СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военные реформы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Военные реформы»

Дата:

Класс: 9

Учитель:

Предмет: История



Тема: «Военные реформы»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация



  1. Контролируемые умения



  • Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов

  • Развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

  • Развитие умений анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего



  1. Проверяемые элементы содержания



  • Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Начало правления Александра II. Подготовка Крестьянской реформы. Крестьянская реформа 1861 г. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870–1880-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова



  1. Предметные умения



  • Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез

  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

  • Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения

  • Излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных, пространственно-временных связей исторических событий (явлений, процессов)



  1. Личностные результаты



  • Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России



  1. Функциональная грамотность



  • Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)



Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a193542

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность



Один мудрец сказал:

«Если я не смогу провести реформы без несправедливости,

то не надо мне реформ»



    1. Актуализация опорных знаний



Берданка Рассмотри изображения, прочитай текст и ответь на вопросы.



Возможно, ты слышал слово «берданка». Сегодня так называют любое старинное ружье. История появления берданки очень интересна. В 1866 году полковник Главного артиллерийского управления А. П. Горлов и делопроизводитель Оружейной комиссии К. И. Гуниус отправились в США с очень важной миссией. Им нужно было выбрать новое оружие для русской армии. Они отправились в США потому, что разработки американских специалистов в области стрелкового оружия в то время занимали первые позиции в мире. Выбор А. П. Горлова и К. И. Гуниуса во время командировки пал на винтовку Бердана с откидным вперед-вверх затвором.

Однако герои нашего рассказа пришли к выводу, что сама винтовка и патрон к ней нуждаются в существенной доработке. На вооружение в русскую армию поступила доработанная винтовка под названием «стрелковая винтовка образца 1868 года». Но история берданки на этом не закончилась. В 1869 году в Россию приехал Хайрем Бердан, который предложил новый продольно скользящий поворотный затвор для винтовки. С помощью такой конструкции затвора перезарядить винтовку было проще и быстрее. Винтовка под наименованием «скорострельная малокалиберная винтовка Бердана нумер 2» была принята на вооружение русской армии.

  • Почему винтовка получила название «берданка»?

  • Рассмотри фото. Как ты думаешь, на основании чего Гуниус и Горлов решили, что сама винтовка и патрон к ней нуждаются в существенной доработке? Свой ответ аргументируй.

  • Как ты думаешь, почему на вооружение был принят второй вариант винтовки Бердана? Свой ответ аргументируй. 

  • На основании изученного ранее материала о результатах Крымской войны объясни, почему была организована миссия российских специалистов в США?



    1. Целеполагание



Какова цель нашего урока? Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что нам потребуется для достижения нашей цели?



  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала



Поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. показало необходимость структурной реорганизации российской армии. Проблемы были связаны прежде всего с её комплектованием, организацией снабжения и подготовкой офицеров и высшего командного состава. В мае 1862 г. военный министр России Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912) представил Александру II проект военной реформы.



Первым шагом стало создание военных округов. Главной задачей командующего округом было обеспечить всем необходимым войска, которые находятся на его территории, и руководить боевой подготовкой частей. Центральным органом военного управления, наряду с военным министерством, стал Главный штаб.

Одновременно совершенствовалась система военно-учебных заведений. Существовавшие кадетские корпусы были преобразованы в военные гимназии, в них гораздо больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Выпускники военных гимназий могли поступить в юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, которые начали создаваться с 1864 г. Приём в училища был открыт для всех сословий. Подготовку высших офицеров вели военные академии. Было также учреждено несколько специализированных военных журналов.

В 1860-е гг. шло перевооружение войск. Гладкоствольные винтовки заменялись нарезными, на вооружение принимались скорострельные пушки.




Военные уставы пересматривались в сторону упрощения и соответствия боевой обстановке. Изменилось отношение к солдатам: телесные наказания сохранялись лишь в дисциплинарных батальонах, солдат обучали грамоте.

Проведение реформы сталкивалось с препятствиями со стороны консервативной части военного руководства. Доступ к офицерским званиями лицам из неблагородных сословий расценивался как уменьшение значения дворянства. Финансирование армии было ограничено, поэтому постоянно ощущался недостаток средств. Ускорение военной реформы было связано с франко-прусской войной 1870–1871 гг., когда стали понятны все преимущества всеобщей воинской повинности — именно по этому принципу комплектовалась прусская армия, победившая в этой войне.

1 января 1874 г. всеобщая (всесословная) воинская повинность была введена в России, став основой и вершиной военной реформы. Все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, должны были пройти службу в армии. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, единственные кормильцы в семье и единственные сыновья. Обязательному призыву не подлежали мусульмане (за некоторым исключением), буддисты, часть христиан-сектантов и представители народов, ведущих кочевой образ жизни.

Срок службы в армии составлял шесть лет в строю и ещё девять лет в запасе, во флоте — семь лет и три года соответственно. Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40 лет. Они могли быть вновь призваны в армию в случае войны. Срок службы сокращался для лиц, получивших образование: до четырёх лет — для окончивших начальную школу, до трёх лет — городскую школу, до полутора лет — для получивших среднее образование и до шести месяцев — для выпускников университетов.

Введение всеобщей воинской повинности давало возможность в сжатые сроки более чем в два раза увеличить размер армии. Если во время Крымской войны Россия могла выставить 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и могла существенно увеличить их число. Меры, предпринятые по предложению Милютина, полностью оправдали себя во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Но эта война обнажила и недостатки русской армии: слабое тыловое обеспечение войск, некомпетентность части командования, в том числе и верховного, низкое качество вооружения.



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



Рассмотри изображение, прочитай вступительный текст. Выполни задание и ответь на вопросы.



Картину «Проводы новобранца» И. Е. Репин написал в 1879 году. Считается, что эту сцену, которую Репин изобразил с особой достоверностью, он увидел, когда прогуливался в окрестностях усадьбы Абрамцево, принадлежавшей его другу Савве Мамонтову. И. Е. Репин писал картину под впечатлением Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

Составь связный рассказ о событии, изображенном на картине. Попробуй охарактеризовать общее настроение картины. Подумай, как повлияло сокращение срока службы после введения воинской повинности на сам характер проводов новобранца в армию? Включи в свой рассказ диалоги, которые могли быть произнесены участниками события. В составлении рассказа тебе помогут ответы на вопросы:

  • Какое событие изображено на данной картине? Кто является его участниками?

  • Кто изображен в центре картины? Почему именно эти герои?

  • Как реагируют на происходящее участники события? Какие эмоции они испытывают? Как эти эмоции изображает художник?

  • Какое символическое значение имеет изображение открытых ворот? Что хотел сказать художник?



  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

Одним из положений военной реформы было введение всеобщей воинской повинности. Выбери верные утверждения, которые характеризуют всеобщую воинскую повинность.

Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет.

Срок службы на флоте составлял 10 лет.

Призыву не подлежало духовенство всех вероисповеданий.

Призыву подлежало все мужское население, достигшее 25-летнего возраста.

Всеобщая воинская повинность была введена вместо системы рекрутских наборов.

Всеобщая воинская повинность была введена в 1880 году.

Призыву не подлежали единственные сыновья в семье.

После прохождения действительной службы военнослужащие находились в запасе несколько лет.



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

    1. Домашнее задание. Выбрать одну из изученных реформ и подготовить доклад (3-5 минут).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!