СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ на уроках литературы»


Патриотическое воспитание детей с ОВЗ

через изучение произведений русских авторов в основной школе

Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся. Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Уроки изучения произведений патриотической направленности строятся практически так же, как уроки в классе. Дети с ОВЗ , по моим личным наблюдениям, более восприимчивы к произведениям , способны более глубоко почувствовать и уловить ту мысль, которую выражает автор. Особенностью разбора произведений является то, что беседа происходит «с глазу на глаз», т.е.индивидуально. В такой беседе принимают участие учитель и ученик, и , как следствие , есть больше возможности и времени обсудить и понять прочитанное, провести параллели, сделать выводы.

Система работы по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ строится следующим образом. Начиная с 5 класса мы знакомимся с УНТ (сказки, пословицы, поговорки, предания, былины). Изучение народного творчества влечет за собой беседы о защите границ родины , о стойкости и мужестве русских людей (богатырей). Наблюдаем, как осуждается в произведениях лень, трусость, себялюбие. Обязательно проводим параллель с современной жизнью и с жизнью и окружением самого ребенка. Ученику предлагаются вопросы следующего содержания:

- Хорошо или плохо поступает герой?

- Какие чувства к Родине испытывает герой, выполняя свой долг?

- Как бы ты поступил на его месте?

- Как относятся к Родине авторы произведений?

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает древнерусская литература.


В «Слове о полку Игореве»( 9 класс) центральным является образ Родины. В нем воплощены чувства восхищения, гордости и чувство боли за судьбу страны. Кроме того, данная тема затрагивается и на уроках русского языка (Сочинение-описание по картине Васнецова «Баян»). В зависимости от физических и интеллектуальных способностей ребенка выполняем устную работу по картине либо после обсуждения на уроке учащийся пишет домашнее сочинение. Делаем вывод о том, что не только писателей, но художников волновала судьба Родины. Обязательно звучит вопрос: «Почему произведение актуально и в наши дни?»

Изучая в 7 классе «Повесть о Петре и Февронии Муромских», обязательно упоминаем ,что с 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Именно 8 июля, а не 14 февраля –наш исконно русский праздник, который уходит корнями далеко в прошлое.

Изучая творчество Пушкина и Лермонтова, говорим об истинном патриотизме этих поэтов, подвергшихся гонению и отдавших самое ценное в борьбе против деспотизма и произвола - свою жизнь.


Исторические басни Крылова, например «Волк на псарне» (5 класс), особенно после прослушивания актерского чтения вызывают неподдельный интерес к сюжету, восхищение ловчим (Кутузовым) и презрение к волку (Наполеону). При изучении басни обязательно проводим параллель с уроками истории, активизируем знания ребенка об Отечественной войне, о Кутузове, который привел армию к Победе. Способен на это только человек, глубоко любящий свою родину. Эта беседа продолжается и при изучении произведения Лермонтова «Бородино».

Темой патриотизма проникнута и повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Большое впечатление производит просмотр фрагментов фильма с последующим их обсуждением. Здесь поднимается несколько проблемных вопросов патриотической направленности:

- Что такое Отечество?

- Почему Тарас убил сына, предавшего казаков?

- О чем и почему думал Тарас Бульба в момент своей гибели?

Делается вывод о том, что Тарас – истинный патриот, ставящий любовь к Родине превыше всего.


Изучая стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык», говорим о том, что любовь к родине и забота о ней начинается с любви к своему родному языку. По мере своих возможностей ребенок заучивает данное стихотворение либо пересказывает близко к тексту. Мы беседуем о том, что можно сделать самому ребенку в борьбе за сохранение и чистоту русского языка.


Поэма Некрасова «Русские женщины» повествует о декабристках, добровольно отправившихся вслед за мужьями в вечную ссылку. На уроках изучения поэмы обязательно говорим и о самих декабристах, и о причинах, побудивших этих успешных и богатых молодых людей выйти на Сенатскую площадь. Делаем вывод о том, что все эти люди душой болели за светлое будущее своей Родины и своего народа, хотели изменений к лучшему.


При работе со сказом Лескова «Левша» говорим о бескорыстной любви безымянного героя Левши к своей Родине. Он, как истинный патриот, отказавшись от славы и более выгодных условий труда в Англии, возвращается домой, где и погибает, покинутый всеми. Но даже последние его мысли полны заботы об Отечестве. Умирая, Левша передает последний свой завет- ружья кирпичом чистить нельзя, в Англии так не делают.


Большую роль в воспитании патриотизма играют уроки изучения рассказов и стихотворений о родной природе . это изучение творчества Есенина, Блока, Бунина, Некрасова, Астафьева, Рубцова, Фета. На уроках мы говорим о том, что любовь к Родине немыслима без любви к красотам родной природы. На таких уроках дети, будь то 5 или 9 класс, учатся чувствовать душевное настроение автора через описание картин природы, развивают воображение через выразительное чтение и последующий анализ произведения, учатся выражать свои впечатления и получают возможность почувствовать себя частичкой того огромного мира, который нас окружает.


Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических и прозаических произведениях о войне. Это стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова, рассказы Шолохова , Платонова и др., повествующие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. При изучении произведений о ВОВ обязательно прослеживаем связь этих событий с семьей ребенка путем вопросов:

В твоей семье кто-то воевал? Кто-то работал в тылу? Как чтится память предков в вашей семье ? Связь семьи с историческими событиями подобного масштаба вызывает чувство гордости не только за страну-победителя в целом, но и заставляет почувствовать себя и свою семью частью героического прошлого Родины.


Поэты русского зарубежья – это отдельная страница в истории России. Много известных писателей и поэтов были вынужденно оторваны от своего отечества, многие из них навсегда. Но все их творчество говорит о великой любви к Родине, они сохранили самые теплые воспоминания о ней. Их произведения проникнуты ностальгией ,грустью и тоской о покинутом родном крае. Находясь вдали от Родины, все они бережно хранили ее традиции. На таких уроках ребенок учится сопереживать авторам, оторванным от дома, понимать ценность того, что у него самого есть родина, родной дом, семья. Главные вопросы:

Можно ли любить Родину, находясь далеко ?

Какие чувства испытывает человек, вынужденно оторванный от Родины?

Какие чувства испытал бы ты, находясь на его месте?


Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!