СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801-1815 гг.). Подготовка к ОГЭ.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания составлены на основе контрольно-измерительных материалов ОГЭ по истории России.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801-1815 гг.). Подготовка к ОГЭ.»

Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801-1815 гг.)


1. Прочтите отрывок из манифеста и укажите монарха, издавшего этот манифест.

 «I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим. Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях, 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел, 6. Финансов, 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения».

1) Пётр I

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр III

 

2. Что послужило одной из причин отказа Александра I от проведения реформ М.М. Сперанского?

1) выступление декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

2) начало русско-турецкой войны

3) отсутствие поддержки плана реформ значительной частью дворянства

4) начало русско-иранской войны

3. Прочтите отрывок из «Записок» Н.А. Греча, укажите дату события, о котором говорится в отрывке.

«Составился заговор для спасения России от правления Павла. Участники его обратились к Александру и, представив все бедствия, терзающие Россию и угрожающие ей в будущем, вынудили его согласие на низложение императора, но с клятвенным обещанием щадить его жизнь и личность. Вышло не то и, вероятно, против общей воли участников, говорят, от неистовства Николая Александровича Зубова… Неизгладимая грусть залегла в сердце Александра».


4. В начале XIX в. феодально-крепостническая система хозяйствования тормозила экономическое развитие России. Крепостное крестьянство составляло около 45% всего населения страны. Между тем, его положение оставалось крайне тяжёлым, что грозило вызвать новую волну крестьянских выступлений. Указанные обстоятельства не могли не тревожить Александра I и привели его к мысли о необходимости внесения изменений в положение крестьянства. Назовите два указа, принятых в царствование Александра I и связанных с процессом раскрепощения крестьян. Назовите не менее трёх черт, характеризующих положение крестьянства в первой четверти XIX в.


5. Начало формы

Конец формы

Как называлась работа крепостных крестьян на земле помещика в первой половине XIX в.? 1) Издольщиной 2) барщиной 3)оброком 4) отработками

6. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами? 1) коллегии 2) приказы 3) земства 4) Земские соборы

7. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его цар­ствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

  1. идей славянофильства

  2. теории официальной народности

  3. идей Просвещения

  4. теорий «общинного социализма»


8. Попытки преобразования государственного устройства и учреждение Государственного Совета, открытие Царскосельского лицея, предоставление широкой автономии университетам произошли во время царствования

 1) 

Павла I 3) Николая I

 2) 

Александра I  4) Александра II 



9. Как назывались учреждённые в 1802 г. центральные органы государственного управления России?  1)  министерства 2)  приказы 3) коллегии 4) комитеты

10 . Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. А) учреждение Государственного совета Б) начало Отечественной войны В) учреждение министерств Г) отставка М.М.Сперанского



11. Какой из перечисленных манифестов был подписан императором в 1810 г.?

  

 1) 

об изгнании неприятеля из России и окончании Отечественной войны

  

 2) 

об учреждении Государственного совета

  

 3) 

о незыблемости самодержавия

  

 4) 

«Об усовершенствовании государственного порядка»


12. Как назывался учреждённый в 1810 г. высший законосовещательный орган Российской империи? 1) Верховная распорядительная комиссия

 2) Государственная дума

3) Государственный совет 4) Верховный тайный совет

13. Одной из характерных черт начала царствования Александра I стали попытки изменить положение дел в стране с помощью реформ. Реформаторские поиски легли в основу проекта одного из самых талантливых чиновников эпохи – М.М. Сперанского.

Назовите не менее трёх основных положений проекта преобразований М.М. Сперанского.

Приведите два примера преобразований государственного управления, осуществлённых в царствование Александра I.


Конец формы

 

Начало формы


Начало формы

 14. « страны обязуются действовать сообща как на суше, так и на море во всякой войне, которую Франция или Россия были бы в необходимости предпринять и вести против любой европейской державы.

         Все общие военные операции будут исполняться, но ни та, ни другая договаривающаяся сторона не может ни в коем случае вступать в переговоры о мире без участия или согласия другой стороны.

