СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма в среде студентов колледжа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. В первую очередь эта проблема касается молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма в среде студентов колледжа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Суходольский горный колледж»







Педагогический опыт

Воспитание патриотизма в среде студентов колледжа








Подготовила:

Мастер п/о

первой категории

Буджерак Н.Н.







Суходольск 2024

Воспитание патриотизма в среде студентов колледжа

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Наш священный долг — быть верными великим ценностям патриотизма, хранить память о подвиге отцов и дедов, чтить наших ветеранов» —заявил президент России Владимир Путин.

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. В первую очередь эта проблема касается молодежи. А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины». С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом, и в том числе педагогами в подрастающем поколении.

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России. Площадкой для формирования патриотических качеств являются учебные дисциплины история и обществознание. Идет битва за правду нашей истории, потому что именно правда учит любить и почитать нашу Родину. «Главный метод развития патриотизма - правда». Высоких примеров у нас предостаточно, ничего придумывать не надо. Только благодаря изучению положительных примеров героизма и мужества сегодняшний можно говорить о воспитании молодежи. Студенту не скажешь: «Ты патриот». Станет он им тогда, когда будет наделен определенным количеством качеств. Для решения задач национальной задачи в области воспитания и образования необходимо внедрение различных внеурочных образовательных программ в которых воедино должны сливаться потребности студентов относительно изучения семейных и общественных традиций, взаимоотношения в социуме, здоровьесбережения. Ведь только человек наделенный таким набором качеств сможет уважительно относиться к себе, семье, учебному коллективу, стране.

Ориентир есть, пути понятны. Но преподаватели сталкиваются с достаточно сложными нынешними обстоятельствами. Потому что на молодежь, простой, земной западный пример влияет достаточно сильно. Сегодня приходится по крупицам закладывать любовь и уважение к окружающим, колледжу, городу. Только примеры, изучение жизни людей живущих или живших в нашей стране помогут в воспитании такого качества как ПАТРИОТИЗМ.

Война дала толчок развитию сварки как новой, перспективной технологии во многих странах мира. К примеру, после первой мировой войны Германия подписала Версальский договор, взяла на себя обязательства по ограничению водоизмещения боевых кораблей, в сварке же немцы увидели средство как их обойти.

Поскольку с началом войны стало ясно, что техника в этой войне должна сыграть решающую роль, поэтому вырос спрос на сварку. Как следствие, компании и лаборатории, занимающиеся сваркой, начали переключаться на решение проблем, которые возникали в связи с освоением и увеличением выпуска вооружений. Работы велись по двум направлениям:

1) совершенствование известных технологий сварки;

2) поиск новых.

Цель первого направления – ускорение производства и повышение качества вооружения из броневой стали, изготовленных дуговой сваркой под флюсом голой проволокой, а второго – разработка новых способов или известных, но ранее не нашедших широкого применения способов сварки.

В дело Великой победы огромный вклад внесли наука и специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технологий, а также простые сварщики которые участвовали в боях против фашизма и приближали победу претворяя в жизнь новые достижения в области сварки, работая на трудовом фронте. Профессия сварщика оказалась одной из самых востребованных при производстве новых видов оружия и вооружений, в спасении жизни в блокадном Ленинграде, в строительстве при восстановлении разрушенного хозяйства.

Представленная методическая разработка для проведение внеаудиторного мероприятия «Вклад сварщиков в победу над фашизмом», составлена в качестве пособия для организации внеаудиторного занятия гражданско-патриотического воспитания. Его предлагается провести в активной форме обучения – познавательной конференции. Внеаудиторное мероприятие посвящено теме трудового подвига сварщиков во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Актуальность данного мероприятия заключается в том, что знания, полученные на данном занятии, являются важной основой для будущей профессиональной деятельности студентов как сварщиков, способствует формированию профессиональных навыков к выбранной профессии, повысит устойчивый интерес к будущей профессии.









Внеаудиторное занятие

ТЕМА: ВКЛАД СВАРЩИКОВ В ПОБЕДУ НАД ФАШИЗМОМ

Цель: раскрыть вклад сварщиков в победу над фашизмом. Познакомить студентов с боевой техникой, которая помогла нашему народу одержать победу.

