СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Автор статьи Романенко Анастасия Олеговна, студентка ГБПОУ КК, научный руководитель Латкина Оксана Сергеевна КПК,

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных ценностей – это основная задача современной образовательной школы. Она определяется как важная часть заказа общества для образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Автор статьи Романенко Анастасия Олеговна, студентка ГБПОУ КК, научный руководитель Латкина Оксана Сергеевна КПК,»

Романенко Анастасия Олеговна,

студентка ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж

3 курса специальности 44.02.02 Преподавание

в начальных классах


научный руководитель

Латкина Оксана Сергеевна,

преподаватель ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж


Воспитание нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности


Воспитание нравственных ценностей – это основная задача современной образовательной школы. Она определяется как важная часть заказа общества для образовательных учреждений. Значимость духовно-нравственного воспитания отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где подчеркивается, что основные общеобразовательные программы всех ступеней образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а формирование духовно-нравственной культуры обучающихся является одной из главных задач современной школы [1].

Как отмечает Светлова Н. В. «нравственность становится содержательным ядром направленности личности, раскрывающаяся через особенности мотивационно-потребностной сферы, ценности и ценностные ориентации личности». Согласно мнению Розенталя М. М., под «нравственными качествами» следует понимать определённые черты характера, соответствующие его поведению, которые представляют собой образец нравственного совершенства. Урунтаева Г. А. дает следующие определение понятию «нравственные качества» – постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам [8, 10].

Рассматривая типологию нравственных качеств личности важно отметить позицию советского психолога Шадрикова В. Д. Он проанализировал и разделил нравственные качества по некоторым критериям, по каким именно, рассмотрим более подробно в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация нравственных качеств по Шадрикову В. Д.

Тип качеств

Нравственные качества

Качества, характеризующие отношение к другим людям

верный, гуманный, добрый, соболезнующий, заботливый, миролюбивый, открытый, порядочный, честный, справедливый, признательный, спокойный, гостеприимный

Качества, характеризующие отношение к добру и злу

добрый, отзывчивый, скромный, не хвастливый

Интеллектуальные качества человека

дальновидный, любознательный, внимательный, самостоятельный

Качества, характеризующие отношение к труду

активный, деятельный, умелый, хозяйственный

Волевые качества человека

обязательный, исполняющий, ответственный, терпеливый

Качества, характеризующие осознание самого себя

исполненный, самобытный

Эмоциональные качества

веселый, впечатлительный, чуткий, хладнокровный

Качества, характеризующие отношение к собственности

бережливый, экономный, бескорыстный


Становление нравственной личности процесс длительный и непрерывный, он начинается с самого рождения и продолжается в течении всей жизни. Согласно исследованиям Козловской Н. А. и Морозовой И. С младший школьный возраст является сенситивным периодом для усвоения нравственных норм и формирования нравственной стороны личности. В начальной школе обучающиеся сталкиваются с тем, что они постоянно должны самостоятельно следовать моральным правилам и нормам, принятых в обществе и соблюдение которых целенаправленно контролируется социальным окружением [7].

Психолог и философ Ж.-Ж. Пиаже установил, что в период 5-12 лет понятия, обучающегося о морали и этике, меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.В период нравственного реализма обучающиеся определяются в действиях людей по их последствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, который привел к отрицательному результату, является плохим независимо от того, намерено или случайно он совершен. Однако при явных отрицательных последствиях поступков они способны принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям [12].

Согласно И. Канту нравственное воспитание обучающихся младшего школьного возраста отличается видимым своеобразием. В их нравственном сознании доминируют императивные элементы, которые обусловлены указаниями, требованиями и советами учителя: при оценке поведения, обучающиеся исходят, главным образом, из того, что не нужно делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно сообщают о них учителю. При этом быстро реагируя на пробелы в поведении своих товарищей, обучающиеся часто не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе и своим поступкам. Так как, самоанализ и самосознание у обучающихся младшего школьного возраста находятся на низком уровне, и их становление и развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы [5].

Целью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности является поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ [1].

К нравственным задачам духовно-нравственного направления на ступени начального общего образования относят:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в различных видах деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных традициях, внутренней установки личности обучающегося;

  • формирование основ морали – осознание обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми
    в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости
    у обучающихся, понимания других людей и сопереживания им;

  • принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование у обучающихся способности формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Рассмотрим этапы нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, описанные в таблице 2.

Таблица 2 – Этапы нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по Абдулгалимовой Г. А

Этап нравственного воспитания

Цель этапа нравственного воспитания

Особенности взаимодействия учителя и обучающихся во ВД

Нравственные знания

Вызвать интерес к нравственным знаниям, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности.

Учитель насыщает обучающихся нравственными знаниями, включает их в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, используя эмоционально и деятельностно-окрашенные формы взаимодействия.

Нравственные представления

Расширить сферы субъектного начала личности обучающегося.

Учитель эмоционально-образно сосредотачивает обучающихся на нравственные ориентиры их деятельности, через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий.

Нравственный опыт поведения

Становление жизненно важных смыслов, появление своего субъектного обоснования представлений и чувств.

Учитель актуализирует у обучающихся субъектную позицию, основанную на уже развившихся моральных представлениях и чувствах, сформированного нравственного опыта поведения

Нравственная рефлексия

Актуализация нравственного потенциала личности, ведущая к самоопределению обучающихся

Учитель создаёт условия для развития у обучающихся нравственного отношения к себе, уважения к человеческим достоинствам, рождение ответственности за поступки и поведение.