         Если Англия не примет посредничества России или, приняв таковое, не согласится до 1 ноября заключить мир, признав, что флаги всех держав должны пользоваться на морях одинаково полною независимостью, и возвратив завоевания, сделанные ею за счёт Франции и её союзников с 1805 года то в течение сказанного месяца ноября будет передана сент-джеймскому кабинету послом е. в-ва императора всероссийского нота

         Его Величество Император Всероссийский будет действовать заодно с Францией».

 

Где и когда был подписан мирный договор, фрагмент которого представлен в отрывке? Какие правители поставили подписи под договором?


Конец формы

 

Начало формы

Какие последствия для России имело подписание  этого мирного договора? Укажите не менее двух последствий.

Конец формы










15. Прочтите отрывок из донесения и укажите год, когда оно было составлено. «Осмелюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение по Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод».

1) 1805 г. 2) 1812 г. 3) 1814 г.  4) 1825 г.

16. С каким государством Россия в 1807 г. заключила Тильзитский мир?

 1) с Великобританией  2)  со Швецией 3) с Францией  4)  с Османской империей

17.

Данная медаль была выпущена в России  в память о событиях:

1)  1805 г.

2) 1807 г.

3) 1814 г.

4)  1856 г





18. В июле 1812 г. 1-я и 2-я русские армии соединились в районе

 1)  Бородино 2) Смоленска 3) Тарутино  4)  Витебска



19. Прочтите отрывок из журнала «Известия об армии» и укажите год, когда происходили описанные события.

«Армия находится более недели близ села Тарутина на правом берегу Нары и, пребывая в совершенном спокойствии, получает от того новые силы. Полки укомплектовываются прибывающими из разных губерний формированными генералом от инфантерии князем Лобановым-Ростовским войсками. В лагере производится учение рекрут, горящих рвением сразиться с французами… Армия отдыхает и получает подкрепление».

1)  1805 г.   2) 1812 г. 3) 1826 г. 4) 1853 г.



20. Какое из перечисленных событий произошло в 1815 г.?

1)  Бородинское сражение

    2) создание Священного союза

    3) начало Заграничного похода русской армии

    4) подписание Тильзитского мира между Россией и Францией



21. «Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу и Брянск и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».

 

1) А. В. Суворов 2) М. И. Кутузов 3) П. И. Багратион 4) М. Д. Скобелев



22. Героической страницей истории Российского государства стала Отечественная война 1812 г., укрепившая международное влияние России и на длительное время обеспечившая ей первенствующую роль в европейской политике. Назовите любые два сражения Отечественной войны 1812 г. Назовите не менее двух причин начала Отечественной войны 1812 г.










Начало формы

23. «Именно после Бородина стратегический талант Кутузова развернулся во всём блеске. Ни с кем не советуясь , Кутузов приказал армии отступать от Москвы на Рязанскую дорогу. Выйдя на Рязанскую дорогу, Кутузов вдруг круто повернул к югу, вышел на старую Калужскую дорогу , а одновременно велел князю Васильчикову отправить казачью кавалерию (два полка) по прежнему рязанскому направлению, стремясь сбить с толку преследовавших русскую армию от Москвы французов…

Русские войска, достигнув Подольска, продолжили отступление и остановились в "неприступной позиции" у села Тарутино в 80 км от Москвы.

Этим смелым передвижением Кутузов прикрыл Калугу и южные губернии от возможного движения туда Наполеона.

Там армия отдохнула, получила подкрепления и к началу октября была готова перейти к активным действиям. Основные силы Наполеона располагались в Москве, а против русских находился на р. Чернишне лишь авангард (26 тыс. человек) под командованием маршала И. Мюрата».

1. О какой военной операции пишет историк? 2. Назовите императора, правившего в России во время описываемых событий. 3. Укажите год этих событий.


Конец формы

 

Начало формы

4. Как решение, принятое М.И. Кутузовым, повлияло на дальнейшие события войны? Приведите два положения.

