Внедрение технологии анализа результатов работы образовательной системы ТАРРОС «Landrail» в практику управления специальной (коррекционной) школой-интернатом VІІІ вида
Ивлева Лариса Юрьевна,
заместитель директора по воспитательной работе Зугрэсской СОШИ № 31.
Управляет тот, кто анализирует
АИАС школы позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить единое информационное пространство школы с учетом наиболее важных информационных потоков;
- иметь возможность сосредоточить информацию обо всех сторонах образовательных, хозяйственных и других процессов в едином банке данных;
- создать условия для быстрой обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ИКТ;
- обеспечить возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности разных структур школы;
- организовать ведение внутри школьного контроля и инспектирования деятельности как учреждения в целом, так и кадрового состава школы на основе анализа объективных данных.
Автор д.п.н. Коростелев А.А.
ТАРРОС
блочная система в табличной форме, которая имеет заданные параметры действий, где процесс описывается пошагово и поэтапно.
- заданы параметры, в рамках которых проводится анализ; - определен алгоритм осуществления анализа результатов; - исключена возможность несоблюдения последовательности этапов анализа или их пропуска.
Особенности программного варианта ТАРРОС «Landrail»
- 1 уровень – анализы результатов работы классных руководителей и учителей – предметников;
- 2 уровень – анализы результатов деятельности руководителей методических объединений, предметных кафедр, завучей по направлению деятельности;
- 3 уровень - общешкольный итоговый анализ работы школы, выполняемый директором или ответственным завучем
Цели 1-го порядка или глобальные – это цель- миссия
миссия школы практически не меняется и ставится в преддверии целей и задач
с 3 по 6 уровень – это уровни учебного года:
3 порядка – стратегические – уровень директора
4 порядка – тактические – уровень завуча
5 порядка – оперативные – уровень МО
6 порядка – персональные – уровень учителя
Особенностью эффективности рассматриваемой технологии анализа результатов работы школы является то, что в ней анализ и план работы представляют взаимосвязанный единый документ, в котором из первого вытекает второе.
В схеме взаимосвязи анализа и плана работы определено, что целевые задачи в анализе определяют целеполагание в плане, возможные пути решения – планирование и организацию, возможные причины противоречий – формирование системы контроля, а выявленные противоречия – направления методической деятельности школы, предметных кафедр, методических объединений и конкретного педагога.
Блок 1 «Базовое образование»
Цель анализа:
определить уровень знаний учащихся и тенденции его формирования; качество знаний, умений и навыков.
Направления: • мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся по школе; • качество знаний учащихся 5-9 классов; • качество знаний учащихся во 2-4 классах; • уровень знаний учащихся 5 класса; • уровень знаний учащихся 8 класса; • уровень знаний учащихся 9 класса; • уровень знаний учащихся по учебным предметам в основной школе; • уровень знаний учащихся по учебным предметам в начальной школе; • результаты итогового контроля 4, 9 классов; • уровень знаний учащихся в 5 - 8 классах по трудовому обучению; • уровень знаний учащихся в 9 классе по трудовому обучению; • уровень знаний учащихся по физике и химии в быту; • динамика количества пропущенных уроков за 3 года.
Блок 2 «Дополнительное образование. Вариативная составляющая»
Цель анализа: определить уровень, состояние и эффективность работы по развитию творческого потенциала учащихся.
Направления:
• количество учащихся, которые учатся в кружках и секциях; • количество учащихся, которые учатся в кружках и секциях в других учреждениях дополнительного образования; • участие учащихся в конкурсах и смотрах; • участие учащихся в спортивных соревнованиях высшего уровня; • динамика количества учебных предметов вариативной составляющей; • уровень информационной и социальной компетентности учащихся 5 - 9 классов; • уровень качества знаний учащихся по предметам вариативной составляющей;
Блок 3
«Коррекционно-развивающая работа»
Цель анализа: определить уровень эффективности коррекционно-развивающей работы.
Направления:
• распределение часов по учебным предметам коррекционной
составляющей в начальных классах; • распределение часов по учебным предметам коррекционной составляющей в основной школе ; • результаты контрольных срезов по математике, русскому и укр.языку детей-инвалидов; • результаты навыков чтения вслух детей-инвалидов; • результаты коррекционного воздействия логопедической помощи; • уровень знаний учащихся-логопатов по чтению, диалогической и монологической речи • качество знаний учащихся по СБО в 5-9 классах; • результаты коррекционно-развивающей работы по СБО детей-инвалидов; • результаты коррекции психомоторики учащихся на уроках ритмики и занятиях ЛФК; • результаты реабилитации детей-инвалидов.
Блок 4
«Готовность к продолжению обучения»
Цель анализа: определить уровень и состояние работы с учащимися по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся.
Направления:
• динамика количества учащихся; • динамика количества учащихся начальных классов; • трудоустройство выпускников 9 классов; • уровень профессионального определения учащихся 9 классов; • уровень профессионального определения учащихся 8 классов; • результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса по трудовому обучению за 3 года; • уровень сформированности профессионально-трудовых компетенций учащихся 7- 9 классов; • уровень готовности учащихся 3 класса по профильному обучению; • результаты действенности взаимосвязи школы-интерната с ПТУЗ.
Блок 5
«Обеспечение здоровья и здорового образа жизни»
Цель анализа: определить уровень состояния здоровья, физического развития детей, действенность проводимой работы и ее результативность.
