СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны»

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.

Цель урока: формирование представлений о внутренней политике Елизаветы Петровны.

Задачи урока:

  1. Сформулировать цели и задач учебной и познавательной деятельности.
  2. Развивать умение работать в группе.
  3. Структурировать информации о мероприятиях правительства Елизаветы Петровны по развитию экономики страны в виде таблицы.
  4. Дать оценку деятельности П.И. Шувалова.
  5. Дать оценку личности и деятельности императрицы.
  6. Представление результатов работы каждой группы. Формулирование общих выводов

УМК: Инновационная школа. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII в.: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций /В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под ред. Ю.А. Петрова.-3-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2017.

Раздел учебника: «Россия в эпоху дворцовых переворотов».

Планируемые результаты:

Предметные:

Знание хронологии событий, основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Елизаветы Петровны на основе текста учебника и иллюстративного материала. Умение характеризовать изменения в положении дворянства, крепостных крестьян, купечества при Елизавете Петровне. Умение характеризовать экономическую и финансовую политику. Умение оценивать деятельность П.И. Шувалова. Формировать понятийный аппарат. Раскрывать существенные черты внутренней политики Елизаветы Петровны. Уметь обобщать и систематизировать исторический материал по изучаемой теме

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, анализировать и

структурировать информацию, заполнять таблицу, представлять информацию в наглядно-символической форме, описывать события, характеризовать личность человека, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,

умение представлять и анализировать результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу, согласовывать свои действия с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией

Личностные: принятие правил работы в группе. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка правления Елизаветы Петровны.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны.»

Тема: Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны.

Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.

Цели урока: формирование представлений о внутренней политике Елизаветы Петровны.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знание хронологии событий, основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Елизаветы Петровны на основе текста учебника и иллюстративного материала.

Умение характеризовать изменения в положении дворянства, крепостных крестьян, купечества при Елизавете Петровне. Умение характеризовать экономическую и финансовую политику. Умение оценивать деятельность П.И. Шувалова. Формировать понятийный аппарат. Раскрывать существенные черты внутренней политики Елизаветы Петровны. Уметь обобщать и систематизировать исторический материал по изучаемой теме

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, анализировать и

структурировать информацию, заполнять таблицу, представлять информацию в наглядно-символической форме, описывать события, характеризовать личность человека, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,

умение представлять и анализировать результаты своей работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу, согласовывать свои действия с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией

Личностные:

Принятие правил работы в группе. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка правления Елизаветы Петровны.

Освоение новых знаний

Беседа с классом, вводное слово, постановка проблемы: Елизавета Петровна пришла к власти в результате дворцового переворота, сместив с престола Иоанна Антоновича. 25 ноября 1741 г. император-младенец был свергнут при помощи гвардии. Дочь Петра I . Какой была эта императрица, удалось ли ей продолжить дело своего отца? Какие задачи она ставила во время своего правления? Историки неоднозначно оценивают правление Елизаветы Петровны. Познакомьтесь с мнениями некоторых из них:

1. За двадцать лет правления императрицы, утверждал историк С.В. Ешевский, не произошло каких-либо важных изменений в государственной системе управления. Нет также оснований говорить о том, что у Елизаветы Петровны был какой-либо общий план развития страны. 

2. Исследователь П. П. Гершунин, упоминая реформы императрицы, подчеркивал, что все ее мысли и деяния склонялись к одной цели — утверждение порядка, установленного ее отцом, в результате чего императрица сумела заслужить признание со стороны своих подданных.

 3.Историк середины XIX в. — М. И. Семевский. В своем очерке «Царствование Елизаветы Петровны» автор писал, что императрица обладала ужасным характером, совсем неподходящим для управления государством: была женщиной беспечной и легкомысленной. По мнению исследователя, история России этого времени представляла собой исключительно борьбу честолюбцев, пользовавшихся всеми средствами, чтобы отобрать друг у друга власть и могущество, что весьма негативно отразилось на состоянии государства.


Совместно с учителем, учащиеся формулируют задачи урока: изучить внутреннюю политику Елизаветы Петровны, дать ей оценку, привести аргументы в подтверждение или в опровержение мнений историков о правлении Елизаветы Петровны.

Класс делиться на группы, каждая выполняет задание.

Задание для 1 группы: Работая с текстом учебника составить исторический портрет Елизаветы Петровны.

Задание для 2 группы: Работая с текстом учебника охарактеризовать сословную политику Елизаветы Петровны.

Задание для 3 группы: Работая с текстом учебника, составить таблицу: «Экономическая политика в годы правления Елизаветы Петровны»

Годы

Мероприятия

Их значение, последствия

1753 г

Отмена таможенных пошлин, ликвидация внутренних таможен

Увеличение торгового оборота во всей стране, увеличение доходов казны

1757 г.

Принят таможенный тариф для внешней торговли

Возмещение потери доходов от ликвидации внутренних таможенных пошлин


Реформа Петра Ивановича Шувалова:

Увеличение косвенных налогов со сделок в виде процентов от суммы, надбавка на стоимость соли, которая продавалась из казны

Пополнение казны

1754 г.

Создание двух государственных банков: Дворянский банк выдавал ссуды дворянам и Купеческий банк- крупные купцы

Создание условий для развития торговли и оказание материальной помощи дворянам под залог их имений.


Введение государственных монополий добычу продуктов морской охоты и рыбной ловли

Увеличение доходов в казну



Задание для 4 группы: Дать оценку положения крестьян в правление Екатерины Петровны. Ответить на вопросы: Как вы считаете, в чьих интересах она правила? Какие факты доказывают, что её правление осуществлялось в интересах дворян?

Ожидаемый ответ:

Правление Елизаветы соответствовала интересам дворянства, которым были предоставлены дополнительные привилегии и они еще больше расширили свою власть над крестьянами. Елизавета заботилась о наличии рабочих рук в дворянских поместьях и поэтому в 1742 г. был введен запрет для крепостных крестьян поступать на военную службу по своей воле, а дворянам же разрешалось отдавать крестьян в рекруты. А в 1760 г. помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь. Эти факты свидетельствуют о том, что в правление Елизаветы Петровны положение крестьян ухудшилось.

Подведение итогов работы групп: Заслушивание результатов работы групп.

Завершающая беседа с классом по проблеме урока: Учащиеся в группах обсуждают и дают оценку внутренней политике в правление Елизаветы Петровны, оценивают мнения историков, высказывают свое мнение, приводят аргументы в доказательство своей точки зрения. Определяют совместно с учителем лучшие варианты аргументаций.



Рефлексия- составление синквейна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!