СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание у обучающихся базовой национальной ценности «патриотизм» средствами математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая цель современного образования и   одна из приоритетных  задач общества и государства  -   воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание у обучающихся базовой национальной ценности «патриотизм» средствами математики.»

Воспитание у обучающихся базовой национальной ценности «патриотизм» средствами математики.

Актуальность.

Фундаментальное ядро содержания общего образования наряду с формированием предметных понятий определяет необходимость формирования базовых национальных ценностей: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него».

Программа развития включает целевую комплексную программу формирования духовно-нравственных ценностей: русский язык, семья, патриот, гражданин, Отечество, труд, наука, учитель, искусство и культура, природа, человечество, религиозные культуры. Патриотизм традиционно является основой формирования нравственности.

В настоящее время усиливаются противоречия между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы формирования у обучающихся базовых национальных ценностей, и недостаточной ее научно-методической разработанностью в образовательной области «Математика».

Задача использования уроков математики и внеклассных мероприятий по предмету для воспитания и укрепления у обучающихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе специфическую трудность: очевидна причина, которая заложена в абстрактном характере математической науки. Непосредственно, своим собственным материалом и содержанием математика в силу этой причины вообще не может служить орудием пропаганды чего-либо столь конкретного, как красота и величие родной страны. Однако на уроках математики ученик не всё время сосредотачивается на её абстрактной сущности, но и размышляет над содержательным материалом "текстовых" задач, историческими сведениями и различного рода приложениями. Ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не её законы, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою задачи.

Для формирования базовой национальной ценности «патриотизм» у школьников необходимы педагогические условия: разработка и внедрение в образовательный процесс школы программы формирования базовых национальных ценностей; системный характер работы учителя - предметника и классного руководителя по патриотическому воспитанию; готовность к разработке и внедрению программ предметных недель, посвященных какому-либо событию, достоянию, и выпуску какого-то методического продукта (сборника задач, проекта, исследовательской работы, сценария мероприятия); создание благоприятной среды и творческой атмосферы, обеспечивающих уважительные, дружеские взаимоотношения взрослых и детей; активизация работы детского самоуправления; мониторинг сформированности у обучающихся духовно-нравственных качеств на основе разработанных критериев.

Описание опыта.

При обучении математике основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

  1. использование историко-математического материала;

  2. проведение нестандартных уроков;

  3. решение математических задач прикладного характера и идейной направленности;

  4. внеклассная работа.


Использование историко-математического материала во внеклассной работе.

Эффективным оказался конкурс на составление задач с использованием статистических данных времен Великой Отечественной войны. Информация о боевых событиях на фронтах, о народных мстителях, о самоотверженном труде в мирное время дала возможность подрастающему поколению узнать героику прошлого, оценить бессмертный подвиг людей, раскрыть их духовный и нравственный мир, сравнить соотношение сил и боевой техники в разные периоды войны, понять, какой ценой завоевана Победа. По словам педагога В. А. Сухомлинского, «никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

В результате составлен тематический сборник задач.

Задача по теме «Действия с десятичными дробями». В июне 1941 года личный состав вооруженных сил СССР составлял 2,9 млн. человек, а Германии и ее союзников – 5,5 млн. человек. Найдите, на сколько человек личный состав вооруженных сил нашей страны на начало войны был меньше, чем у Германии?

При составлении следующей задачи использовались данные о производстве военных самолетов в СССР за годы Великой Отечественной войны.

Задача . В год А производство военных самолетов в СССР увеличилось на 11% по сравнению с годам Б, причем в год Б их было произведено столько же, сколько в годы В и Г вместе. Известно, что в 1944 году производство самолетов составило 33,2 тыс. штук, а в году Д на 2600 меньше, чем в 1942. Определите, в какие годы войны производство самолетов достигло максимума и минимума, и какова разница (в тыс. штук) между ними, если всего за годы войны в СССР произвели 112,1 тыс. самолетов.

Годы войны: А – открытие второго фронта в Европе

Б – танковое сражение под Прохоровкой

В – оборона Брестской крепости

Г – начало общего наступления советской армии

Д – США сбросили атомную бомбу на Хиросиму

Очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Задача на нахождение среднего арифметического. В годы войны многие жители поселка Малечкино были участниками трудового фронта. В таблице представлены десять из них. Найдите средний возраст тружеников тыла на начало войны (1941 год)

Евсевьева В.А.

Рябцова И.П.

Рудакова П.А.

Калинина Е.А.

Гулева И.С.

Добрынина Р.Н.

Пиличева А.Ф.

Акентьева Т.В.

Корзюк Г.Ф.

Коновалова Н.И.

1924

1923

1913

1914

1916

1917

1922

1924

1927

1916

Задача. Составьте столбчатую диаграмму по следующим данным.

Наименование селений

Количество призванных жителей

Количество погибших

жителей

д. Воиново

55

31

д. Заякошье

25

11

д. Дементьево

32

11

д. Курилово

55

19

д. Афонино

30

13

д. Федорово

8

8

д. Малечкино

70

29


На историко-патриотическом материале проведены интегрированные мероприятия. Так, учитель 2 класса Аникина Г.А. составила авторский сценарий «С математикой в историю», на котором школьники деятельностным способом открывали знания о той далёкой эпохе. Был использован материал школьного музея: сведения о Герое Советского Союза – Тихове Анатолии Устиновиче, родившемся в с. Высокое Череповецкого района.