Направления:
• уровень здоровья учащихся; • улучшение качества медицинского обслуживания; • уровень физического развития учащихся; • уровень психомоторного развития учащихся; • динамика групп здоровья; • динамика физкультурных групп; • система физкультурно-оздоровительных мероприятий; • система рационального питания; • санитарно-просветительская работа; • состояние травматизма за 3 года; • профилактика травматизма и соблюдение ТБ и ПБ; • создание комфортной пространственной среды; • уровень физиологической нагрузки учащихся на уроках физкультуры, ритмики и ЛФК.
Блок 6
«Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников»
Цель анализа: определить уровень работы с учащимися по
формированию профессиональной направленности, их социальной адаптации и психологического состояния.
Направления:
• уровень профессионального направления учащихся 9 классов; • уровень профессионального направления учащихся 8 классов; • уровень сформированности жизненных компетентностей учащихся 5-9 классов; • уровень тревожности учащихся начальных классов; • уровень тревожности учащихся основной школы; • уровень адаптации учащихся подготовительного, первого класса; • уровень адаптации учащихся 5 класса; • результаты исследований межличностных отношений: уровень конфликтности в 6,7 классах; • результаты исследований межличностных отношений: степень сформированности 4, 8 класса; • динамика количества учащихся "группы риска"; • социометрические исследования учащихся 4, 7, 9 класса; • уровень готовности учащихся к обучению в школе-интернате; • результаты дополнительного психолого-педагогического обследования новоприбывших учащихся.
Блок 7
«Воспитательная работа»
Цель анализа: определить уровень и состояние воспитательной работы по формированию личности учащихся.
Направления:
• уровень воспитанности учащихся начальных классов; • уровень воспитанности учащихся основной школы; • динамика мероприятий по направлениям воспитания; • динамика участия учащихся в общешкольных воспитательных мероприятиях; • результаты организации индивидуального внеклассного чтения учащихся; • внешкольная воспитательная деятельность; • проведение внеклассных воспитательных мероприятий в каждом классе; • профилактика правонарушений среди учащихся; • количество учащихся, которые учатся в кружках и секциях; • деятельность органа ученического самоуправления "Радуга"; • результативность формирования здорового образа жизни воспитанников по группам.
Блок 8
«Работа с родителями учащихся»
Цель анализа: определить уровень взаимодействия семьи и школы, ее эффективность и действенность в воспитании, развитии и формировании личности ребенка.
Направления:
• характеристика семейного состава; • социальный статус родителей; • организация работы с родителями за 3 года; • организация консультаций, лекториев для родителей и встреч с профильными специалистами; • состояние работы с родителями детей льготных категорий и детей-инвалидов.
Блок 9
«Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса»
Цель анализа: определить уровень состояния методической работы и ее производительность.
Направления:
• программное обеспечение УВП; • обеспеченность кабинетами УВП; • обеспеченность учебной литературой УВП; • обеспеченность ТСО УВП; • обобщение опыта работы педагогов; • педагоги, которые занимаются научно-методической работой; • экспериментально-исследовательская работа; • работа над единой методической темой; • предметные недели и количество мероприятий.
Блок 10
«Внутришкольное управление»
Цель анализа: определить степень влияния внутришкольного управления на развитие УВР и его результативность.
Направления:
• результативность работы органов управления; • эффективность работы педагогических советов и методических объединений; • система внутришкольного контроля; • характер внутришкольного контроля; • эффективность выполнения плана работы; • формирование коллектива; • эффективность работы администрации школы-интерната.
Блок 11
«Кадровая политика»
Цель анализа: определить уровень кадрового обеспечения образовательного процесса и состояние работы с педагогическим коллективом.
Направления:
• количественный состав педагогов; • количественный состав педагогов по возрасту; • количественный состав педагогов по педагогическому стажу; • количество дефектологов; • образовательный уровень педагогов; • уровень педагогического мастерства учителей и воспитателей; • курсовая подготовка педагогов; • результаты аттестации педагогов; • участие в профессиональных конкурсах за 3 года; • звания и награды педагогов; • молодые специалисты.
Блок 12 «Материально-техническое обеспечение»
Цель анализа: определить уровень состояния материально-технической базы педагогического процесса.
Направление:
• состояние материально-технической базы; • совершенствование материально-технической базы; • функционирование коммунальных обеспечивающих систем; • ремонт помещений и зданий.
Блок 13 «Финансовое
обеспечение»
Цель анализа: определить уровень финансового обеспечения.
Направления:
• финансовое обеспечение за прошлый год; • динамика привлечения внебюджетных средств из различных источников; • использование бюджетных средств; • использование внебюджетных средств; • возможность привлечения гонораров от реализации авторских пособий, программ, методических рекомендаций; • возможность привлечения грантов от участия в социальных мини-проектах.
Блок 14 «Социальное партнерство школы-интерната с другими учреждениями»
Цель анализа: определить уровень взаимодействия школы-интерната с другими учреждениями и организациями в микрорайоне, эффективность и действенность совместной деятельности в воспитании, развитии и формировании личности ребенка.
Направления:
• общественная составляющая управления; • информирование общественности о деятельности школы-интерната; • содружество с спонсорами; • совместная деятельность с другими учреждениями.
Преимущество ТАРРОС
- повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
- освобождению администрации школы-интерната от рутинного малопродуктивного труда по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления школой;
- существенному сокращению времени реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения);
- значительному улучшению материально-технической базы, повышению компьютерной грамотности педагогов, что в свою очередь
позволило внедрить и в процесс управления школой-интернатом современные компьютерные технологии;
- вовлечь всех членов педагогического коллектива в процесс анализа результатов работы школы-интерната, что позволяет формировать у педагогов аналитическую компетентность.
Спасибо за внимание!