Задачи:

  • Показать влияние сварщиков при разработке военной техники и оружия

  • Обосновать значение института им. Е.О. Патона при создании автоматической сварки под флюсом

  • Показать героизм сварщиков в блокадном Ленинграде

  • Охарактеризовать работу сварщиков при ремонте и восстановлении народного хозяйства

Средства и  методы: интерактивные формы, теоретический,  коммуникативный и метод проектов,

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация.

Ожидаемые результаты:

  • Понимание важности выбранной профессии в победе над фашизмом;

  • понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;

  • повышение социальной компетентности студентов;













План проведения внеаудиторного мероприятия в форме познавательной конференции:

«Вклад сварщиков в победу над фашизмом»

  1. Вступительное слово мастера п/о

  2. Ход мероприятия

I часть познавательной конференции: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

  • о задачах сварщиков в военное время

  • из воспоминаний Е.О.Патона о работе института электросварки в годы войны.

  • о новых технологиях сварки брони корпусов танков;

  • о новых разработках в области производства авиационных бомб и боеприпасов, артиллерийского и стрелкового вооружения, в авиации.

  • о разработке в области сварки в судостроении;

  • о применении сварки в строительстве.

  • о применении сварки в энергетике

II часть познавательной конференции: «Путешествие по истории сварочного дела» проводится в форме викторины

3) Заключение

4) Рефлексия















Народ, который забывает свое прошлое,

не имеет ни настоящего, ни будущего.

В.О. Ключевский

Наша конференция посвящена людям, чьи имена связаны со сваркой.

  Педагог:   В тяжёлые военные годы вся страна «работала» на победу. Не остались в стороне и заводы, на которых простые сварщики претворяли в жизнь новые достижения в области сварки.

В то время, когда рождалась и проходила первые испытания дуговая сварка под флюсом, фашизм готовил вторую мировую войну. По всем приметам, в новой войне техника должна была играть не последнюю роль, а производство техники, в том числе военной, уже немыслимо было без сварки.

Студент 1: 1939 г. В ГЕРМАНИИ НАЧИНАЕТСЯ ВЫПУСК СОВЕРШЕННЫХ ТАНКОВ

Г ермания, отбросив ограничения Версальского договора, создает мощную танкостроительную промышленность. Для производства отдельных агрегатов приспосабливаются и заводы гражданской промышленности. В 1936 году немцы создают новый танк Т-П, в 1939 году начинают выпускать более совершенные танки T-III и T-IV с 37- и 50-миллиметровыми пушками. Первого сентября 1939 г. Германия выставила против польской кавалерии 3,5 тысячи танков, а в мае 1940 г. - 8 тысяч против 4 тысяч танков Франции и Великобритании. Танковая армия Клейста продвигалась к Дюнкерку (Франция) со скоростью 50 - 60 км в сутки. Фашистская пропаганда трубила о непобедимости германской армии.


СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВЫНУЖДЕН БЫЛ ГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ.

1 9 декабря 1939 года успешно прошел испытания и был рекомендован в производство средний танк Т-34, признанный впоследствии лучшим танком второй мировой войны. При его серийном изготовлении было решено максимально применить дуговую сварку.

Танк - сложное инженерное сооружение, состоящее из корпуса и башни. Корпус среднего танка, в свою очередь, разделен на отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Корпус танка собирается из катаных броневых плит толщиной от 45 мм (тридцатьчетверки) до 90 -120 мм (ИС-2). Эти плиты необходимо соединить в прочную конструкцию. И поэтому сварщику приходится рассматривать танк как сооружение, изготавливаемое не только путем сварки угловых и стыковых соединений в различных пространственных положениях, но еще и как сооружение, изготавливаемое из трудносвариваемого материала.

ТАНК Т-34 СОСТОЯЛ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ТРЕХ ТЫСЯЧ ДЕТАЛЕЙ.

Корпус и башня были сварены электродами со специальным покрытием. Совместная работа конструкторов и технологов увенчалась успехом. Танки Т-34 по приспособленности к массовому производству превосходили все танки, которым пришлось участвовать во второй мировой войне.




СРАЖЕНИЕ В РАЙОНЕ ДУБНО-ЛУЦК (С ОБЕИХ СТОРОН УЧАСТВОВАЛО БОЛЕЕ 1500 ТАНКОВ)

К 22 июня 1941 года на вооружении Красной Армии было уже 1355 танков Т-34 и 508 тяжелых танков КВ-1. Здесь-то и обнаружилось превосходство новых советских танков. Но этих танков было еще очень мало, чтобы сдержать напор вражеской техники.

КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК

К началу декабря 1941 года под Москвой немцы сосредоточили тысячу танков. Красная Армия располагала здесь только 667 машинами. Несмотря на это Ставка принимает решение о контрнаступлении, в результате которого к концу января 1942 года немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на 80 - 100 км.

Фашистским генералам пришлось сообщить фюреру неприятнейшее известие: советские танки явно превосходят по тактико-техническим данным германские танки Т-Ш и T-IV. Это был удар и по доктринам танковых генералов вермахта. Правящие круги рейха принимают решение: увеличить выпуск существующих танков (т. е. качеству противопоставить количество) и приступить к разработке новых, более мощных танков. С 1941 по 1942 год число иностранных рабочих и военнопленных, занятых в промышленном производстве, возросло с 3 до 7 млн. человек, и если в 1941 году было изготовлено 5,2 тысячи танков и бронеавтомашин, то в 1942 году - уже 9,3 тысячи.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФРОНТА ОРУЖИЕМ

С ерьезным препятствием увеличению выпуска советских танков стало изготовление бронекорпусов. Наиболее «узким» местом в бронекорпусных цехах оказались участки сварки броневых плит. Возникла потребность в сотнях, тысячах высококвалифицированных сварщиков-ручников.

Студент 2: ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОСВАРКИ НА УРАЛЕ

В начале ВОВ Институт электросварки эвакуировался из Киева на Урал. В октябре 1941 года на уральском заводе разместили оборудование головного завода и сотрудники Института работали над автоматической сваркой под флюсом брони. Броня - это сталь, содержащая больше примесей. Именно примеси придают ей свойства брони, в первую очередь - твердость. Они же и «портят» сталь, делают ее капризной, чувствительной к нагреву и охлаждению.

ВИДЫ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

  • подбирали оптимальный режим сварки,

  • испытывали различные флюсы,

  • испытывали различные проволоки,

  • сваривали куски броневой стали,

  • вырезали образцы металла шва,

  • образцы металла шлифовали,

  • изучали под микроскопом шлифы.

Экспериментировали по двенадцать часов в сутки... Но трещинки нарушали монолитность шва, Но, между прочим, броня не трескается при ручной сварке покрытыми электродами. Чем же хуже автоматическая сварка под флюсом?

РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО

Следовало учесть особенности металла и найти к ним подход (углерод в шве – причина появления трещин).

Р ЕШЕНИЕ: присадочную проволоку предварительно уложить в разделку шва. При этом шов получался в основном из металлов электродной и дополнительной проволок, как и при ручной сварке. Более того, стало возможным регулировать состав шва, изменяя количество дополнительной проволоки.

ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СВАРКИ ПОД ФЛЮСОМ

К лету 1942 года в Красной Армии было уже 4065 новых танков. Во второй половине 1942 года советская промышленность дала больше танков, чем промышленность фашистской Германии. Но в советском танкостроении проблема автомата оказалась не единственной.

ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ФЛЮС?

В конце тридцатых годов за рецепт своего флюса для сварки обыкновенной стали фирма «Линде» (США) запросила десять миллионов д олларов. Патон сберег стране эти деньги, разработав флюс АН-1. Теперь, когда потребовался флюс-заменитель, стало понятно, что в то время было сделано нечто большее, прямо-таки бесценное. ФЛЮС АН-2. Составить его удалось всего из четырех минералов; песка, известняка, марганцевой руды и небольшого количества полевого шпата.

УСТАНОВКА КОМАНДИРСКОЙ БАШЕНКИ

Летом 1942 года были улучшены боевые качества танка. В частности, на его башне была установлена командирская башенка, что улучшило обзор из танка, облегчило ведение боя. На заводах, где выпускались танки, Институт электросварки внедрил специальные установки для сварки под флюсом кольцевых швов командирских башенок.

КУРСКАЯ ДУГА

К июлю 1943 года немцы сконцентрировали в районе Курска 2700 танков. Ставка смогла выделить 3600 танков. 12 июля раз­горелось невиданное в истории второй мировой войны танковое сражение, в котором сразу столкнулись 1200 танков. Советские танкисты смело вступали в бой с фашистскими танками любых типов. На Курской дуге были полностью разгромлены 7 танковых дивизий гитлеровцев.

