СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы методики изучения творчества Пушкина (тэзиси)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

Актуальность темы: изучение творчества А.С. Пушкина в школе одна из составляющих частей программы по литературе. Правильно подобранные методы приёмы работы – залог успеха в изучении. Поэтому вопрос: как изучать творчество Пушкина? актуальный и требующий поисков, проявление творчества учителя.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы методики изучения творчества Пушкина (тэзиси)»

Ольга Ивановна Аникеева

Учитель русского языка и литературы

Общеобразовательная школа I-IIIступеней №29

(Горловка)

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

Актуальность темы: изучение творчества А.С. Пушкина в школе одна из составляющих частей программы по литературе. Правильно подобранные методы приёмы работы – залог успеха в изучении. Поэтому вопрос: как изучать творчество Пушкина? актуальный и требующий поисков, проявление творчества учителя.

1. Учебная программа по литературе на 2016-2017 год определяет, что «главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.». [1, 6с.] В этом контексте учителю необходимо построить свою работу так, чтобы развивать навыки активного чтения, понимания художественной ценности изучаемых литературных произведений и навыков самостоятельной работы с текстом. Русская классическая литература изучается как в начальной школе, так и в старшей, произведения выбраны с учётом возрастных особенностей, уровнем подготовки к восприятию данного произведения.

Одним из великих художников русского слова по праву является А.С. Пушкин. Для изучения творчества Александра Сергеевича с 5 по 9 класс выбраны следующие произведения: 5 класс «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», стихотворения «Няне», вступление и поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»; 6 класс стихотворения «И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», повесть «Дубровский»; 7 класс отрывки из поэм «Медный всадник», «Полтава», «Песня о вещем Олеге», повесть «Станционный смотритель»; 8 класс стихотворения «Тучи», «Во глубине сибирских руд», «19 октября 1829 года», «Я помню чудное мгновенье», роман «Капитанская дочь», повесть «Пиковая дама»; 9 класс «Моцарт и Сальери», роман в стихах «Евгений Онегин» стихотворения.

2. «Философы русского зарубежья подчеркивали универсализм, всемирную отзывчивость Пушкина, определившую характер века, писали об удивительной «прозрачной ясности» и цельности его произведений («цельном приятии Божьего мира»). Г.П.Федотов замечал, что в трудные минуты сомнений в человеке и человечестве «божественный нектар» пушкинских строчек «вливает успокоение, надежду и любовь к человеку», - так в своей работе о творчестве Пушкина высказывается Моисеенко Марина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент. [2. 3с.] Творчество Пушкина – это культура целой эпохи, и соответственно только в контексте времени необходимо изучать его произведения. Среди основных трудностей в понимании произведений Пушкина, хотела бы выделить основные:

- лексические (перед началом изучения произведения с учениками необходимо проводить словарную работу со словами, что будут встречаться в тексте);

- исторические (в своих произведениях А.С. Пушкин очень часто использует исторические факты, называет исторических личностей, поэтому необходимо проводить работу над исторической основой произведения); культурологические (мы люди 21 века и нам порой трудно представить быт и культуру 19 века, для некоторых учеников является открытием, что во времена Пушкина не было электричества);

- нравственно- эмоциональность насыщенность произведения ( что бы ученики в полной мере ощутили красоту слова великого поэта, прониклись высоким искусством поэзии, учитель необходимо настроить ученика на восприятие).

3. Для решение поставленных проблем в своей работе применяю разнообразные методы и приёмы работы. Так работая над лексикой произведения можно использовать работу с токовыми словарями или предоставить небольшой текст и предложить из контекста объяснить значение слова. Возможна также работа непосредственно с самими словами, например, зная значение слова, составить кёнинг, или сенкан, синквейн, дайнинг. Работая над исторической основой произведения ученикам можно предложить, в качестве опережающего задания, подготовить видео сообщение, или видео лекцию, возможно изучение по портретам исторических личностей. Знакомя с культурой и бытом 19 века использую предметно-наглядный материал (канделябры, подсвечники, веер, пенсне), интернет экскурсия по дому Пушкина [3]. При работе над пониманием нравственно-эмоциональной насыщенности произведения в своей работе использую музыкально-литературные постановки, чтение под музыкальное сопровождение.

Вывод. Пушкин – это не просто классик литературы, это целая эпоха, традиция, национальное достояние, то без чего мы не сможем до конца быть русскими, то без чего мы просто не можем обойтись. Роль учителя литературы не только в изучении творчества великого поэта, но и вызвать интерес к изучению историческим особенностям того времени, необходимость, потребность в понимании мира, созданного Александром Сергеевичем. Методы и приёмы для изучения учителю необходимо выбирать исходя из особенностей возрастной группы, специфики произведения. Самое главное, что бы учитель не забывал, что он личность творческая, призванная не только вкладывать знания, а научить восторгаться, ощущать, прикоснуться к душе ребёнка.

Литература

1. ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, Литература 5-9 классы п программа для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке, под ред. Данилова И.Н., Король Г.Н., - Дон. 2016, 139с. Режим доступа:https://drive.google.com/drive/folders/0B1LQ42_wtu7GYXhpZ0xWeHNfOXM 2. Моисеенко Марина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент. «Российская культурная специфика. А.с.пушкин как путеводная звезда русской культуры». Режим доступа: http://geum.ru/next/art-19767.leaf-7.php



3. Интернет экскурсия по дому-музею Пушкина в Михайловском. Режим доступа: http://pushkin.ellink.ru/vtour/titlem.asp


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!