1. Актуализация, проблематизация, мотивация. Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация. «Включение» в учебную деятельность. (7 минут) | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Прозвенел звонок веселый . Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Прежде чем мы начнем работать, предлагаю вам обратить внимание на облачка, которые есть у каждого из вас. За каждый правильный ответ я буду выдавать вам капельки, а вы будете прикреплять их на ваши облачка. В конце урока мы посчитаем количество капелек и выясним, кто заработал больше всех баллов на уроке. Сегодня мы будем говорить о вечном путешественнике: самом привычном, но при этом самом удивительном веществе на Земле. - Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыносимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете» - Вы узнали это вещество? - А как вы понимаете смысл этого высказывания? - Где в природе вы встречали воду? - В каких трёх агрегатных состояниях существует вода на Земле? - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? Поработайте парами, используя рабочие листки (Приложение 1 к уроку). Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить? Как называется водная оболочка Земли? Запишите в рабочих листках понятие гидросферы. Вернемся к нашим капелькам, которые лежат у вас на столе. Они не совсем обычные, прошли долгий путь: побывали в атмосфере, в Черном море, в реке Волоснице, в роднике и даже под землей. Как вы думаете, благодаря какому процессу капелька имеет возможность путешествовать? (на экране – круговорот воды) Таким образом, мы выявили с вами тему урока. Целеполагание. Какие цели мы поставим перед собой? | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают, отвечают на вопросы, дополняют своих одноклассников (фронтальная работа) Работают в парах, выполняют задание1. Самопроверка с эталоном на слайд. Называют тему урока. Осознают цели предстоящей деятельности. Вступают в беседу, проговаривают и осознают. Цель появляется на экране и обсуждается: • Из каких частей состоит гидросфера. • Расширить представление о круговороте воды в природе. • Какова роль воды в природе и в жизни человека. | Личностные: умение организовать свое рабочее место. Коммуникативные: ученики слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания, учатся. принимать позицию собеседника. Регулятивные: наблюдают и анализируют собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся; Коммуникативные: ученики учатся работать в парах, слушать друг друга. Регулятивные: выполняют учебное задание Личностные: проявляют интерес к изучению темы Личностные: изъявляют желание получать новые знания, Коммуникативные: учатся высказываться. | 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 4 слайд клик 5 слайд Проверка 5 слайд ( клик) 6 слайд 7 слайд клик клик 8 слайд |
2. Усвоение нового материала. Цель: «Включение» в целенаправленное действие. | Предлагаю вам самостоятельно выяснить, из каких частей состоит гидросфера, для этого поработайте с атласами стр. 18-19 и выполните задание 3 в рабочих листках, ответив на вопрос «Почему Землю называют голубой планетой?» Посмотрите на карту атласа, где ещё есть вода? А где ещё может содержаться вода? Выполните задание 4 – составление кластера «Состав гидросферы» В каких частях гидросферы содержится максимальное количество воды? Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? Физминутка 3 % пресной воды – это не так много. Такого количества хватило бы человечеству на несколько лет. А между тем, вода в наших реках, озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоёмы неиссякаемыми? Вызывает одного ученика к доске для рассказа о круговороте воды. Дает определение мирового круговорота воды, рассказывает о видах круговорота. | Работают с атласом, обсуждают в парах выполнение задания. Выходят к доске и показывают океаны, остальные работают по атласам в парах. Дети говорят о водах суши. Ребята догадываются о воде в атмосфере. Выполняют задание, осуществляют проверку по эталону на слайде. Отвечают на вопросы, вступают в дискуссию. Выполняют упражнениЯ Слушают, задают вопросы, дополняют. | Познавательные: умение организовывать свою деятельность Регулятивные: ищут ответ на вопрос, оценивают свою деятельность. Коммуникативные: работа в группе, определяют возможные роли в совместной деятельности: строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: уметь высказывать суждения, подтверждая их фактами. Личностные: раскрывают понятие о мировом круговороте воды. | 9 слайд 10 слайд 11 слайд ПРОВЕРКА 3 ЩЕЛЧКА 12 слайд 13 слайд |
4. Обобщение полученных на уроке сведений, закрепление. (10 минут) | Предлагает заполнить схему круговорота. Сейчас вам предлагается составить ЛОК (логически опорный конспект) о роли воды природе, в жизни человека. Для этого прочтите дополнительный текст (Приложение 3 к уроку) на выданных мною листочках и составьте устный рассказ. | Выполняют задание, проверяют по эталону на слайде. Ребята работают в группах, создают конспекты и затем выступают с рассказами. | Регулятивные: анализируют результаты работы. Коммуникативные: Умение работать в группе, слушать друг друга. Регулятивные: умение обобщать, выделять главное, систематизировать информацию. | 14 слайд 15 слайд проверка 16 слайд. |
5. Рефлексия | Ребята, сегодня на уроке мы узнали лишь малую часть о воде. Достигли ли мы целей урока? На слайде появляются высказывания о теме урока: - Я узнал…. - Мне было интересно…. - Я хочу узнать… А сейчас, давайте посмотрим, кто заработал больше капелек и наполнил свои облака. Выставляет отметки за работу. | Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока | Регулятивные: оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; учатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | 17 слайд |