Студент 3: ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Е.О. ПАТОНА

Представляют большой интерес мемуары  Е.О.Патона, посвященные работе института электросварки в годы Великой Отечественной Войны. Когда институт был эвакуирован в Нижний Тагил, ставший так называемым танкоградом, возникли серьезные проблемы в подборе новых сырьевых источников - взамен потерянных на Украине. Они были жизненно необходимы для выпуска сварочных материалов, флюсов, которые еще в 1939-1940 годах обеспечили создание скоростной автоматической сварки под слоем флюса. И вот, по дороге на работу, пересекая железнодорожное полотно, молодой сотрудник института Александр Иустинович Коренной обнаружил между рельсами какой-то стеклообразный порошок. Его небольшие количества немедленно были собраны и во время обеденного перерыва незаметно опробованы в качестве флюса при автоматической сварке брони. От сварки штучным электродом  (который имеет покрытие и ограниченную длину) процесс сварки под флюсом отличается тем, что он производится  “голой” электродной проволокой сплошного сечения, но в зону дуги извне подается флюс, как бы заменяющий собой электродное покрытие. Поскольку подача проволоки и флюса может производиться непрерывно и – при повышенной мощности сварочной дуги - на больших скоростях, представляется возможным существенно повысить производительность процесса, который легко осуществлять в автоматическом режиме. Первый же шов у А.И. Коренного оказался настолько удачным, что находчивый сотрудник показал его своим коллегам, и вскоре был найден выход из тупика, так как искомое сырье находилось рядом, в горах, причем в больших количествах. 

Количество сложных автоматических установок, у которых скорость подачи проволоки  в шов зависела от напряжения сварочной дуги, было недостаточным, поэтому открытие в 1942 году Владимиром Ивановичем Дятловым так называемого эффекта саморегулирования дуги - при постоянной скорости подачи проволоки - сыграло революционную роль в создании простых и надежных установок для скоростной автоматической сварки. Большая часть из них была создана под руководством Платона Ивановича Севбо, и довольно быстро таких установок на военных заводах появились многие десятки. Широко известный сварочный трактор* ТС-17, отличавшийся простотой, надежностью и повышенной маневренностью при выполнении соединений методом автоматической  сварки под слоем флюса, был создан позднее блестящим конструктором Владимиром Евгеньевичем Патоном многие годы успешно руководившим очень сильным конструкторским отделом. Одновременно он длительное время был и заместителем начальника созданного в последствие опытно-конструкторско-технологического бюро (ОКТБ) института по конструированию.       
          Но в начальное время войны сварочной техники, как и ее конструкторов, почти не было, а опытных сварщиков, работавших по 10-12 часов в сутки, катастрофически не хватало. Е.О. Патон вспоминал, что, тем не менее, уже до конца 1941 года были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики. В январе 1942 года на двух автоматических установках началась сварка бортов корпуса Т-34. Корпус этого танка требовал большого объема сварочных работ. Днище и подкрылок приваривались к борту двумя мощными швами длиной более 5 метров. На эту работу квалифицированный сварщик затрачивал около 20 часов. Сварочный же автомат, управляемый учеником-подростком, мог выполнить эту работу за 2 часа. Многие такие подростки были собраны в называемый между сотрудниками “механизированный детский сад”, который возглавили два лаборанта: М.Н. Сидоренко – старший токарь и Л.М. Богачек – старший слесарь. Они учились сами и учили ребят. Заслуженные станки-ветераны, управляемые подростками, вскоре начали давать продукцию - аппараты для сварки танков. 

«Блестящая победа наших войск на Курской дуге летом 1943 года предоставила большие возможности для изучения качества сварки немецких машин. Собранные данные показали, что все швы сваривались вручную, качество сварки было значительно ниже, чем на наших танках. Первый слой имел небольшие размеры и выполнялся аустенитными электродами, остальная часть шва создавалась многослойной сваркой ферритными электродами. Все сечение этой части было поражено порами.»

