт плана.

- Как вы думаете, для чего нам необходимо вспомнить особенности Луны? (это поможет нам в дальнейшем понять, почему она движется по небу)

- Хорошо!

- Сейчас я предлагаю вам открыть свои дневники наблюдений, чтобы решить первый пункт плана.

- Лиза, прочитай задание: заполни пропуски в тексте.

- Сейчас я буду демонстрировать презентацию (вставлю видеоролик, где будет полёт вокруг Луны: ОН БУДЕТ БЕЗ ЗВУКА https://www.youtube.com/watch?v=iUt-rgULxIU ) и напомню вам про особенности нашего спутника, а ваша задача: внимательно меня слушать и заполнять пропуски в задании.

ЗАДАНИЕ:

https://wordwall.net/play/7610/237/598

Спутник – это тело, которое вращается вокруг планеты. Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Она движется вокруг Земли, а вместе с Землей – вокруг Солнца. Поэтому Луну называют единственным естественным спутником Земли. (Естественный значит созданный природой).

На Луне нет ни облаков, ни ветра, ни воды, ни воздуха, из-за чего жизнь на Луне невозможна. Среднее расстояние от Земли до Луны - 400 000 км. Луна невелика по сравнению с Землей. Она меньше нашей планеты в 4 раза. А температура изменяется от +117° С днем, до -173° С ночью. Полет современного космического корабля от Земли до Луны длится 15-18 часов. По мере того, как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает ее по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе ее то целиком, то половинкой, то узким серпиком.

- Что мы с вами смогли вспомнить?

- Какие выводы можем сделать?

- Тогда мы с вами смогли решить пункт плана?

- Отлично! Значит можем двигаться дальше!

- Как-то мы с вами засиделись ребята, предлагаю выполнить физминутку! Сейчас на слайде появится физминутка, вы встаньте из-за своих мест, и повторяйте всё за слайдом!

- Молодцы! Садитесь.

- Какой пункт у нас следующий? (2ой)

- Женя, прочитай его.

- Для того, чтобы решить данное задание, у вас в классе прикреплён видеоролик. Во время просмотра вам необходимо дополнить схему движения Луны. После этого мы представим наши результаты!

- Юля, что мы сейчас будем делать?

- Хорошо!

- Можете приступать.

https://www.youtube.com/watch?v=iTz0ccHdiwE – до 52 секунды.

СХЕМА:

Допиши недостающие элементы и нарисуй с каждой стороны горизонта Луну так, чтобы было видно её движение вокруг Земли (т.е. светлой стороной повёрнута к Земле).

Полный оборот вокруг Земли  ____ дней

Полный оборот вокруг собственной оси  ____ дней

Луна движется с ______ на ______




- Кто уже готов представить?

- Ребята, правильно ли заполнила Лиза схему? Почему? У кого также? У кого не так? Почему? Объясни нам.

- Почему же мы с вами видим только одну сторону Луны? (потому что она движется синхронно по отношению к Земле).

- Ребята, а что у вас осталось незаполненным на схеме? (движение Луны относительно стороне света).

- Хорошо! Сейчас мы с вами порассуждаем! Как у нас движется Солнце на нашем небе? С какой стороны света оно восходит? (с востока). А заходит? (на западе).

- Хорошо! Это вы помните. А нашу Луну мы называем ночным светилом, а значит – она противоположность Солнца, тогда как она будет двигаться?

- Луна в течение месяца перемещается всегда в одну и ту же сторону — с запада на восток.

- Какой пункт плана мы с вами решили?

- А как мы с вами его решили?

- Молодцы! (Надеюсь, что теперь вы смогли исправить свои ошибки и дополнили свою схему).

Обучающиеся демонстрируют:

Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся актуализируют свои знания о Луне; демонстрируют свои знания о видимом движении Луны и умеют создавать макет движения Луны относительно Земли.

Этап контроля (3-4 мин)

Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха;

поощрение;

Метод закрепления и повторения изученного материала:

Повторение.

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.

создание креативного поля.

- Какой пункт плана нам осталось решить?

- Для этого мы с вами должны покинуть нашу обсерваторию и переместиться к себе домой! Ну вот мы с вами и дома! Понравилось ли вам в обсерватории? А хотите попасть туда ещё раз? Мы обязательно туда вернёмся и ещё много раз!

- А как вы думаете, что мы с вами можем смастерить? (предположения)

- А на прошлом занятии я просила вас подготовить пластилин и зубочистки. Что мы можем с вами сделать из них?

- Я предлагаю сделать нам макет Земли и Луны из пластилина и зубочисток:

- Чтобы вам было удобно работать, то разместите свои принадлежности так, как показано на слайде:

- Предлагаю ещё обратится к слайду и вспомнить правила работы с пластилином:

Алгоритм работы:

  1. Слепить Землю.

  2. Слепить Луну с тёмной стороной.

  3. Слепить подставку для Земли (как на картинке выше)

  4. К подставке прикрепить зубочистку.

  5. На другом конце разместить Луну.

РАЗБИРАЕМ С ДЕТЬМИ АЛГОРИТМ: КАКОГО РАЗМЕРА ЗЕМЛЯ И ЛУНА, НАЗОВУ СВОИ РАЗМЕРЫ, ЧТОБЫ ДЕТЯМ БЫЛО ЛЕГЧЕ.

- Ребята, на эту работу у нас есть 7 минут.

- Теперь пришло время представить свои работы!

- Ребята, расскажите про свой макет!

- Отлично! Я очень рада, что вы поняли данную тему!

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся умеют пользоваться пластилином и знают правила работы с ним.

Этап рефлексии (4-5 мин)

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества


Метод стимулирования деятельности и поведения:

создание ситуации успеха; поощрение.

Методы формирования социального опыта:

педагогическое требование;

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение;

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием.



- Ну вот и подошло к концу наше занятие, оцените своё настроение интересным способом: это наша Луна, вам необходимо написать на ней свои эмоции, которые были у вас в течении всего занятия и поделиться ими вместе с нами! (ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЮ ЛУНУ)

- Ребята, какая тема занятия у нас была? (Какой мы видим Луну на небе?)

- Какие пункты плана мы с вами решали?

- Как мы их решили?

- Какие задания для вас были более интересными?

- Вы узнали что-нибудь новое?

- Ребята, а мы узнали: почему же Луна каждый раз находится в другом месте нашего неба?

- А кто из вас, ребята, желает продолжить работу по изучению Луны?

- Что для этого будем делать?

- Мне было очень приятно с вами работать и наблюдать за тем, как вы дружно работали в команде! Спасибо! Наше занятие подошло к концу!

Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).

Предметные: обучающиеся демонстрируют свои знания о видимом движении Луны.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!