Конец формы



Начало формы

Конец формы





Начало формы

24. Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с этим боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточённости, и по огромным последствиям. Кутузов знал, конечно, что Барклай прав, что Наполеона погубят (если вообще что-нибудь его погубит) отдалённость от базы, невозможность длительной, годами или даже долгими месяцами длящейся войны в нескольких тысячах километров от Франции, в пустынной, скудной, враждебной, громадной стране, недостаток продовольствия, непривычный климат. Но ещё более точно Кутузов знал, что отдать Москву без генеральной битвы не позволят и ему, несмотря на его русскую фамилию, как не позволили сделать это Барклаю. И он решил дать эту битву, ненужную, по его глубочайшему убеждению… Излишняя стратегически, она была неизбежна морально и политически. Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошёл в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после этой битвы и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю».

1. Что, по мнению М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, могло способствовать гибели армии Наполеона? Укажите всего не менее трёх положений. 2. О какой битве идёт речь в тексте? Назовите её дату. В чём видит историк главный итог этой битвы?


Конец формы

 

Начало формы


Конец формы

Начало формы

25. Первая четверть XIX в. стала временем значительных успехов Российской империи на международной арене. Решение ряда важнейших внешнеполитических задач  позволило России на несколько десятилетий стать ведущей мировой державой, оказывавшей влияние не только на европейскую, но и на мировую политику.

1. Приведите два любых примера военных сражений этого периода. 2. Назовите не менее двух основных итогов внешней политики России в первой четверти XIX в.


Конец формы

 

Начало формы

Конец формы







26. «Дворы, между коими заключён Парижский трактат, собравшись... вместе с прочими Государями и Державами, им союзными, чтобы... дополнить постановления означенного Трактата и прибавить к оным распоряжения, кои сделало необходимыми состояние Европы при окончании последней войны… повелели Своим Полномочным составить из постановлений, до существенной и непременной пользы касающихся, один Главный Трактат...

         Те из именованных Полномочных, кои присутствовали при окончательном заключении переговоров, представя свои законные полномочия, согласились внести в Главный Трактат и утвердить своим подписанием следующие статьи:

         Статья I. Герцогство Варшавское за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи... Его... Величество, сообразно с существующими в рассуждении прочих Его титулов обычаем и порядком, присовокупит к оным и титул Царя (Короля) Польского.

         Статья XXV. Его Величество король прусский будет также иметь в полном державном владении и собственности на левой стороне Рейна земли, заключающиеся в нижеозначенных границах.

         Статья LIII. ... Все владетельные государи и вольные города Германии и в том числе их величества император австрийский, король прусский, датский и нидерландский, первые, то есть: император австрийский и король прусский, в качестве государей тех из владений своих, какие в прежние времена принадлежали к Германской империи; а короли датский, в качестве герцога Голштейнского, нидерландский, в качестве великого герцога Люксембургского, постановляют между собою вечный союз, под названием общего Германского союза.

         Статья CIV. Его Величеству королю Фердинанду IV, наследникам его и потомству возвращается престол неаполитанский, и все державы признают его королём королевства обеих Сицилий».



  1. Какие задачи должен был решить конгресс? Укажите не менее двух задач.

  2. Привлекая знания по истории и текст документа, укажите, в чём проявились противоречия между участниками конгресса. (Приведите не менее двух положений.)

  3. Как назывался конгресс, о котором идёт речь в документе? Укажите годы его работы.

  4. Какое событие примирило участников конгресса?



27. Рассмотрите портреты и выполните задание.



 

Укажите фамилии военачальников, изображённых

на портретах.

1) П.И. Багратион, М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли

2) Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, П.А. Румянцев-Задунайский

3) А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, И.С. Грейг

4) В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин





28. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Укажите событие, изображённое на схеме.

1) Полтавская битва в 1709 г.

2) взятие турецкой крепости Измаил 1790 г.

3) сражение при Аустерлице в 1805 г.

4) Бородинское сражение в 1812 г.




29. Рассмотрите карту.

Территория, обозначенная на схеме римской цифрой III, вошла в состав Российской империи в

 1) 

1772 г.

 2) 

1793 г.

 3) 

1795 г.

 4) 

1815 г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!