Но ни в США, ни в Германии технология автоматической сварки танковой брони не была разработана. В США сварка под флюсом корпусов танков была освоена в 1944 году, в Германии до конца войны танки сваривали вручную

Студент 1: О НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ СВАРКИ БРОНИ КОРПУСОВ ТАНКОВ

В итоге специалисты Института электросварки впервые в мире решили сложнейшие научные и технические задачи, связанные с автоматической сваркой брони, разработали совершенную технологию и необходимое оборудование, которые обеспечили массовый выпуск тяжелых танков КВ, средних Т-34 и легких Т-60, Т-70. Это способствовало тому, что лишь одних танков Т-34 было изготовлено не менее 100 тысяч, что намного превосходило количество танков, выпущенных фашистской Германией и ее сателлитами. Автоматы скоростной сварки позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших  физических усилий. Поэтому автосварщиками могли работать  подростки в возрасте 15-16 лет, вчерашние фабрично-заводские ученики, а также женщины-разнорабочие. Нередко они трудились в неотапливаемых помещениях, голодные, холодные, лишенные многих радостей материнства и детства. Во многом исход войны определяла военная техника, и спрос на сварку резко вырос. Инженеры начали вести работу по двум основным направлениям: первое - совершенствование методов сварки, с целью увеличения объемов производства и второе - разработка новых способов сварки. На первом месте среди видов вооружения были, конечно же, танки.

В научно-исследовательском институте ЦНИИТМАШ разработали флюс ОСЦ-45, который применялся при сварке боеприпасов. В том же институте изготовили установку контактной сварки рельсов в условиях работы с подвижной платформы. С ее помощью было сварено более 30 тысяч стыков за 1942г. Разработанный пистолет-пулемет Г.С. Шпагина изготовлен с применением штампосварных деталей.

В авиации сварочные процессы также нашли применение: сварка алюминиевых баков и подмоторных рам. Кроме танков Т-34, на Уральском танковом заводе выпускали: авиабомбы трех типов: ФАБ, ЗАБ, ХАБ; артиллерийские передки, детали для реактивных самоходных установок («Катюш»), бронекорпуса для самолетов ИЛ-2.

На территории Уралвагонзавода работали два авиационных завода, использовавших бронекорпуса для выпуска знаменитых штурмовиков.
В целом в СССР с помощью сварки были также произведены большие количества штурмовиков Ил-2, истребителей Як-7, Ла-5, бомбардировщиков Пе-2, aртиллерийских орудий, также как и корпусов мин, торпед, гильз снарядов.    Одновременно множество металлических мостов, трубопроводов, вагонов, других транспортных средств и сварных конструкций были отремонтированы или заново сооружены. Это иллюстрирует бесспорный подвиг советских сварщиков, но кроме института электросварки следовало бы упомянуть такие организации, как институты электросварочного оборудования, автогенного оборудования, машиностроения, авиационной техники, судостроения, “Прометей”, как и сварщиков многих оборонных других предприятий.

В годы войны сварочные процессы продолжали совершенствоваться и широко применяться при изготовлении авиационной техники, стрелкового и артиллерийского оружия (МВТУ им. Н.Э.Баумана, Научно-исследовательский институт авиационных технологий и др.).. Большой вклад в выпуск военной продукции внесли сотрудники лабораторий сварки многих заводов. Так, на Горьковском автомобильном заводе было налажено изготовление сварных артиллерийских установок, снарядов для ракетных установок и др.

С 1939 по 1943 объем производства вооружений в СИ НА с применением сварки вырос в 7 раз. В 1944 г. (на два года позже патоновцев) здесь перешли на дуговая автоматическая сварка под флюсом танковых корпусов.
Ручная дуговая сварка электродами применялось для изготовления узлов вертолетов и самолетов.

Студент 2: ЛАБОРАТОРИЯ СВАРКИ ГОРЬКОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА

В период 1941-1945 гг.. за короткое время одновременно с выпуском автомобилей на заводе было налажено изготовление самоходных артиллерийских установок, снарядов для ракетных установок и другой военной продукции.

СТРОИТЕЛЬСТВО БЕНЗОПРОВОДА В ОСАЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД

В апреле 1942 г. Комитет Обороны принял решение о строительстве бензопровода через Ладожское озеро. 30 км труб диаметром 100 мм пролегли по дну озера. Сварщики с честью справились с этим заданием. 4500 стыков труб и только в одном стыке обнаружились дефекты. Трубы работали в течение 20 месяцев.















СКОРОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО БАРЖ

Восстановительные работы для «дороги жизни» к осажденному городу велось с применением сварочных технологий. Секции барж сваривали на Балтийском заводе. Собранный из них корпус разбирали, и его части перевозили по железной дороге на берег Ладожского озера (водный путь был отрезан врагом). Баржи вновь собирались и начинали доставлять продукты питания, вывозили на «Большую землю» детей и женщин.