В соответствии с этим воспитание нравственных качеств во внеурочной деятельности достигается поэтапно: начиная с формирования нравственных знаний, представлений и опыта поведения, заканчивая нравственной рефлексией. Для воспитания нравственности во внеурочной деятельности используются различные методы, при помощи которых осуществляется целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется и направляется их деятельность, обогащается нравственный опыт.

Методы воспитания нравственных качеств – это педагогический инструмент, выполняющий функции организации процесса нравственного развития личности. В своих исследованиях нравственного воспитания доктор педагогических наук Щукина Г. И. выделяет три группы методов. Каждый метод реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля. Рассмотрим более подробно группы методов в таблице 3.

Таблица 3 – Методы нравственного воспитания по Щукиной Г. И

Группы методов

Название метода

Описание

метода

Методы формирования сознания

Этический рассказ

эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Этическая беседа

привлечения обучающихся к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Объяснение

истолкование закономерностей, существенной для изложения отдельных понятий, явлений.

Диспут

столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок.

Пример

воздействие на сознание и поведение обучающихся системой положительных примеров.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение

это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Поручение

это исполнение обучающимся какого-либо дела.

Воспитываю-щие ситуации

ситуации, при разрешении которых воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

Соревнование

возбуждение духа соперничества и стремления к первенству в обучающихся.

Поощрение

выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий.

Наказание

выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков.


Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды и мотивы, в результате чего активизируются резервные возможности, и он начинает действовать определенным образом [9].

Можно выделить три группы приемов воспитания нравственных качеств. Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения, обучающихся младшего школьного возраста:

  • прием «Взаимопомощь» – организация совместной деятельности обучающихся, таким образом, что успех совместно организуемого дела зависит от помощи друг другу;

  • прием «Акцент на лучшее» – в разговоре с обучающимися педагог старается объективно подчеркнуть лучшие черты каждого;

  • прием «Ломка стереотипов» – педагог стремится донести обучающимся, что не всегда правильным может быть мнение большинства.

  • прием «Истории про себя» – путём сочинения или рассказывания истории про себя обучающиеся расширяют представления друг о друге.

  • прием «Общаться по правилам» – на период выполнения задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение.

  • прием «Коррекция позиций» – тактичное изменение мнений, принятых ролей, образов (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка).

  • прием «Справедливое распределение» – создание равных условий для проявления инициативы всеми обучающимися.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и обучающегося, способствующего формированию его отношения к значимой проблеме:

  • прием «Ролевая маска» – обучающимся предлагается войти в роль другого человека и выступить не от своего, а от его лица;

  • прием «Прогнозирование развития ситуации» – высказывание предположения о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация;

  • прием «Встречные вопросы» – обучающиеся готовят друг другу встречные вопросы по теме, которые подвергаются коллективному обсуждению;

  • прием «Обнажение противоречий» – позиции обучающихся разграничиваются в процессе выполнения задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения.

Третья группа связана с использованием средств художественной литературы и кинофильмов:

  • прием «Сочини конец истории» – придумывая завершение истории решается нравственная проблема, описанная в литературном произведении;

  • прием «Добрые слова» – предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов, и произнести их, обращаясь к своим товарищам;

  • прием «Творчество на заданную тему» – обучающиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания);

  • прием «Киностудия» – сочинение фильма на сюжеты из личного опыта из жизни обучающихся или классного коллектива.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность играет важную роль в воспитании нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста. Она направлена на формирование гражданской позиции, развитие моральных принципов и этическое сознание, а также на развитие обучающихся как личностей, способных принимать ответственные решения и справляться с моральными дилеммами.

Каждый учитель по-разному подходит к решению вопросов нравственного содержания. Организуя внеурочные мероприятия, учителя самостоятельно подбирают разнообразные виды работ, приёмы, и формы организации внеурочной деятельности. Для формирования опыта нравственного поведения применяют методы упражнения, поручения и воспитывающую ситуацию. Различия в реализации методов характеризуются приемами воспитания, оказывающими более эффективное воздействие на формирование нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста, которые позволяют оказать точечное и наиболее эффективное воздействие на формирование нравственных качеств у обучающихся младшего школьного возраста с учетом ситуации и особенностей личности учителя и воспитанника.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации».

  2. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: УРАО, 2019. – 937 с.

  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
    Л. И Божович; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Просвещение, 2020. – 154 с.

  4. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития / Б.С. Волков,
    Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.

  5. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант; перевод Б. Фохт, Н.М. Соколов. – М.: АСТ, 2023. – 384 с.

  6. Каптерев, П.Ф. Педагогическая литература / П.Ф. Каптерев. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 249 с.

  7. Козловская, Н.А., Морозова, И. С. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника // Интеграция образования. – 2018. – № 3/4 – С. 182–187.

  8. Светлова, Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания / С.В. Светлова. – М.: Просвещение, 2023. – 231 с.

  9. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике /
    Б.У. Такман; перевод О.А. Зильберта; под ред. И.А. Новиковой,
    И. И. Ильясовой. – М.: Прогресс, 2021. – 572 с.

  10. Урунтаева, Г.А. Практикум по школьной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Academia, 2018. - 293 с.

  11. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классных руководителей // М.: Просвещение, 2019. – 415 с.

  12. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников // Вектор науки ТГУ. – 2018. – № 8 – С. 315-318.

  13. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности обучающихся // М.Г. Янковская. – М.: Просвещение, 2022. – 155 с.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!