Тема: Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны.
Тип урока: урок освоения новых знаний и учебных действий.
Цели урока: формирование представлений о внутренней политике Елизаветы Петровны.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знание хронологии событий, основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать личность Елизаветы Петровны на основе текста учебника и иллюстративного материала.
Умение характеризовать изменения в положении дворянства, крепостных крестьян, купечества при Елизавете Петровне. Умение характеризовать экономическую и финансовую политику. Умение оценивать деятельность П.И. Шувалова. Формировать понятийный аппарат. Раскрывать существенные черты внутренней политики Елизаветы Петровны. Уметь обобщать и систематизировать исторический материал по изучаемой теме
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, анализировать и
структурировать информацию, заполнять таблицу, представлять информацию в наглядно-символической форме, описывать события, характеризовать личность человека, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,
умение представлять и анализировать результаты своей работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, проявлять инициативу, согласовывать свои действия с одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией
Личностные:
Принятие правил работы в группе. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка правления Елизаветы Петровны.
Освоение новых знаний
Беседа с классом, вводное слово, постановка проблемы: Елизавета Петровна пришла к власти в результате дворцового переворота, сместив с престола Иоанна Антоновича. 25 ноября 1741 г. император-младенец был свергнут при помощи гвардии. Дочь Петра I . Какой была эта императрица, удалось ли ей продолжить дело своего отца? Какие задачи она ставила во время своего правления? Историки неоднозначно оценивают правление Елизаветы Петровны. Познакомьтесь с мнениями некоторых из них:
1. За двадцать лет правления императрицы, утверждал историк С.В. Ешевский, не произошло каких-либо важных изменений в государственной системе управления. Нет также оснований говорить о том, что у Елизаветы Петровны был какой-либо общий план развития страны.
2. Исследователь П. П. Гершунин, упоминая реформы императрицы, подчеркивал, что все ее мысли и деяния склонялись к одной цели — утверждение порядка, установленного ее отцом, в результате чего императрица сумела заслужить признание со стороны своих подданных.
3.Историк середины XIX в. — М. И. Семевский. В своем очерке «Царствование Елизаветы Петровны» автор писал, что императрица обладала ужасным характером, совсем неподходящим для управления государством: была женщиной беспечной и легкомысленной. По мнению исследователя, история России этого времени представляла собой исключительно борьбу честолюбцев, пользовавшихся всеми средствами, чтобы отобрать друг у друга власть и могущество, что весьма негативно отразилось на состоянии государства.
Совместно с учителем, учащиеся формулируют задачи урока: изучить внутреннюю политику Елизаветы Петровны, дать ей оценку, привести аргументы в подтверждение или в опровержение мнений историков о правлении Елизаветы Петровны.
Класс делиться на группы, каждая выполняет задание.
Задание для 1 группы: Работая с текстом учебника составить исторический портрет Елизаветы Петровны.
Задание для 2 группы: Работая с текстом учебника охарактеризовать сословную политику Елизаветы Петровны.
Задание для 3 группы: Работая с текстом учебника, составить таблицу: «Экономическая политика в годы правления Елизаветы Петровны»
Годы | Мероприятия | Их значение, последствия |
1753 г | Отмена таможенных пошлин, ликвидация внутренних таможен | Увеличение торгового оборота во всей стране, увеличение доходов казны |
1757 г. | Принят таможенный тариф для внешней торговли | Возмещение потери доходов от ликвидации внутренних таможенных пошлин |
| Реформа Петра Ивановича Шувалова: Увеличение косвенных налогов со сделок в виде процентов от суммы, надбавка на стоимость соли, которая продавалась из казны | Пополнение казны |
1754 г. | Создание двух государственных банков: Дворянский банк выдавал ссуды дворянам и Купеческий банк- крупные купцы | Создание условий для развития торговли и оказание материальной помощи дворянам под залог их имений. |
| Введение государственных монополий добычу продуктов морской охоты и рыбной ловли | Увеличение доходов в казну |
Задание для 4 группы: Дать оценку положения крестьян в правление Екатерины Петровны. Ответить на вопросы: Как вы считаете, в чьих интересах она правила? Какие факты доказывают, что её правление осуществлялось в интересах дворян?
Ожидаемый ответ:
Правление Елизаветы соответствовала интересам дворянства, которым были предоставлены дополнительные привилегии и они еще больше расширили свою власть над крестьянами. Елизавета заботилась о наличии рабочих рук в дворянских поместьях и поэтому в 1742 г. был введен запрет для крепостных крестьян поступать на военную службу по своей воле, а дворянам же разрешалось отдавать крестьян в рекруты. А в 1760 г. помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь. Эти факты свидетельствуют о том, что в правление Елизаветы Петровны положение крестьян ухудшилось.
Подведение итогов работы групп: Заслушивание результатов работы групп.
Завершающая беседа с классом по проблеме урока: Учащиеся в группах обсуждают и дают оценку внутренней политике в правление Елизаветы Петровны, оценивают мнения историков, высказывают свое мнение, приводят аргументы в доказательство своей точки зрения. Определяют совместно с учителем лучшие варианты аргументаций.
Рефлексия- составление синквейна.