Студент 3: ПОДВОДНАЯ ДУГА К.К. ХРЕНОВА

В годы войны возникла потребность в подводной сварке и резке металлов при ремонте кораблей, мостов, при аварийных и спасательных работах. Иссле­дования и разработку техники сварки и резки под водой выполнил инженер К.К. Хренов.

Результаты всесторонних исследований свойств и состава металла швов, сваренных под водой, показали возможность применения сварки для ремонта подводных частей корпусов кораблей прямо на плаву.



РУЛОННЫЙ СПОСОБ СВАРКИ РЕЗЕРВУАРОВ

Д о войны нефтяные резервуары объемом свыше 5000 м3 сооружали только с помощью клепки. В 1945 г. инженер Института электросварки предложил изготавливать отдельные части (стенки, крышки) крупных резервуаров в цехах с помощью автоматической сварки в виде больших полотнищ и свернутыми доставлять на площадки, где заваривать только монтажные стыки.

СВАРКА И ЭНЕРГЕТИКА

В каждом котельном агрегате тепловой электростанции довоенной постройки имелось по три-четыре барабана. При отступлении выводили электростанцию из строя, под сферическую часть барабана подкладывали взрывчатку и взрывали ее. Несмотря на полную исправность остального оборудования электростанции, пробоина в барабанах гарантировала невозможность эксплуатации. Смена барабана означала сборку нового котельного агрегата.

ПУСК КРАСНОДАРСКОЙ ЭС ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ФАШИЗМА

В 1943 году в Краснодаре, решался вопрос о пуске городской электростанции. Станция с турбиной, была цела, только в 4-х барабанах котлов зияли пробоины. Предлагалось вырезать поврежденные участки, из одного барабана сделать заплатки и вварить их в остальные три. Четыре московских сварщика капля за каплей, слой за слоем заполняли стыки между заплатами и стенками барабана. Барабан был предварительно нагрет до 300°. 680 кг электродов превратились в мощные швы. Восстановленные барабаны выдержали давление в 2 раза большерабочего. Это был опыт восстановительной наплавки и такого применения сварочной дуги еще не знала мировая практика. Станция была пущена в короткие сроки.

Педагог: ЗАСЛУГИ И НАГРАДЫ СВАРЩИКОВ ЗА ГОДЫ ВОВ

Е.О. Патон - Герой Социалистического Труда

Десять сотрудников института - ордена и медали.

Работа Хренова и сварщиков-подводников была отмечена правительственными наградами.

Закрепление материала.

  1. Какая техника в первую очередь потребовалась в начале войны?

  2. Какие новые технологии были использованы в годы войны?

  3. Удалось ли немцам создать подобную установку Т34?

  4. Кто считается основным разработчиком танка Т34?

  5. Почему ППШ являлся самым массовым огнестрельным оружием?

  6. Кто его Конструктор?

  7. Какой самолет можно назвать одним из самых используемых?

  8. Кто его конструктор?

Викторина «Боевая слава советского оружия»

1. Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2? (Ночные ведьмы.)
2. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)(«Папашей».)
3. Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм? (Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.)
4. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что? (За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)
5. Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»? (Челябинск, Южный Урал.)
6. На собственные сбережения Мария Октябрьская «построила» танк «Боевая подруга» и успешно воевала в нём в этом качестве. В каком? (В качестве водителя.)
7. В приказе немецкого командования от 14 августа 1941 года говорилось: «Русские имеют автоматическую и многоствольную огнемётную пушку… Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым… При захвате таких пушек немедленно сообщать». О каком виде оружия идет речь и когда оно впервые было применено? (Катюша)



Заключение

Вторая мировая Война была не только битвой армий, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, но и битвой умов. От того, чья мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход сражений. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. Она превосходила нашу страну и по качеству, и по количеству единиц военной техники. После войны весь мир признал, что наши наука и техника были не просто на высоте требований, которые предъявило время, но и превзошли самые смелые ожидания. Годы войны стали временем высокого подъема творческой мысли ученых, смелых и оригинальных решений. Легендарные "тридцатьчетверки", "Катюши", штурмовики и истребители, автоматы и САУ – это интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, геологов, металлургов. Каждый накормленный человек, каждый спасенный раненый - это титаническая работа медиков, селекционеров, биологов. В целом суммарный вклад науки равнялся Победе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!