СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Ступенька "Благочестие". Святой богатырь Илья Муромец" (4 класс, ПК)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по православной культуре для 4 класса "Ступенька "Благочестие". Святой богатырь Илья Муромец" соответствует программе составленной на основе авторской прграммы Л.Л.Шевченко.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Ступенька "Благочестие". Святой богатырь Илья Муромец" (4 класс, ПК)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Красненский район Белгородская область




Материалы для муниципального конкурса

профессионального мастерства педагогов

«Мое лучшее занятие по внеурочной деятельности»


НАПРАВЛЕНИЕ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ»



«Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец»




План-конспект внеурочного занятия

4 класс



Учитель православной культуры

муниципального общеобразовательного учреждения

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Клавдия Ивановна Астанина






2017 год

Тема занятия: «Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец»


Цель: Способствовать раскрытию представлений обучающихся о благочестии в истории отечественной культуры на примере святого богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

  1. Сформировать представление об умеренности, как об одном из самых важных качеств христианской добродетели.

  2. Содействовать закреплению понятия «Благочестие», на примере любви к ближнему, к родине.

  3. Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.

4. Способствовать восприятию их в качестве положительного идеала, развивать память, мышление, внимание.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

- получение знаний, способствующих усвоению определённых норм морали, нравственности, патриотизма на примере выдающихся личностей, причисленных к лику православных Святых.



Познавательные:

  • общеучебные осуществлять расширение представлений о моральных и нравственных ценностях, пробудить живой интерес к священной истории родной земли;

  • предметныепознакомиться с житием святого богатыря Ильи Муромца.

Регулятивные:

  • планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия. развитию умения рассуждать делать выводы, отстаивать свою точку зрения

Личностные:

самоопределение проявление интереса к знаниям о русских святых, историческому и культурному наследию.


Тип занятия: получение новых знаний и умений

Форма проведения: внеурочное занятие

Оборудование: демонстрационный вариант: компьютер и проектор для демонстрации презентации; бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, кроссворд.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (творческое задание).

Этапы занятия

Ход занятия

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

Добрый день, друзья!

Добрый день, страна!

Добрый день всем!

 Я скажу слова «Добрый день ...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали меня и отвечаете на мое приветствие.

- Добрый день всем девочкам! (Девочки машут и отвечают: "Добрый день!")

- Добрый день всем мальчикам!

- Добрый день всем, кто хочет сегодня подняться по лестнице знаний!

Познавательные:

формируем умение включаться в деятельность; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Постановка темы, цели занятия.

Учитель: - Какими качествами души должен обладать человек, чтобы быть благочестивым?

(слайд 1) Учитель: - Что обозначает слово «Благочестие»?

Ответы детей (Сердечность – честь – хорошо – добро - Бог)

Учитель: - Приведите примеры благочестивых людей в истории нашего Отечества. Что вы можете рассказать об этих личностях.

(Ответы детей: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Пожарский, Сергий Радонежский). Дети вешают на доске их имена.

(слайд 2) Учитель: - Перед вами известная картина В. Васнецова.

-Как она называется? («Богатыри»)

- Кто изображен на картине?

- Кто из этих богатырей стал православным святым?

- Давайте вместе попробуем определить тему и цели урока.

(Дети определяют тему, цели и задачи занятия)

(слайд 3) «Святой богатырь Илья Муромец»

  1. Изучение нового материала.

Учитель: - Что вы знаете о жизни богатыря Ильи Муромца и жизни святого Ильи Муромца?

Рассказ детей о жизни богатыря Ильи Муромца, на основе найденной информации в разных источниках.

(слайд 4) Родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, и его жены Евфросиньи. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

(слайд 5) В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками.

(слайд 6) Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

(слайд 7) До 30 лет Илья был парализован, годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер. Потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».

- Что вы знаете об исцелении Ильи Муромца?

(слайд 8) Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду.

Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру.

(слайд 9) Был искажен известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илию. В ранних же изданиях былины указано, что «каликами» были Христос с двумя апостолами.

(слайд 10) По поводу места рождения Ильи также существуют разные версии. Самая распространенная — что происходит он из деревни Карачарово, близ города Мурома. Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня.

(слайд 11) Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева — в Моровске (Моровийске) под Черниговом, который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день (что вряд ли возможно в случае города Мурома, который находится примерно в 1500 км от Киева), эта версия очень правдоподобна.

- Какие подвиги совершает Илья Муромец?

(слайд 12) После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.

Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).

- Почему Илья Муромец ушел в монастырь?

(слайд 13) Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение, полученное в одном из жестоких боев с половцами. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. По-видимому, богатырь принял постриг в монахи  незадолго до своей смерти. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч.

(слайд 14) Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.  Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на меч духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные. При пострижении в монахи ему дали имя Илья, прозвище он тоже мог получить потом.

(слайд 15) В 1988 году состоялась экспертиза мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти был удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами.

(слайд 16) Православные почитают Илью Муромца  по сей день. Русское воинство считает его своим покровителем, а пограничники России считают его первым Русским пограничником. Но об Илье осталась не только народная память. Его тело нетленно и находится в состоянии мумификации. В православии считается, что если тело усопшего не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.

(слайд 17) Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.

(слайд 18) Святой Илья Муромец является покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России.

- Какими добродетелями обладал святой Илья Муромец?

Ответы детей: Доброта, любовь к родным и близким, любовь к Родине, милосердие, смирение, терпение, умеренность.

4. Физминутка.


Познавательные:

осуществлять расширение представлений о моральных и нравственных ценностях, пробудить живой интерес к священной истории родной земли;

познакомиться с житием святого богатыря Ильи Муромца.

Регулятивные:

формируем умение высказывать своѐ предположение по теме урока;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ΙΙΙ. Применение нового знания













































5.Творческо-практическая деятельность.

Обучающиеся делятся на 2 группы и выполняют предложенные задания.


1. Отгадай загадку.

Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении:

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
4.Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)


2. Нарисуй богатыря.

Дети группами рисуют образ богатыря.


3. Расшифруй ЗАВЕТ.
Давайте расшифруем завет, который оставил нам богатырь: 
1. свою беречь Защищать, Родину.
2. бедных, Защищать стариков, слабых и детей.
3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным.
4. Родину землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и.

6. Закрепление изученного материала.

Разгадывание кроссворда.




З


1.

м

о

н

А

х


2.

м

о

Щ

и


3.

с

м

И

р

е

н

и

е

4.

с

в

я

Т

о

г

о

р


5.

у

м

е

р

е

Н

н

о

с

т

ь


6.

И

л

ь

я



7.

К

а

л

и

н



1. Служитель монашеской обители.

3. Сохранившееся после смерти тело святого.

4. Добродетель противоположная гордости.

5. От кого Илья меч получил?

6. Добродетель, выражающаяся в самоограничении для достижения нравственной цели.

7. Как звали былинного героя, жившего под городом Муромом?

8. Как звали царя, врага земли Русской из былины про Илью Муромцу?

Ключевое слово – ЗАЩИТНИК.


Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в группе, паре;

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

удерживать цель деятельности до получения результата;

планировать решение учебной задачи;

анализировать и корректировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», «что я знаю и чего не знаю»).

Личностные УУД:

формируем умение выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


V. Итог










Рефлексия

8. Итог занятия

- С чем сегодня познакомились на занятии?

- Чему научились?

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

Рефлексия

Возьмите круги по цветам, по вашему настроению.

Красный - мне все понравилось,

Синий - мне что-то было не совсем понятно,

Желтый – мне не понравилось.


Спасибо всем, вы молодцы!!!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!