Задача. В годы Великой Отечественной войны летчик Тихов А.У. совершил 394 боевых вылета, во время которых уничтожил танков 21, пулемётов на 8 меньше, чем танков, а боевых машин на 61 больше, чем пулемётов. Сколько боевых машин уничтожил советский лётчик

Также в рамках недели математики учащиеся средних и старших классов выполнили проектную работу «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны», в которой отражён вклад математиков и науки математики в разработку и создание новой боевой техники, в усовершенствование уже существующей.

В качестве итогового мероприятия практикуются общешкольные игры по станциям предметного содержания, в том числе и на историко-математическом материале. На подготовительном этапе создается инициативная группа из старшеклассников и учителей, которая готовит информацию, задания и оформление для каждой станции, выбираются ответственные за проведение и судейство. Отбор заданий носит дифференцированный характер с учётом возрастных особенностей и возможностей классов. Очень важно продумать систему оценивания и схему движения для каждой команды. Число станций определяется количеством классов, участвующих в игре. На этапе реализации команды от классов или весь класс получают маршрутные листы, в которых указывается последовательность прохождения станций и выставляются баллы за работу. На заключительном этапе подводятся итоги: заработанные командой баллы суммируются и награждаются победители игры.

Возможный перечень станций: 1) Брестская крепость; 2) Блокада Ленинграда; 3) Сталинградская битва; 4) Города – герои; 5) Песни военных лет; 6) Этот День Победы – как он был от нас далек и другие.

Второй путь работы учителя математики по воспитанию патриотов – это поисково-краеведческая работа, которая характеризуется исследованием истории родного края, конкретных деревень Малечкинского поселения, судеб людей, получением умений и навыков в области практического применения знаний математики, коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, рефлексивных компетенций. Документы, материалы школьного музея, сельской администрации, встречи с людьми, олицетворяющими величие Отечества, являются наиболее эффективной педагогической средой для личностного и разностороннего творческого развития детей, формирования у них патриотического сознания и поведения, ценностей семьи, памяти, долга, служения Отечеству, любви к своему народу, к своей малой Родине.

Третий путь формирования духовно-нравственной ценности «патриотизм» - введение в содержания математического образования патриотической составляющей.

Например, на уроке может быть сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы). Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

1. Эпиграфом к вводному уроку «Путешествие в страну Геометрия» накануне 300-летия со дня рождения Ломоносова берём известное высказывание: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Обучающиеся должны вспомнить, кому принадлежат эти слова. При необходимости учитель предъявляет ряд подсказок.

Обучающиеся называют имя Михаила Васильевича Ломоносова.

2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.

Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

При изучении темы «Симметрия в природе» использую фотослайды историко-культурных памятников, сделанные во время экскурсионных поездок с учащимися по родному краю.

решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности

проведение нестандартных уроков –юбилейные уроки, посвященные каком - либо событию (международный день числа  , юбилей ученого математика). 1 декабря 2012 – 220 лет со дня рождения Н.И. Лобачевского.

Подобные точечные вкрапления познавательной информации благоприятно сказываются на атмосфере урока, обогащают представления об окружающем мире, воспитывают уважение к прошлому и настоящему Вологодчины, России.

Результативность. Активизация патриотического воспитания обучающихся способствует профессиональному росту учителя. Издан школьный сборник задач «65-летию Победы посвящается». Программа предметной недели математики, посвящённой 65-летию Победы, занесена в районный банк педагогических достижений как победитель муниципального конкурса. Статья «Патриотическое воспитание обучающихся средствами внеклассной работы по математике» опубликована в сборнике «От творчества учителя к творчеству ученика» в 2012 году, статья «Деятельность учителя математики по воспитанию у обучающихся базовой национальной ценности «патриотизм» - в сборнике «..» в …году. Гражданско-патриотическое направление укоренилось в воспитательной системе класса. Опыт введения патриотической составляющей в содержание урока был использован при проведении мастер-класса и открытого урока на муниципальном фестивале «От творчества учителя к творчеству ученика» в 2010 и в 2011 годах. В 2010 году – победитель муниципального конкурса лучших учителей, в 2011 году – победитель областного конкурса.

Гаврюшова Алиса собрала материал о своём деде и стала лауреатом регионального интеллектуально-творческого конкурса «65 лет Победы». Исследовательская работа Ганичевой Дарьи и Михайловой Лидии «Наш край и Великая Отечественная война (о чем рассказывает математическая статистика)» была представлена на окружной научно – практической конференции в марте 2010 года. В 2011 году ученица 10 класса Михайлова Лидия, выступив с презентацией «Человек замечательной судьбы» на окружной научно – практической конференции и на районной краеведческой конференции «Мир через культуру», заняла второе место. Учащиеся написали заметку «Победа на языке математики» в газету «Сельская новь».

Результаты диагностики ? показали, что система целенаправленной работы учителей по патриотическому направлению средствами математики способствовала расширению знаний о достойных людях и их делах, развитию нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Вывод. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Классный руководитель, являясь учителем математики, способен повлиять на воспитание такого идеала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!